Все равно тебе водить!

С рынка автошкол Приморья уйдут те, кто просто не готов предоставлять качественное обучение, уверен эксперт.

19 нояб. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3642 (174) от 19 нояб. 2014

Когда на сайте ГИБДД РФ появился список автошкол, допущенных к работе по новым правилам, для многих это стало настоящим шоком. Из 100 школ, работавших в Приморье до нововведений, право готовить водителей получило лишь пять (три во Владивостоке и две в крае). В СМИ и соцсетях – буря эмоций: душат бизнес, мешают простым людям, да когда же это закончится?! Между тем, если отвлечься от лирики и оценить ситуацию более здраво, она предстанет совсем в ином свете.

Чтобы не быть голословным и оценить положение дел, корреспондент встретился с директором прошедшей аккредитацию автошколы.

– Александр, так как же понимать такой обвал? Неужели действительно в Приморье останется всего пять автошкол? А куда же людям идти?

– Обвал, как ты сказал, понимать следует очень просто. Лицензии получают те автошколы, кто и до новых требований ГИБДД именно готовил водителей, а не просто собирал деньги. Во Владивостоке зарегистрировано 34 автошколы, в Приморье – около сотни, но, думаю, что останутся примерно четверть из этого числа. Уже сейчас многие открыто говорят, что даже не подавали документы на комиссию – зачем, если они точно знают, что не пройдут.

Для сравнения. В России было зарегистрировано примерно 11,5 тысячи автошкол. Сегодня допуск к работе получило всего 500. То есть автошкол стало меньше в 23 раза!

– Выходит, что новые нормативы действительно настолько суровы и практически невыполнимы?

– В том-то и дело, что нет! Самое главное, что стоит усвоить: основное изменение в требованиях к автошколе – это размеры автодрома! Но если школа готовила учеников на площадке меньшего размера, чем положено сейчас, то полноценной такую подготовку назвать никак нельзя. У нас в городе необходимыми автодромами располагаем мы и еще четыре школы. Все! Можно только гадать, как остальные собираются откатывать практику.

Мы два месяца готовились к переаттестации, проверяли каждую позицию в требованиях к оборудованию и комплектации (а это 2,5 листа убористого текста). Оказалось, что все, чего нам не хватает, – это новых плакатов. Даже аппаратно-программные комплексы являются опциональными: хочешь – ставь, а не хочешь – учи без них. Но мы приобрели, теперь учим на АПК. Когда инспекторы из ГИБДД к нам пришли, они специально просили показать АПК – ни у кого другого они их не видели. Так что те, кто говорит, что эти требования выполнить невозможно, нарушали закон и раньше, только им это сходило с рук.

Даже досадно иногда становится: за годы работы мы в свои автоклассы, в автодром, в автопарк вложили миллионы. Огромные деньги уходили на то, чтобы наши ученики показывали достойный результат. А сейчас о невыполнимых стандартах громче всех кричат те, кто, условно говоря, потратился на рубль.

Для сравнения. Сегодня во Владивостоке работает автошкола, которая вовсе не подавала документы на комиссию, однако лихо набирает группы и проводит занятия. Между тем уже подходит срок регистрации в ГИБДД тех учеников, кто поступал в августе, – что ожидает честно заплативших за обучение людей, можно только гадать.

– Очень много было разговоров про «психологию вождения» – мол, нет преподавателей, да и зачем это вообще нужно?

– Когда мы пригласили в штат психолога, он ознакомился с программой и честно сказал: тут половина – моя епархия, а остальное – чистая психиатрия, но ничего, справимся. На самом же деле это очень полезная дисциплина. Во Владивостоке в последнее время стало опасно ездить – не из-за дорог, а из-за неуравновешенных людей за рулем. Водители озлобились, стали нервными. Чуть что – начинают лезть в драку, а то и за оружие хватаются. Психология вождения учит, как избежать таких стрессовых обострений. Я рад, что в моей автошколе теперь есть грамотный специалист, который этому учит.

– А появившееся разделение на механику и автомат?

– Это действительно вызывает недоумение. Получается дискриминация тех, кто сдавал на автомате, – они-то за механику уже не сядут. При этом далеко не каждый из тех, кто учился на механике, сядет и тут же поедет на автомате. Естественно, что у нас 85% автомобилей на автоматической коробке, так что, думаю, большинство на ней и будет сдавать. На Западе совсем другое разделение – там в правах отмечают не коробку передач, а объем двигателя. И это вполне логично, потому что человек, ездивший на Nissan Cube или Toyota Vitz, едва ли справится с Hummer.

– Что будет с ценами на обучение?

– Цены вынужденно возросли – вместе с нашими расходами. Мы сидели с калькулятором и буквально по строчке высчитывали, на что будет уходить больше денег. Например, экзамены теперь положено принимать только на левом руле. Значит, надо расширять парк леворульных авто. Соответственно, возрастает и стоимость обучения. Например, в «Автошколе Владивосток» с 10 ноября обучение стоит 44 тысячи рублей. Важно заметить, что это окончательная цена, никаких скрытых расходов не будет. Школа по-прежнему готова предоставлять рассрочки и гарантировать индивидуальный подход к каждому ученику. Но если сравнить с другими автошколами, где цена уже взлетела до 50 тысяч, то получается все же дешевле.

Для сравнения. Так называемые скрытые расходы в автошколах Владивостока могут достигать 10-12 тысяч рублей. Нередки случаи, когда заявленная цена в 38-40 тысяч в итоге оборачивалась 50-52 тысячами рублей.

– Александр, последний вопрос: как ученики реагируют на все эти новшества?

– Работу с учениками мы строим так, чтобы зависших, нерешенных вопросов не осталось вовсе. Порой на такие уступки идем, что даже самому не верится. Люди потоком идут – благодарят, шоколадки, тортики приносят. А потом – раз! и читаешь на каком-нибудь форуме сообщение: да они такие-сякие… Обидно было бы, если бы я не знал достоверно, что в некоторых автошколах в штате числятся аккаунт-менеджеры, чья задача – «гадить» в соцсетях, гостевых книгах и на форумах. Но штампованный текст видно сразу, а вот благодарность не подделаешь. Она всегда идет от сердца.