Ревность Москвы. В хорошем смысле слова

В приморской столице готовится новая урбанистическая волна

12 нояб. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3638 (170) от 12 нояб. 2014

Станет ли Владивосток малым сателлитом крупных игроков на мировом рынке или начнет общаться с ними на равных? Какие есть подводные камни в стремлении догнать и обогнать наших соседей? Кто нам расскажет, как надо жить, или мы сами сделаем свое будущее? Приморская столица стоит на перекрестке нескольких дорог. Какую выбрать? На эти вопросы попытаются ответить участники Первого владивостокского урбанистического форума.

Перед открытием экспертной площадки корреспондент «В» встретился с одним из ее модераторов – председателем наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития государственным советником РФ Юрием Крупновым.

Равновелики: и город, и деревня

– Юрий Васильевич, урбанизацию, или, иными словами, рост городов, обычно связывают с оттоком людей из малых населенных пунктов, деревень и сел. Так все-таки какой это явление имеет знак – плюс или минус?

– Скорее всего, ни тот, ни другой. Это данность, даже необходимость. Хочу отметить, что Первый владивостокский урбанистический форум – знаковое мероприятие. Оно показывает, что город становится одним из российских центров урбанистики.

Далее, надо понимать, что существуют различные типы урбанизации. Россия, например, всегда жила и развивалась городами. Противопоставление город-деревня носит искусственный характер. Как деревня не может жить без города, так и город – без деревни. Это две части одного процесса, который предполагает равновеликое наличие и мегаполисов, и малых городов, и административных районов, и деревень. Все они находятся в едином комплексе. Урбанизация же дает ответ на вопрос, как наиболее эффективно использовать эти территории, поддерживать содержательность и интенсивность их общения, их взаимное процветание.

К сожалению, сегодня среди экспертов существуют теории, будто России достаточно иметь 10-15 городов-миллионников. Все остальное якобы не интересно, не предмет для исследования. На одном из Московских урбанистических форумов было даже сделано предположение, что в нашем веке малые города не имеют никаких перспектив, что развиваться будут только мегаполисы и, соответственно, людей надо туда переселять.

Извините, но это путь стран третьего мира. Это какая-то Африка, где колоссальные мегаполисы собирают до 35 миллионов человек, и причина тому – крайняя нищета. Там можно где-то подаянием, где-то подработкой урвать полдоллара, прожить день, потому как уже в ста километрах от такого мегаполиса выжить вообще невозможно.

Я не хочу противопоставлять Московский и Владивостокский урбанистические форумы, но мне здесь видится интересная интрига. Надеюсь, что Владивосток, создавая свой собственный урбанистический тренд, станет драйвером развития Приморского края, а затем – со всем своим потенциалом, историей, удивительными научными и человеческими ресурсами – всей Северо-Восточной Азии. Если все будет сделано правильно, то Москва может даже начать ревновать. В хорошем смысле слова.

– Так какая урбанизация нам нужна? По каким примерам? Наших ближайших соседей?

– И Китай, и Корея, и Япония сейчас проводят очень интересные эксперименты по трем основным направлениям. Прежде всего это так называемые смарт-сити – «умные города» с высокоразвитой сетью информатизации, автоматизации, с удобной и понятной для пользователей системой дистанционного доступа к различным услугам, с другой экономикой ЖКХ и так далее.

Во-вторых, это экогорода, «зеленые» мегаполисы. Тренд, который влияет и на экономику, и на строительство, и на благоустройство. Наглядно он проявляется в городской эстетике, например, когда на крышах домов открываются целые оранжереи, когда создаются парки, развиваются зеленые зоны, появляются клумбы. Но главное, реализуется сама концепция экогорода: человек должен жить в экологически чистой среде, с хорошим воздухом, на облагороженной территории. Для этого сохраняются и приумножаются зеленые насаждения, создаются зеленые зоны, парки и оазисы. Сейчас, кстати, в мире настоящий бум ботанических садов, национальных парков.

Третье направление – это создание мегарегионов. Даже Владивостокская агломерация в этом контексте, пожалуй, слишком узкое понятие. Мне кажется, нужно идти к мегарегиону Владивосток–Хабаровск. Их следует рассматривать как единую геополитическую конструкцию, иначе для России – также геополитически – будет много негативных последствий.

Паритет цивилизаций

– Вы часто употребляете термин мировой город. Что это означает – быть мировым, глобальным городом?

– Часто люди ошибочно думают, что глобальный город – это некий монстр, вытягивающий все соки из своего окружения, со своей самодостаточной экономикой, который общается исключительно с такими же городами-монстрами и не обращает внимания на то, что происходит под боком. Это не так.

Быть мировым городом – это значит не вытягивать чьи-то ресурсы, а быть способным достойно представить всю российскую цивилизацию в полном объеме. Владивосток обязан стать мировым городом, а точнее – городом-цивилизацией. География приморской столицы такова, что он вынужден быть в постоянном диалоге с соседями: с великими китайской, корейской, японской, англо-саксонской цивилизациями. И Владивосток должен уметь общаться с ними на равных. Только в этом случае возможен паритет интересов, а человеческий потенциал приморской столицы будет использован на все 100 процентов.

Свой путь

– Владивосток находится на стыке транспортных потоков, но при этом его доля в распределении выгоды очень невелика. Много говорится об упущенных возможностях. Есть ли у нас шанс наверстать упущенное, вписаться в экономику АТР?

– Следует учесть, что существуют колоссальные противоречия между Китаем, Японией, США и Кореей. То, что в АТР есть некое единое экономическое и политическое пространство, – иллюзия.

