Малайзия. Страна, где перемешан мир…

Зачем туристы из Владивостока, не испугавшись горного перевала, заехали в город Ипох

22 окт. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3627 (159) от 22 окт. 2014
f367e9003f9200d0b09d99ac5a2aa49b.jpg

Однажды мы с другом решили объехать на велосипедах всю Юго-Восточную Азию. Путешествие затянулась почти на полгода. Гонконг, Камбоджа, Лаос, Таиланд… Конечной точкой путешествия стала Малайзия.

Английская речь прохожих перебивается китайскими воплями из чифаньки. Торговец на малайском нараспев перечисляет все богатства своей барахолки. Толстый индус с телегой с размаху врезается в меня и на своем выкрикивает, наверное, что-то вроде «дорогу!». В переулок ныряют мусульманки в хиджабах. Издалека зазывает в свое кафе увешенная бижутерией индианка в сари. Именно здесь, на рынке, ярче всего представлено нереальное смешение культур, столь характерное для Малайзии.

Полуостров Малакка, на котором расположена основная часть страны, находится между двумя океанами – Индийским и Тихим. Через полуостров проходят все морские торговые пути, соединяющие Средиземноморье с Восточной Азией. Поэтому Малайзия на протяжении всей своей истории являлась ключевой базой для торговых судов. А имея еще и крупные месторождения олова, была лакомым кусочком для многих стран, отчего три столетия кряду здесь продолжались кровопролитные колониальные войны.

Этническая разношерстность в XIX веке достигла своего пика за счет массово завозимой колонизаторами рабочей силы из Китая и Индии. Сейчас население страны составляют три основные этнические группы: малайцы, китайцы и индийцы.

Наша крыша – небо голубое

За день проехали сотню километров по жаре 40 градусов, посещая достопримечательности, заезжая в поселки и города. К вечеру надо искать место для ночлега.

Мы не живем в отелях, да их тут и нет – вокруг рисовые поля, деревеньки и полоса побережья. Свою палатку в этой стране можно поставить где угодно: хоть в поле, хоть на берегу, хоть в центре города – здесь это абсолютно безопасно и ни разу не вызвало проблем. Но ведь хочется помыться, надо зарядить телефоны – они обеспечивают Интернет и навигацию. И вот мы едем мимо какой-то огороженной территории – тут ворота открыты. Внутри корпуса: похоже, школа. В темноте силуэты людей, видимо, охрана. Подъехали, попросили разрешения на кемпинг. «Нет проблем, можете поставить палатку в этой беседке». В школах есть душ и розетки – очень удобно. Так мы ночевали и на цветочной плантации, и в полицейском участке (как гости!), и в буддийских монастырях, в джунглях, на пляжах. Столь кочевая жизнь, конечно, уже не может называться отдыхом, зато дает возможность быть ближе к людям, больше видеть и исследовать реальную жизнь.

Однако в столицах и крупных городах, где мы собираемся останавливаться больше чем на одну ночь, прибегаем к помощи всемирных сетей гостеприимства. Таких, как коучсерфинг и ворм-шауэрс. Для этого надо заранее разместить на сайте запрос на ночлег в разделе определенного города либо отправить его кому-то лично. Многие люди путешествуют по миру и останавливаются друг у друга. И хозяева при этом не считают, что делают одолжение – им тоже интересно приютить человека с другого конца земли.

Приглядываемся к здешней жизни

Первой длительной остановкой в Малайзии мы выбрали Джорджтаун. Это современный мегаполис с небоскребами, многоуровневыми развязками и совершенно очаровательным старым центром. Колониальные европейские кварталы граничат с чайнатаунами, несколько улиц занимает «маленькая Индия», а мечети стоят через забор от христианских церквей и индуистских храмов.

Через коучсерфинг нас пригласили погостить двое парней из Ливии – Музбах и Таха. Они покинули родину во время гражданской войны и теперь вынуждены скитаться по миру. Музбах встречает нас на машине, мы на велосипедах пытаемся успеть за ним через перекрестки и развязки мегаполиса. Подъезжаем к высоченному небоскребу с бассейном и джакузи во дворе, рядом еще целое здание под парковку. Все, естественно, бесплатно для жильцов.

Заходим в большую навороченную квартиру с залом, двумя отдельными спальнями и санузлами. «Красиво жить не запретишь», – подумала я, а потом мы узнали, что эти апартаменты сдаются в аренду меньше чем за 10 тысяч рублей в месяц. От воспоминаний о ценах на жилье в России стало грустно.

Что и говорить, цены в Азии отличаются от российских и европейских. Малайзия добывает и перерабатывает нефть. Бензин 95-й стоит двадцать рублей за литр. И цена фиксирована по всей стране. Соответственно дешевле перевозки, производство – одно тянет другое, и в итоге дешевле все.

Огромное влияние на цены оказывает экваториальный климат. Дешевле строительство (не нужны толстые стены, глубокие фундаменты), не требуется система отопления. Для сельского хозяйства вообще благодать: все растет круглый год. Вот и получается, что нормально поесть в кафе стоит от 20 рублей. А хорошо пообедать в индийском ресторане – 50–70 рублей. Простые жители редко когда готовят дома. Зачем? Ведь для этого есть специальные люди, это их работа, а ты занимаешься своей. Каждый делает свое дело.

