Улов по осени считают

Неудачную красную путину подсластили сайрой

13 нояб. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3639 (171) от 13 нояб. 2014
337c643b7f92aefb3697400149b2a9fe.jpg

В конце осени на Дальнем Востоке завершаются сразу две крупные путины, которые влияют на обеспечение продовольственной безопасности России. С мая по ноябрь на побережье Камчатского, Хабаровского и Приморского краев велся лов лососей. А с конца сентября по сегодняшний день у Южных и Центральных Курил со стороны открытой части Тихого океана добывают еще одну любимую россиянами рыбу – сайру.

Лосось обманул ожидания

С итогами лососевой путины приморских журналистов на этой неделе познакомил директор департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов краевой администрации Александр Передня.

– Нынешний год оказался неблагоприятным по лососевой путине, – отметил Александр Александрович. – Подходы рыбы к местам нерестилищ, как и предсказывала наука, оказались слабыми и значительно хуже прошлогодних. Квот было выделено меньше уровня 2013 года – всего 350 тысяч тонн, но и их рыбаки не смогли освоить. По всему бассейну с трудом удалось поймать 330 тысяч. Провал случился по самому массовому виду лососевых – по горбуше. А вот ситуация с выловом нерки, симы, чавычи, кеты, гольца, кижуча оказалась не столь плачевной. Отраслевой науке поручено до конца года провести анализ путины и определить причины несоответствия прогнозов и фактических подходов рыбы по некоторым районам Дальневосточного бассейна.

Лучшие результаты красной путины – у приморских рыбаков, они выловили 92 процента от запланированного. Основные добывающие компании традиционно расположены на Камчатке и Сахалине, однако смогли достать из ставных неводов тихоокеанских лососей на 77 и 61 процент рекомендованных уловов соответственно, – подытожил Александр Передня.

Отметим: доля Приморья в общих итогах красной путины невелика. Наши рыбаки ловили на восточном побережье края преимущественно горбушу, кета и сима попадалась штучно. Всего выловлено более 1300 тонн рыбы. Сюда входят промышленный лов, любительско-спортивная рыбалка, а также добыча рыбы представителями коренных малочисленных народов (для двух последних добытчиков доля вылова невелика – поймали только 40 процентов от выделенных квот в размере 145 тонн). Для сравнения: в соседнем Хабаровском крае на побережье Охотского моря и в реке Амур добыли 67 тысяч тонн – абсолютный рекорд за всю историю. Могли и у нас в крае взять по максимуму. Помешало то, что ловить стали значительно позже, чем начался массовый подход горбуши. Конкурс на право пользования рыбопромысловыми участками в Приморье не был проведен заблаговременно. Разрешение на вылов владельцы участков получили 11 июля, тогда как горбуша начала свой ход с 20 июня. Основная работа на путине шла на ставных неводах, но использовались также закидные невода и сети.

Больше рыбы на берег. Сахалина и Камчатки

– Вся выловленная рыба в Приморье была переработана на местных заводах, – продолжает директор департамента. – Практически вся готовая продукция остается в регионе. Это в основном мороженая, копченая и соленая рыба. К их качеству у контролирующих организаций и покупателей нареканий нет. Чего не скажешь о стоимости – уровень цен вызывает нарекания потребителей. Уже со второй половины августа, когда стало понятно, что путина будет не столь удачной, как в предыдущие годы, стоимость рыбы нынешнего улова стала расти. Ценник притормозил только в октябре, в это время в Приморье массово стала поступать рыба, выловленная на побережье Камчатки, Сахалина, Курил и Магадана.

По данным государственных органов, около 14 тысяч тонн из уловов нынешней путины отправлено за рубеж, хотя один из экспертов журналисту «В» назвал иную цифру – почти 70 тысяч.

Корреспондент «В» на пресс-конференции также задал вопрос заместителю директора департамента рыбного хозяйства края Валерию Корко:

– Из года в год приморский флот отправляется к берегам Камчатки и Сахалина на приемку пойманных лососей. Однако последние годы рыбаки отмечают, что снижается потребность в перерабатывающих мощностях плавзаводов нашего края. Как обстояли дела нынешним летом?

– Вы правы, объемы приемки и переработки лососей нашим флотом сокращаются. В нынешнем году Приморье было представлено всего 36 судами у западного и восточного побережья Камчатки, на востоке Сахалина. В иные годы их было в 1,5-2 раза больше. Принято на борт всего около 29 тысяч тонн, а бывали сезоны, когда обрабатывали до 58 тысяч. Такие изменения вызваны масштабным строительством и вводом в строй береговых перерабатывающих предприятий на берегах самых нерестовых рек в Камчатском крае и Сахалинской области, – согласился с печальной тенденцией Валерий Корко.

Россельхознадзор вышел в ночь

– Между тем Приморье является логистическим центром рыбацкого Дальнего Востока, – продолжил тему директор краевого департамента рыбного хозяйства. – С начала путины в порты Владивостока и Находки доставлено свыше 30 процентов всех уловов лососевых из разных тихоокеанских регионов России. Даже сейчас в холодильниках Владивостока находится несколько десятков тысяч тонн мороженой горбуши, готовой к отправке по железной дороге в рефсекциях. В отдельные дни были сложности с вывозом этого груза в европейскую часть России, все заинтересованные стороны в лице поставщиков, железнодорожников, представителей портов и холодильных мощностей, государственных органов власти решали все вопросы в оперативном порядке. Так, сотрудники Россельхознадзора разрешительные документы на вывоз продукции выдавали не только в выходные дни, но и по ночам, чтобы как можно больше отправить горбуши покупателям.