Лучше не исходить из того, что нам надо куда-то вписаться, – некуда вписываться. Речь идет о том, как потенциал наших соседей – со всеми их внутренними и внешними противоречиями – поставить на службу Дальнему Востоку. Надо предлагать проекты, которые свяжут Китай, Корею и Японию в геокультурном смысле. Это очень сложная, но ключевая задача.

– Китай реализует идею нового Великого шелкового пути. Удастся ли России и, в частности, Приморью встроиться в этот экономический пояс?

– Использовать такие возможности надо. Как? Реализацией проектов. Предлагать нашим соседям инфраструктуру, которая понятна, удобна, завязана в единую систему. Такие проекты сегодня есть, и они будут представляться на Владивостокском урбанистическом форуме.

При этом надо понимать, что встраивание в структуру – это всегда ущербный процесс. Встроят нас очень быстро. Проблема в том, в каком статусе? Регион не должен быть ущемлен ни в экономическом, ни в культурном, ни в демографическом плане. Если нас встроят с позиции обслуживания других великих цивилизаций, молодежь начнет массово убегать из региона. Ослабится вся восточная политика нашей страны.

К тому же не стоит идеализировать страны АТР, не такая там радужная ситуация. Япония уже 20 лет находится в состоянии финансового кризиса. Безлюдные заводы, где трудятся одни роботы, – это что-то из мультфильмов. Более того, Япония полностью встроена в глобальную американскую систему рынков, торговли и производства. Влиться туда нам позволят только на положении колонии. Мы должны жить своим умом, уметь отстоять собственную линию, построить собственную экономику.

Строить города

– Какие отрасли экономики во Владивостоке вы бы отметили как самые перспективные?

– Прежде всего это транспорт и логистика. Владивосток должен стать логистическим штабом АТР. В эту задачу входит и прокладка новых железных дорог, и использование рек – в этом контексте выгодно выделяется река Раздольная, которая может служить дешевым транспортным коридором и имеет рекреационный ресурс.

Второе направление – биоресурсы. Здесь, мне кажется, важный проект – биоэкополис Хасан-2, который может расположиться недалеко от порта Зарубино. Отмечу, что наработки дальневосточных ученых по нему уже имеются.

Также большой спектр возможностей предоставляет Уссурийская тайга: лесное сельское хозяйство, органическая фармацевтика. Технологии готовы. Вопрос в том, чтобы эти заделы по фундаментальной и прикладной науке капитализировать через промышленность.

Третье направление – рекреационное. С эксклюзивным, научным, оздоровительным туризмом. Край обладает уникальными природными ресурсами. От человека требуется лишь сохранять и культивировать эти богатства.

Приоритет на век вперед

– Какие шансы реализовать эти проекты? Ведь задача государства – создать определенную инфраструктуру, а дальше в игру должен вступить бизнес, включаться инвестиционные механизмы.

– На мой взгляд, это немного лукавые разговоры. Начнем с того, что привести бизнес значит не только построить дорогу, сети и объявить налоговые каникулы. Почти всегда участие государства понимается именно так. Для бизнеса же нужна инфраструктура в более тонком смысле.

Приведу пример – сингапурский «Джуронг корпорэйшн». По сути, это насыпной остров, которого четверть века назад в принципе не существовало. Сейчас это один из мировых центров нефтехимической переработки. Что сделало правительство Сингапура? Оно увидело, что через Малаккский пролив каждый день проходят танкеры с нефтью. Цена такого ресурса невелика из-за способа доставки. Не требуется сложных дорогостоящих трубопроводов. Если под рукой есть дешевая нефть, почему не взяться за ее переработку? Нет места под заводы? Построили насыпной остров. На нем организовали промышленные площадки. Пригласили менеджеров крупнейших компаний. И объявили прейскурант: цены на аренду участка, на электричество, на воду, на канализацию. Бизнесу такие условия понятны. Таким образом за 25 лет из ничего возник крупнейший кластер тонкой нефтехимии.

Поэтому, конечно, все решает бизнес, но решение он принимает исходя их тех условий, которые ему предлагает государство. И задача государства – создавать не просто дороги и сети, а подобные инвестплощадки. С понятными условиями, где все просчитано до миллиметра, до ампера, до миллисекунды.

Когда же я представляю людям проект биоэкополиса в Хасанском районе, то часто встречаю удивление: как так, построить целый город с нуля! Не забывайте, что на Дальнем Востоке за 150 лет было построено более 100 городов. Люди же их как-то создавали. Без техники, без экскаваторов, без займов на биржах. Или возьмем остров Русский. По факту, здесь за несколько лет возвели небольшой городок.

Президент Владимир Путин объявил Дальний Восток приоритетом на весь XXI век. В сознании дальневосточников должна произойти коперникианская революция. Мы считаем, будто все тренды задает Москва. Она и скажет нам, что делать и как поступать. На самом деле, все решается здесь и сейчас. Владивосток имеет исключительное значение для России. Если сейчас мы не сделаем серьезный шаг – причем величиной с саммит АТЭС, – то проиграет не только приморская столица, проиграет вся Россия. Мы обязаны организовать следующее мегасобытие. Саммит АТЭС уже был – давайте думать дальше.

В первую очередь мы должны спроектировать – в том числе и через механизмы урбанистического форума – мультиинфраструктуры: транспортные, информационные, межкультурные. Сейчас мы продвигаем проекты низководного моста на полуостров Песчаный, обсуждаем Владивостокскую кольцевую автодорогу, агломерацию Большого Владивостока, дальневосточное федеральное телевидение, биоэкополис и прочие проекты. Это новый этап, новая урбанистическая волна, которая может прийти в Россию из приморской столицы.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