Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Исторический клуб

Огонь, который быстро погас

120 лет назад во Владивостоке открылось первое спичечное производство, продержавшееся лишь три десятка лет

Мы давно привыкли к зажигалкам, но все же до сих пор иногда пользуемся старыми добрыми спичками. К слову, современный спичечный коробок и практически тот же состав зажигательной смеси на головке спички запатентовал 12 октября 1855 года швед Юхан Эдвард Лундстрем, хозяин спичечной фабрики. А спустя всего 40 лет такая фабрика появилась и в Уссурийском крае: в 1892 году ее строительство начал известный здешний купец Михаил Суворов.

До этого времени весь Дальний Восток пользовался спичками, привезенными из Европейской России, а также японского производства. Вообще, спички в Российской империи стали производить с 30-х годов XIX века, и к 1887 году в стране было 360 спичечных фабрик. Фабрика Суворова стала первой и, как показало время, единственной во Владивостоке.

Конечно, мысль о выпуске спичек здесь появлялась и раньше. К примеру, финский переселенец Карл Шульц еще в 1878 году писал на родину: «Я думаю, например, что производство спичек дало бы большой доход. Ежегодно спички доставляются морем на сумму около 8000 рублей. А так как в Иркутске также нет спичечной фабрики, то их в большом количестве можно было бы отправлять туда по Амуру… Отец, вы писали мне об этом в последнем письме, но слишком общо, чтобы можно было получить необходимую информацию для того, кто не знаком с этой профессией. Было бы хорошо, если бы вы могли прислать мне более детальную информацию о выпуске как фосфорных, так и бесфосфорных спичек, о том, какие нужны механизмы и как построить небольшую фабрику».

Спички по-суворовски

Но ни финны, ни русские так и не смогли наладить производство местных спичек вплоть до начала 1890-х годов. В 1892-м Михаил Суворов выбрал место для спичечной фабрики в пригороде Владивостока, на Седанке. Для того времени это было вполне прогрессивное предприятие, имевшее электрическое освещение, паровую машину и отопление, станки немецкого производства, лабораторию и даже аптеку. Официально оно называлось «Фабрика шведских зажигательных спичек товарищества по вере Суворова и компании».

В продаже суворовские спички появились через два года. На фабрике трудилось более 200 человек (в основном – китайцы), которые выпускали до 48 тысяч ящиков спичек в год. Но вот качество продукции, судя по всему, было не на высоте. Об этом говорит статья в газете «Владивосток», опубликованная в марте 1894 года. Приводим ее полный текст.

«Немногие из наших предпринимателей могут похвастаться полным успехом, и большинству из них не везет в их предприятиях на поприще местной добывающей или обрабатывающей промышленности. Это печальное явление зависит иногда от того, что предприниматели выступают с намерением «на обухе рожь молотить» и пускаются в предприятия без достаточного оборотного капитала; но частенько неудача объясняется и другой причиной: тем, что у них не находится достаточной опытности и знаний в том деле, за которое они хватаются.

Последнее явление можно отчасти наблюдать на примере недавно возникшей у нас спичечной фабрики Суворова и Ко. Как-то на днях мы, опыта ради, сожгли цельную коробку спичек этой фабрики, считая воспламенившиеся и не загоревшиеся при самом тщательном трении. В результате нашего опыта получилось отношение загоревшихся спичек к незагоревшимся как 1 к 4, т.е. в среднем из пяти спичек загоралась только одна. Таким образом, если сравнить полезность спичек фабрики Суворова со спичками фабрики Лапшина, при зажигании которых ни одна не пропадает даром, то придется вместо одной коробки спичек фабрики Лапшина покупать целых пять коробок фабрики Суворова…

Да и тут еще покупатель должен принять во внимание, что при употреблении спичек местного производства жизнь потребителя подвергается некоторой опасности, ибо при зажигании спички воспламенившийся состав часто отскакивает и легко может попасть в глаза. Говорят, что все теперешние недостатки спичек фабрики Суворова устранимы и что будто бы вскоре они будут устранены совершенно. Дай-то Господи!»

Анекдот, да и только

Позже газета приводила на своих страницах «маленький анекдот» по поводу ставших уже знаменитыми спичек фабрики Суворова. Звучал он так:

«В обществе гостей идет оживленный разговор о быстром росте нашей окраины вообще и о развитии местной промышленности в частности. Большинство видит в этом явление отрадное и высказывает мысль о необходимости всяческой поддержки местному производству и промышленности.

– Это необходимо! – восклицает один из ораторов. – Это признает всякий понимающий истинные интересы края. Наш генерал, например, как только появились в продаже спички здешней местной фабрики, тотчас же сделал распоряжение, чтобы у него в доме и в его канцелярии не смели покупать никаких других спичек, кроме спичек фабрики Суворова. Да-с, местную промышленность нужно поддерживать…

– А правду ли говорят, – прервал оратора один из слушателей, – правду ли говорят, что ваш генерал через неделю после этого распоряжения бросил курить?

– Этого я не слыхал… Это почему же?

– Да, говорят, будто бы генерал нашел, что на закуривание папирос суворовскими спичками уходит слишком много драгоценного времени, которое отнимается у отечества и у нужд края…»

Фабриканты всех губерний, объединяйтесь!

Надо заметить, что спички в то время как товар, крайне необходимый в быту и хозяйстве, шли нарасхват и их производство было весьма прибыльным. Соответственно, существовала и значительная конкуренция: на Дальний Восток завозились спички, не только произведенные в европейской части России, но и американские, японские и даже китайские. Последние, по свидетельству современников, были еще хуже суворовских, зато, разумеется, дешевле.

