Потенциалу указали направление

В Приморье продолжают обсуждать проблемы, поднятые на Первом владивостокском урбанистическом форуме

21 нояб. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3644 (176) от 21 нояб. 2014

Урбанистический форум вызвал огромный интерес у известных российских и зарубежных экспертов и ученых в области урбанистики, транспорта и логистики. Его уже называют беспрецедентным по значимости и выражают надежду, что подобный форум во Владивостоке станет традиционным.

Как уже писал «В», мероприятие прошло 14-15 ноября на острове Русском. Основной темой дискуссий и круглых столов форума стал вопрос «Агломерации трансграничья для стабильности и соразвития».

Инициатором проведения урбанистического форума в приморской столице стал глава Владивостока Игорь Пушкарев. Открывая форум, мэр города отметил: «Владивосток в последние годы изменил вектор своего развития от закрытого города-порта, военной крепости – к городу, который должен стать полноценной коммуникативной площадкой, центром международного сотрудничества». Игорь Пушкарев предложил ряд стратегических направлений, среди которых – развитие Владивостокской агломерации. А в дальнейшем – выход и на уровень трансграничной экономической агломерации.

Эксперты, работавшие на форуме, позитивно оценили масштабные инфраструктурные проекты, над которыми работают городские власти. А также поделились с участниками мероприятия своими идеями, видением и опытом формирования мегаполисов, в которых бы гармонично сочетались комфортные условия для проживания и активного развития экономики.

Морской порт – экономическое «сердце города»

Особый интерес у участников вызвало обсуждение перспектив развития Владивостокского морского торгового порта в рамках формирующейся Владивостокской агломерации. Своим видением перспектив поделился директор службы по стратегическому развитию OAO «ВМТП» Алексей Ткаченко.

– ОАО «ВМТП» выступает всецело за развитие Владивостокской агломерации, – подчеркнул Алексей Александрович. – Мы считаем, что это крайне выгодно для всех жителей и предприятий на ее территории. Она позволит достичь взаимовыгодного эффекта, разовьет транспортную инфраструктуру агломерации, прежде всего автомобильного, железнодорожного и морского транспорта.

Специфика экономико-географического расположения ВМТП заключается в следующем. С одной стороны, наши причалы расположены очень удобно с точки зрения наличия морских подходов, доступа к энергетическим ресурсам и рынку рабочей силы, развитыми автомобильными и железнодорожными подъездами. С другой стороны, возможности территориального расширения ВМТП сильно ограничены городской застройкой, а его подъездные пути существенно перегружены.

Это предопределяет нашу ориентированность в выборе грузопотока – высокотехнологичного, экологически чистого, с большой добавленной стоимостью, каким являются контейнеры.

Здесь необходимо обратить внимание, что грузы надо как-то подвозить и вывозить. В контексте развития городской агломерации здесь наиболее заметен вопрос об автомобильных дорогах. Для нас очевидно, что необходимо строительство альтернативной существующей дороги, известной как Владивостокская кольцевая автодорога, включая строительство моста с оконечности полуострова Шкота на остров Русский и выходом на дорогу, построенную в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012. Это позволило бы перенаправить существенный поток грузового автотранспорта в обход центральных городских дорог.

Особым образом в вопросе о развитии Владивостокского транспортного узла и ВМТП как его части стоит тема транзита, прежде всего грузов из Китая. Если обратить внимание на заявляемые потребности китайской стороны, то речь идет о десятках миллионов тонн. Надо понимать, что таких мощностей в ВТУ нет, как нет, в общем, и сопутствующей им инфраструктуры. Вряд ли имеет смысл везти по и без того перегруженным городским дорогам еще и китайский транзит в таких объемах, это представляется малореалистичным. С другой стороны, есть такие проекты, как «Большой морской порт Зарубино», который специально проектируется под такие объемы транзита и не имеет ограничений высокоурбанизированной территории Владивостокской агломерации.

