Малайзия. Страна, где перемешан мир…

Почему малаец-мусульманин не позволил россиянам ночевать на перевале

29 окт. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3631 (163) от 29 окт. 2014

Окончание. Начало в номере за 22 октября

Два жителя Владивостока полгода колесили на велосипедах по Юго-Восточной Азии. Посетили Гонконг, Камбоджу, Лаос, Таиланд… Конечной точкой их путешествия стала Малайзия. Ребят поразили этническая разношерстность страны, гостеприимство и доброжелательность малайцев, низкие цены и вполне приличные зарплаты. А в названии города Ипох они нашли ответ на все трудности своего маршрута. После посещения населенного пункта с таким оптимистичным названием молодым людям предстояло пересечь полуостров Малакка и таким образом от Индийского океана перебраться к Тихому.

Их дорога лежала через миллионы гектаров пальмовых, цветочных и чайных плантаций, через заповедники, джунгли и горы.

Уроки жизни

Выспавшись в палатке, которую с разрешения рабочих поставили на цветочной плантации, помчались вниз с перевала.

Дорога без конца и края, голосуем – и несколько километров едем на грузовичке, потом снова крутим педали. Уже в сумерках ищем, где остановиться на ночь. Внезапно до нас доносится гул мотора: рядом с нами резко тормозит пикап. Из машины выходит крепкий малаец. «Куда едете?» «В Куала-Тренггану». «Я еду туда же. Вы поедете со мной. На этом шоссе опасно находиться после заката, тем более на велосипедах. Так будет лучше для вас».

Стоит ли говорить, что мы особо не сопротивлялись. Велосипеды в кузов, сами – в салон. Тут наш водитель принялся причитать: «Это самые дикие и опасные места в Малайзии, как вы здесь оказались! Плантации, заповедник – на ближайшие триста километров только работники плантаций из Индонезии, Филиппин, эти ребята очень бедны и хорошим воспитанием не отличаются! Даже я выехал пораньше, чтобы проехать эти места дотемна. Эти разбойники могут выкинуть шипы, а потом обокрасть вас, и вам повезет, если вы останетесь живы. Когда я увидел вас, то подумал, что не могу позволить этим ребятам так рисковать. Моя вера не позволит мне проехать мимо. Я мусульманин, и, если завтра я прочитаю в газетах, что найдены тела двух иностранцев с велосипедами, в этом будет и моя вина. Я не смогу спокойно жить дальше!».

Мы неслись по горным серпантинам еще часа четыре и прибыли в город уже ночью. Все это время не прекращались разговоры о жизни. У нашего малайца оказалось семеро детей! И все от одной-единственной жены. Какими инфантильными перед этим человеком выглядели мы со всей нашей хипповой идеологией! Фраза, которую так любят молодые путешественники, что деньги в жизни не главное и мы о них не думаем, его посмешила. Он мудро заметил: «Да, деньги – это не самоцель, но они очень важны. Вашим детям нужно где-то жить и нормально питаться, им нужны образование, мода, технологии. Четверо моих детей окончили университет, недавно поступила пятая дочка. Неужели я буду лишать своего ребенка возможности учиться только потому, что у меня нет денег! А еще я всегда говорю своим детям, что они должны найти свое призвание. В своей работе человек обязан быть профессионалом, достичь совершенства!»

Когда мы добрались до городка Куала-Тренггану, малаец угостил нас роскошным ужином в ресторане. Раз в неделю он водит сюда свою семью, и мы тоже приняли частичку его отеческой любви.

Поесть – в Мелакку

Следующий маршрут – один чудесный городок на западном побережье под названием Мелакка. В город приехали уже поздно вечером. Покрутились вокруг автовокзала и решили поставить палатку прямо на парковке рядом с только что построенным, еще пустым зданием. Душ принимали на автозаправке: там ими оборудованы туалеты. А наутро, свеженькие, идем по городу.

Кстати, велики с вещами кидаем прямо на парковке. Ничего не пристегиваем, я даже оставляю все документы. Поначалу опасались, а потом привыкли. Никто ничего не возьмет. Сто процентов.

С Мелакки началась история всей Малайзии. Здесь сердце всех колониальных битв, взлетов и падений. Сохранились развалины португальской крепости, голландская ратуша, христианские храмы, английские кварталы, чайнатаун, старые буддийские монастыри.

Но, помимо всего, нас привлекают и места общественного питания. Стритфуд (уличная еда) – самый популярный способ поесть в Азии. Стритфуд выглядит как большой рынок, только вместо павильонов маленькие кухни, где прямо на глазах у толпы готовятся традиционные блюда. В каждой кухне – свое меню.