На территории самой России также разгоралась «спичечная война», которую, впрочем, пытались предотвратить сами производители.

Осенью 1907 года газета «Голос Москвы» писала: «Чрезвычайно развившаяся за последнее время конкуренция среди спичечных фабрикантов, особенно западных губерний, понизила цены фабриката до минимума и заметно отразилась на качестве спичек. Между тем эта отрасль фабрикации требует от промышленников крупных затрат, а кредит в банках если им и не закрыт, то все же предоставляется с осторожностью, обычною для предпринимателей тех отраслей, которые переживают кризис. Приведенные условия и послужили основанием для проекта объединения интересов всех предприятий по спичечному производству. Для того чтобы положить начало такому объединению, решено созвать всероссийский съезд спичечных фабрикантов».

Съезд таки состоялся, о чем уже в октябре 1907-го сообщала газета «Дальний Восток»:

«В Москве открылся съезд спичечных фабрикантов. Из 90 фабрикантов Европейской России на съезд собралось свыше 50… Они собрались не для того, чтобы изыскивать способы извлечения наибольших выгод с потребителей, но их объединение необходимо, чтобы, не обременяя потребителя повышением цен, найти способы к поднятию собственной прибыли путем уничтожения посредников между спичечными фабрикантами и потребителями. После речи председателя был сделан доклад об организации акционерного общества… Имеется в виду создать во всех крупных городах склады и оптовые магазины. Если все спичечные фабриканты войдут участниками в это акционерное предприятие, явится возможность регулировать спичечное производство».

Спасение – лишь в импорте

Присутствовал ли на съезде спичечных фабрикантов делегат из Владивостока, неизвестно, да и вряд ли известные российские производители могли рассматривать нашу фабрику как достойного конкурента. К тому же еще в 1902 году Суворов сдал свое спичечное производство в аренду не менее известному предпринимателю Николаю Меркулову (младшему из двух братьев, в мае 1921 года организовавших в Приморье «меркуловский» переворот). Но дела на ней по-прежнему шли плохо. Китайские рабочие время от времени бастовали, требуя повышения оплаты труда, цеха периодически заливало водами разливавшейся от дождей Седанки. В конце концов на фабрике случился пожар, надолго остановивший производство.

Газета «Владивосток» в 1906 году писала:

«За последнее время во Владивостоке много говорят и пишут о закрытии спичечной фабрики, арендуемой сначала Н.Д., потом С.Д. братьями Меркуловыми… К Н.Д. Меркулову фабрика перешла, очевидно, на полном ходу, и этот период работы можно назвать ее лебединой песней. С переходом ее в руки господ Меркуловых последние приступили к ее эксплуатации, совершенно не считаясь с тем, что из этого выйдет. Например, материалы для обработки покупались самые дешевые, и, конечно, мастера приглашались тоже дешевые и сплошь безграмотные в деле спичечного производства. Результатом такой постановки дела, кажется, в одной из местных газет появились стихи, где о седанских спичках говорили: «И горит она, лишь будучи о свечку зажжена».

Начало Первой мировой войны подорвало спичечное производство в европейской части России. Накануне революционного 1917 года, когда со спичками стало совсем плохо, пришлось вспомнить известную фразу: «Заграница нам поможет».

В феврале 1916 года газета «Дальний Восток» писала: «Русское правительство, по сведениям «Джэп. Адвертайзера», заказало через департамент земледелия и торговли японским фабрикантам миллион ящиков спичек. В каждом ящике будет содержаться 1200 дюжин коробок».

Вот так нас опять выручили ближайшие соседи…

В годы Гражданской войны суворовско-меркуловская фабрика вообще не работала. Лишь в 1923-м производство восстановили под соответствовавшим новому времени названием «Красный Восток».

О качестве спичек в советское время сведений найти не удалось. Окончательно фабрика на Седанке была закрыта в 1927 году, причем все ее оборудование передали в Благовещенск. Так что знаменитая благовещенская спичечная фабрика «Искра» имеет владивостокскую родословную.

Увы, и «Искры» теперь тоже нет. Как и вообще спичечного производства на российском Дальнем Востоке. Вероятно, не вписалось оно в поворот к капитализму…

По материалам газет из архива ОИАК

 

Автор : ​Иван ЕГОРЧЕВ, действительный член Русского географического общества

comments powered by Disqus
В этом номере:
​Порядок на маршрутах
​Порядок на маршрутах

Власти Владивостока выводят общественный транспорт в цивилизованное русло

Хронограф Победы

Из сводок Совинформбюро с 23 по 29 октября 1944 года

Силу единства подкрепят кашей и концертом
Силу единства подкрепят кашей и концертом

Праздничные мероприятия, посвященные Дню народного единства, пройдут 4 ноября во Владивостоке.

Студентка из Владивостока победила в международном марафоне

Спортсменка опередила тысячи соперников на марафонской трассе в Ниигате. Студентка 4-го курса Дальневосточного федерального университета Наталья Власова стала первой на дистанции 10 километров, сообщает краевой департамент физкультуры и спорта.

За езду на мопедах грозит штраф в 15 тысяч рублей

С 15 ноября вступит в силу ряд поправок в КоАП Российской Федерации, касающихся безопасности дорожного движения и привлечения нарушителей к административной ответственности. Серьезные изменения затронут водителей двухколесного транспорта.

Последние номера
газета
газета
газета
газета