А со следующего года в Приморье начнется прирост собственного вылова лососевых. Причиной тому стала многолетняя продуктивная работа Рязановского и Барабашовского рыборазводных заводов. Выпущенные с этих рек в Хасанском районе мальки массово возвращаются на нерест полноценной кетой. Поэтому в следующем сезоне по рекомендации ученых в Амурском заливе откроются два новых участка ставных неводов, их обладателей выберут в соответствии с законодательством. Кстати, в этом году оба завода заложили на воспроизводство 32 миллиона икринок, но сезон еще не закончен, поэтому их количество должно увеличиться. Также в предстоящем сезоне должны обрести владельцев четыре дополнительных участка и на северо-востоке края.

Конечно, свою роль в увеличении добычи должна сыграть непрекращающаяся борьба с браконьерством. Только в этом году изъято 70 км сетей, несколько плавсредств. Возбуждено 26 уголовных дел. Таким образом, Приморье постепенно наращивает собственную долю в добыче лососевых, эта рыба только для стола местного населения.

Будем с сайрой

По состоянию на конец первой декады ноября общий вылов сайры российскими пользователями составил около 65 тысяч тонн, и это превышает показатель на аналогичную дату прошлого года на 19 тысяч. Об этом корреспонденту «В» рассказал президент Приморской ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов со ссылкой на данные Федерального агентства по рыболовству.

В настоящее время промыслом сайры занимаются 54 добывающих судна под российским флагом. В этом же районе принимают рыбу пять перерабатывающих судов. Они обрабатывают сырье, сразу же готовят консервы с сайрой в масле или натуральной, часть сырья морозится для последующей переработки. Порядка половины всего добывающего и перерабатывающего флота принадлежит приморским предприятиям. Кроме того, сдать только что выловленную рыбу можно на два береговых рыбокомбината на Южных Курилах.

Стоит отметить, что в октябре динамика российского вылова оставалась достаточно высокой. Однако в конце октября – начале ноября заштормило и неблагоприятные погодные условия привели к снижению темпов вылова. Последние 10 дней промысел велся эпизодически к югу от острова Шикотан и смещался южнее, где обнаружены скопления этой своенравной и непредсказуемой рыбы. По окончании штормов добывающие суда продолжат работу на этом участке, предположил Георгий Мартынов. Однако в ближайшие дни сайра будет все дальше уходить от курильских берегов в сторону открытой части Тихого океана и погружаться все глубже. А это значит, что с каждым разом объемы косяков рыбы, поднимающихся по ночам на свет ламп добытчиков, будут сокращаться. Промысел сайры близится к завершению, однако рыбаки нынешний год уже считают удачным.

Особое мнение

Александр Латкин, директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС

– Около 50% пойманной здесь рыбы уходит на экспорт, – рассказал в интервью корреспонденту agromedia.ru. Александр Латкин. – Не надо забывать, что и нашему региону с населением 6,5 миллиона человек морепродукты тоже нужны. По факту же остается небольшая часть пойманной рыбы, которую нужно отправить на запад. Но тут возникает ситуация, когда эта рыба оказывается распроданной еще до того, как ее выловили.

В Москве в обороте находятся огромные денежные средства, и бизнесмены оттуда едут на Дальний Восток перед началом путины и вкладывают эти деньги – легально и нелегально – в рыбу, которая еще только будет поймана. Они покупают ее не за 120 рублей за килограмм, а за 50, например.

Обеим сторонам это выгодно – рыбаки получили свои деньги, обеспечили себя топливом, орудиями лова, а бизнесмены центральной России получили дешевую рыбу. Так и выходит, что некоторые виды морепродуктов из ДВФО в Москве стоят дешевле, чем в местах лова. А вся та рыба, которая не обеспечивается предоплатой, продается уже в конце путины и, отправляясь поездами, стоит в разы дороже.

Субсидируя перевозку рыбы по Транссибу, можно частично заместить попавшие под эмбарго товары, но проще вкладывать средства в перевозку рыбы по Северному морскому пути, что экономит и время, и деньги. Этим сейчас и хотят заняться власти и предприятия Камчатки. Также возят из ДВФО рыбу и Южным морским путем, это все равно получается дешевле, чем по Транссибу.

Перевозка рыбы поездами с Дальнего Востока сегодня выгодна лишь РЖД. Если перевозить рыбу на запад поездами, то ее сначала надо несколько суток везти во Владивосток, далее – перегрузка, ожидание, а в пути до Москвы – длительные простои. Из-за этого увеличивается стоимость конечного продукта. Даже если железнодорожные перевозки будут дотироваться, все равно это деньги из нашего кармана, поэтому выгода для простого потребителя здесь сомнительна. Бизнес должен решать свои проблемы сам, а не прибегать к помощи государства, что он отчасти и делает способом, выгодным для него. А решить вопрос доставки рыбы, например до Красноярска или Читы, вполне можно и автотранспортом.


Автор: Николай КУТЕНКИХ