Приморье поддержат коридорами. Транспортными

Неподдельный интерес у отечественных и зарубежных участников форума вызвал доклад «Перспективы развития трансграничных автомобильных перевозок». Директор ДВ филиала Агентства автомобильного транспорта Минтранса РФ Игорь Хрущев досконально знает ситуацию по междугородным перевозкам и потенциалу этого направления.

– Особое внимание руководства нашей страны нацелено на развитие ТОР и новых транспортных коридоров в крае, – подчеркнул Игорь Эдуардович.

– Это транспортный коридор «Приморье-1» протяженностью ориентировочно 750 км от Харбина на Суйфэньхе – Пограничный и на Дунин – Полтавка в порты (Владивосток/Восточный/Находка) и далее на морские линии в страны АТР.

Транспортный коридор «Приморье-2» протяженностью ориентировочно 700 км от Чанчуня через Хуньчунь – Краскино в порты (Зарубино/Посьет) и далее на морские линии в страны АТР. Он также является сегментом Туманганского коридора РФ, КНР и КНДР. Данный коридор рассматривается как один из самых перспективных маршрутов, его появление на международном транспортном рынке весьма своевременно и востребованно. Целью МТК «Приморье-2» является обеспечение внешней торговли северо-восточной провинции Цзилинь со странами АТЭС, а также с морскими портами южного Китая.

В ближайшие годы будет выполнена масштабная работа по улучшению инфраструктуры пограничных переходов, дорог и морских портов.

В их числе реконструкция пункта пропуска «Пограничный» предусматривает кратное, более чем в 3 раза, увеличение пропускной способности как по транспортным средствам, так и по пассажирам. По информации Росграницы, реконструкция пункта пропуска «Пограничный» будет закончена в 2016 – 2017 годах.

Для наращивания грузовых и пассажирских потоков возможно открытие в Приморье новых пограничных переходов.

В настоящее время в Приморском крае приоритетным объектом является строительство автомобильной дороги Владивосток – Находка – порт Восточный. Стройка разбита на участки, работы активно ведутся.

На автомобильном пункте пропуска «Полтавка» необходимо строительство мостового перехода через реку Гранитную, где обе стороны согласились продолжить интенсивную работу и закончить возведение нового мостового перехода в кратчайшие сроки.

Иностранцы связывают свое будущее с Владивостоком

Глава представительства «РасонКонТранс» во Владивостоке – совместного предприятия ОАО «Торговый дом РЖД» (дочернее общество ОАО «РЖД») и транспортной компании «Тонхэ» министерства железных дорог КНДР – Дарья Стегний коротко рассказала о своем докладе «Опыт создания транспортной инфраструктуры в странах АТР на примере реконструкции порта Раджин КНДР» и поделилась впечатлениями о Первом владивостокском урбанистическом форуме. Наряду с портом Зарубино порт Раджин является опорной площадкой участия России в Расширенной Туманганской Инициативе.

– В своем выступлении я лишь кратко изложила основные моменты проекта нашего предприятия, так как сейчас он уже запущен: мы завершили реконструкцию грузового терминала северокорейского порта Раджин и железнодорожной ветки «Уссурийск – Хасан – Раджин». Через этот порт из России в страны АТР отправляются различные грузы. Объемы поставок все время растут, они составляют сотни тысяч тонн за год, а в перспективе речь пойдет о миллионах тонн, – заявила участница форума.

Дарья Владимировна искренне порадовалась вниманию, которое уделили Владивостоку столь именитые иностранные гости. Особый интерес у нее вызвал доклад господина Чанг Чи Хека, с которым она знакома уже более 15 лет. «То, что иностранцы связывают будущее своих стран с нашим городом, не может не радовать, – подчеркнула докладчица. – Владивосток – моя родина, и участие в мероприятиях подобных масштабов – удовольствие».

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Иван РАКОВ