При этом зарплаты вполне соответствуют нашим. Обычный квалифицированный специалист в компании имеет зарплату примерно от 25 до 60 тысяч рублей (на наши деньги). Менеджерский состав – соответственно выше, всякие клерки – от 18 тысяч. Понятное дело, что это в среднем. Для поиска работы достаточно зарегистрироваться на сайте вроде job-street.com. Я сделала это просто для анализа, теперь меня заваливают письмами с сотнями новых вакансий по выбранным специальностям.

Потерявшие страну

Но ливийцев малазийские зарплаты отнюдь не привлекают. А бизнес, по их словам, иностранцам в Малайзии делать сложно. Наши друзья – простые студенты, хоть обоим уже под тридцать. Все дело в том, как Ливия поддерживает своих сограждан. Каждый родившийся там может учиться в любой точке земного шара бесплатно, за счет своего государства, при этом Ливия покрывает все медицинские расходы, оплачивает дорогу и каждый месяц высылает студентам по 2,5 тысячи долларов на жизнь! Поэтому они спокойно учатся в лучших вузах мира, получая все новые ученые степени. И пока, несмотря на все политические перевороты, субсидирование не прекращается.

Музбах готовит ливийскую еду. Очень вкусно, остро. Мы ночи напролет просиживаем за разговорами, ведем дискуссии, спорим, делимся историями и философствуем. «Я жду того часа, когда смогу вернуться в Ливию, – задумчиво произносит Музбах, глядя в окно. – Это мой дом, родина. Но даже не только поэтому. Жить у нас гораздо комфортнее. Для бизнеса создана грамотная система поддержки, образование и медицина абсолютно бесплатные, включая сложные операции. Жилье дается бесплатно, литр бензина стоит 15 центов. И государство держит цены. Но главное – это люди. Мы, мусульмане, должны помогать друг другу, быть честными и никому не сотворить зла. Так говорит Коран. А все неправедное, что приписывается мусульманству, – порождение большой политики. Большая политика разрушила мою страну. Интересы группы лиц превратили мой дом в хаос, они отняли у нас мир, «подарив» взамен бесчисленное количество мафиозных группировок, взрывы, перестрелки по городу. Сейчас оружие в Ливии есть у всех, даже у маленьких детей, автоматной очередью в небо они иногда желают всем доброго утра. Оружие, включая пулеметы и РПГ, продается на рынке среди овощей. В принципе, можно купить «Град» или танк – просто товар хранится подальше. Государственная армия разбита и не может справиться с вооруженной преступностью. Я сам воевал до последнего, пока не был ранен. Сейчас мы уехали и ждем, что Ливия соберет новую армию и ситуация восстановится. Но пока нет сильного лидера… Недавно опять случился переворот, уже пятый президент за три года…»

Прощаясь, мы договорились, что, когда в Ливии станет безопаснее и парни вернутся домой, мы вновь приедем к ним в гости.

Автостопом через горы Титивангса

Дальше нас ждет следующий хост в городке Ипох. Наш новый друг представился просто Сэмом – его малайское имя для нашего языка трудно произносимо. Узнав нитку нашего маршрута, он удивился:

– Зачем вы приехали в Ипох?! Теперь вам придется перевалить через горный хребет Титивангса, чтобы попасть на восточное побережье.

– Нам просто понравилось название вашего города, оно имеет особенный смысл на русском языке.

– Правда? Какой же?

– Что-то вроде «не беспокойся»... В своем роде название твоего города – это ответ всем трудностям на маршруте!

Мы хохотали над своими шутками, а Сэм, похоже, так ничего и не понял.

Он покатал нас по городу, угостил в ресторане и ничего слышать не хотел про наши деньги – мы его гости!

А потом перед нами встала задача: пересечь полуостров Малакка и таким образом от Индийского океана перебраться к Тихому. Это 400 км извилистой дороги и пара десятков горных перевалов. На пути всего один небольшой городок, дорога лежит через миллионы гектаров пальмовых, цветочных и чайных плантаций, через заповедники, джунгли и горы.

Мы выехали. Хлынул тропический ливень. Дорога мигом превратилась в реку, мы мокнем на обочине. Пытаемся ловить попутки, но два велосипеда с рюкзаками немного смущают водителей. Остановился индус на микроавтобусе, он едет на плантацию за чаем, наши велосипеды легко заезжают в грузовой салон. Индус закинул нас на перевал, дальше – сами. Вдруг я пробиваю колесо, разворачиваемся в ремонтную мастерскую. Рабочие возвращаются с плантаций, все подходят, хотят помочь. Оказывается, сломалась еще и спица. Дело затягивается. Тут один из местных приходит с пакетом, протягивает его мне и говорит: «Уже темнеет, вам надо ночевать. Тут нет гостиниц, идите в мечеть или в поселение при теплицах». Я киваю, заглядываю в кулек: там вода и какие-то булочки. Как это трогательно! Незнакомец улыбается, мы сердечно благодарим.

В мечеть проситься все же не стали, идем на цветочные плантации. Это огромные теплицы в горах, они тянутся до горизонта на сотни километров. В одной из теплиц мелькают тусклые огоньки. Внутри стоят два дома, рядом из шланга моются рабочие, что-то кричит женщина сверху, плачет ребенок, пахнет едой. В доме оказалась настоящая коммуналка, или даже общага. Условия для гастарбайтеров во всем мире схожи. На малайзийских плантациях трудятся рабочие из Мьянмы, Бангладеша, Индонезии, Филиппин.

У первого попавшегося мужчины попросили разрешения переночевать здесь. И уже через несколько минут сладко посапывали в своей палаточке среди цветов и аграрной техники.

Окончание в следующем номере


Автор: Ольга ИВЛЕВА