Смешнее всего выглядят китайские лотки самообслуживания. Это прилавки со всякими полуфабрикатами, нанизанными на палочки, два котла с кипящей водой и полка различных соусов. Китайцам нравится готовить самим, они набирают различные палочки, варят их и поливают соусами.

Это настоящий аттракцион – наблюдать за кулинарами со всего света. Оплачиваем заказ, садимся. Подходит официант из отдела напитков. Можно по-тайски выпить воды со льдом или по-китайски – зеленый чай, причем пить его три часа, пятнадцать раз заваривая один и тот же чайник. Или заказать большой стакан индийского чая с молоком, пряного, оранжевого цвета. Еще очень неплох манговый фреш. Правда, европейцам почему-то сразу предлагают пепси-колу. Спасибо, не надо, этого добра нам и дома хватает.

Мелакка – городок довольно небольшой, поэтому мы быстро его объехали и уже к вечеру выдвинулись в сторону столицы – Куала-Лумпур, где нас ждут в гости единомышленники по велотуризму. Последние 160 км едем по хайвею – платной скоростной трассе, настоящему азиатскому автобану.

Паутина современных хайвеев выгодно отличает Малайзию от остальных стран Юго-Восточной Азии. Раньше мы опасались высовываться на скоростные дороги на своем сильно нескоростном транспорте. Но теперь решились. Продуманность малайзийской дорожной инфраструктуры гремит на всю Азию.

Периодически видим съезды на придорожные зоны отдыха. На ночь решаем заехать туда. Это оказывается огромной территорией с парковками для фур на ночь, большой стоянкой, беседками, туалетами, душевыми и молельными комнатами. Все сверкает белым мрамором, зеркала, колонны, а главное – все бесплатно! Все входит в стоимость пользования хайвеем.

Палатку поставили прямо там, на пригорке. В больших зонах отдыха есть кафе и рестораны на все вкусы. Обед – около одного доллара.

К следующему вечеру прибыли в столицу. Нас встречает как дорогих друзей добродушный китаец Питер. Нашли его через ворм-шауэрс. Ему чуть больше шестидесяти, и объездил он весь свет. На велосипеде... Мы сразу прозвали его Петей.

Племя беспокойных сердец

Перед нами новенький двухэтажный дом, словно из американского сериала. И жить мы тут будем вдвоем. Бесплатно. Питер убирает табличку «сдается» и открывает ворота. Позже мы узнали, что снять такой двухэтажный дом на месяц стоит… 8 тысяч рублей!

Один раз Питер устроил целый праздник кулинарии у себя дома, пригласив нас на семейный ужин. Готовил сам, а по секрету сказал, что и свою жену когда-то учил готовить. Жена оказалась томной китаянкой, она ненавидит велосипеды и все ждет, что ее муж наконец-то остепенится и перестанет играть в эти детские игры. А муж и не думает «вырастать». Он живет велосипедами, ведет детскую секцию, разрабатывает новые программы обучения, организовывает велопоходы, снимает фильмы, грезит о новых путешествиях, далеких странах и континентах.

Утреннее солнце отражается в фасадах тысяч стеклянных небоскребов. Мы едем по Куала-Лумпуру. Миллионы людей всех слоев и цветов кожи бегут во все стороны по разным делам. Развязки, пробки, шум. А у подножья знаменитых башен Петронас раскинулся тихий зеленый парк: тут детишки резвятся в бассейне у водопада.

Как-то, проходя мимо университета, мы наткнулись на целую компанию русскоговорящих студентов. Малайзийские вузы пользуются популярностью у учащихся всего мира. Одна из причин – вполне адекватная цена на обучение. Существенно ниже, чем в Канаде, Австралии или Европе.

…Уже появляется смешанное чувство скорого возвращения домой, в суровую среду, где люди холодны и сдержанны. Тем не менее там Родина, по ней мы всегда скучаем. Последние деньки вдыхаем влажный тропический воздух, который никогда не станет холодным, смотрим на улыбчивых людей, таких родных и теплых, – климат накладывает неизгладимый отпечаток на народ. В жарких странах люди не обременены многими проблемами, связанными с четырьмя сезонами. Им не нужно ничего заготавливать на зиму: зимы никогда не будет! Отпадают проблемы, связанные с отоплением, теплой одеждой, гололедом. Им не надо переживать суровых зимних морозов, и, думаю, это одна из причин, почему их взгляд намного безмятежнее наших. Это не значит, что они лучше или хуже нас, они просто немного другие. Но однозначно можно сказать: люди и есть главная достопримечательность Малайзии.

Автор: Ольга ИВЛЕВА