Восток Цемент
Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Общество

За кулисами не до чудес

Театр молодежи переживает кризис

Приморский театр молодежи уже почти полгода то и дело оказывается в центре внимания прессы и общественности. Конечно, когда о театре говорят и пишут – это хорошо. Почти всегда…

Но, к сожалению, ситуацию, которая сложилась в одном из старейших и некогда любимейших у публики театров города, оптимистичной не назовешь. Скорее – наоборот.

Без руля и ветрил

Совсем недавно – 4 октября – театр молодежи открыл сезон. Зал был заполнен едва ли на четверть. В августе с таким же нерадостным итогом прошли гастроли театра в Хабаровске. И вовсе не потому, что спектакли неинтересные или актеры бесталанные. В театре молодежи за последние пару лет появились прекрасные постановки: «Капитанская дочка», например, или великолепный, один из лучших спектаклей сезона – «Три левых часа», в котором артисты позволяли себе и импровизацию, и шутку…

Но беда в том, что с весны этого года театр, по сути, остался без руководства. А как иначе можно назвать положение, когда в коллективе художественного руководителя и главного режиссера нет совсем, а директор носит приставку врио?

Напомним, что в марте с бывшим главным режиссером театра молодежи Виктором Галкиным не был продлен контракт. Те кандидатуры, которые рассматривались на экспертном совете по культуре, критики не выдерживали. Но видеть в кресле руководителя Виктора Галкина департамент культуры администрации края не желал категорически. И оставил труппу вариться в собственном соку.

– За многие годы моей работы в театре молодежи, – говорила заслуженная артистка России Галина Копылова на собрании труппы (стихийном, вызванном чрезвычайной ситуацией), – я не могу припомнить ничего подобного. Провалены гастроли. Провалено открытие сезона. Ни копейки по сию пору не выделено на постановку нового спектакля. С врио директора господином Красильниковым актеры не могут найти никаких точек соприкосновения… Такое чувство, что театр просто никому не нужен, что его планомерно и методично ведут к закрытию.

Уволена по статье

Последней каплей, которая и заставила труппу собраться на стихийное собрание, стало увольнение режиссера Лидии Василенко. В театре две ставки – художественного руководителя (главного режиссера) и режиссера. Первая пустовала с начала весны, вторую занимала Лидия Михайловна. Именно она поставила «Три левых часа» (один из самых ярких спектаклей ушедшего сезона) и «Капитанскую дочку». Ее же работы: «Семейный портрет с дензнаками», «Чудеса за кулисами», «Цветик-семицветик» – составляют ударную часть репертуара театра. И вдруг – увольнение по статье?

– В 2009 году в наш театр пришло приглашение от Союза театральных деятелей (СТД) принять участие в пятилетней творческой лаборатории Римаса Туминаса, главного режиссера театра имени Вахтангова, — рассказала Лидия Василенко. — Это для любого режиссера счастье, это курсы повышения квалификации, это редкая удача – называйте, как хотите. Тогда нашим театром руководил Виктор Галкин и он предложил мне эту поездку. Разумеется, я согласилась.

С того времени каждый год в театр приходило приглашение из СТД с указанием сроков творческой лаборатории, и Лидия Василенко улетала в Москву на несколько недель. Иногда театр находил средства оплатить поездку, иногда — нет. За четыре года ей ни разу не предлагали оформить поездки как-то официально. И (это, конечно, упущение Лидии Василенко) она привыкла к такому положению дел.

– В мае нынешнего года вновь пришло извещение от СТД, – продолжила рассказ Лидия Михайловна, – и я пришла к исполняющему обязанности директора театра Александру Красильникову, спросила, могу ли ехать. Мне было сказано «да», но оплатить ничего не смогут. Я сама купила билеты и уехала, ведь это была заключительная стажировка! Ни слова о каком бы то ни было приказе, написании заявления мне сказано не было. Если бы сказали, я бы написала…

Вернулась во Владивосток режиссер через две недели, все было в порядке. Вместе с театром ушла в отпуск в августе, вышла на работу в сентябре. А в начале октября режиссер Сергей Руденок, осуществляющий периодически в театре постановки, написал на имя Красильникова докладную, где было сказано, что Василенко прогуляла две недели.

И завертелось. В рекордно короткие сроки режиссеру было предложено уйти или по собственному желанию, или по статье. Доводов о творческой стажировке, о письме СТД никто не слушал. В трудовой книжке Лидии Василенко появилась запись об увольнении «за прогулы», а театр – по ситуации на 9 октября – остался совсем без режиссера.

– Мы присутствовали при разборе ситуации с Лидией Михайловной, – говорит актриса театра Евгения Серебрянская. – Узнали о происходящем в кабинете врио директора случайно и пришли. Мы, актеры, просили господина Красильникова применить ( если уж спустя столько месяцев он «вспомнил» о нарушении трудовой дисциплины ) любые меры взыскания, но оставить в коллективе талантливого режиссера. Но наше мнение проигнорировали. Замечу, мы, артисты, далеко не все в хороших личных отношениях с Лидией Михайловной. Но в кабинет к врио директора мы пришли потому, что ситуация в театре просто нестерпимая. Увольнение режиссера, на чьих спектаклях репертуар держится, это что такое вообще? Сказать, что мы устали от того, что происходит в театре, – значит ничего не сказать. Мы дошли до точки кипения. Мы пытаемся отменить решение об увольнении. Мы уже отчаялись ждать, когда же начальство вспомнит, что театр – это люди.

Руководство театра придерживается позиции «меньше слов»: на собрание труппы никто из официальных лиц не пришел, в кратком интервью журналистам Александр Красильников сказал, что «никаких оправдательных документов» на двухнедельное отсутствие у Василенко нет. И все.

Конечно, в такой ситуации протестные акции не смогут послужить выходом из кризиса. Это прекрасно понимают и Лидия Василенко, которая намерена оспаривать свое увольнение в суде, и актеры театра молодежи. Но полгода существования в положении «никто и звать никак» породили в театре массу слухов, вплоть до того, что вот-вот начнутся и другие – причем массовые – увольнения, что театр вынудят закрыться, а здание продадут… Все это в совокупности и «породило» собрание, и вынудило артистов обратиться в социальные сети и к средствам массовой информации. Впрочем, о том, что в театре крайне неблагополучно обстоят дела, зрители и журналисты догадывались уже давно. Остается надеяться, что это полугодовое пике не приведет к крушению самолета, так сказать.

Кстати

Когда материал был уже готов, стало известно, что с 10 октября в театре молодежи появился новый главный режиссер – Юрий Гончаров. Ему достался коллектив, находящийся в откровенно непростой ситуации. Хочется верить, что Юрий Гончаров сумеет исправить положение и театр молодежи будет жить так, как положено театру – премьерами, репетициями и новыми ролями.


Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Хлеб подал сигнал к росту
Хлеб подал сигнал к росту

В Приморье проверят обоснованность подорожания социально значимого продукта

На Порт-Артуровской скоро будет новоселье
На Порт-Артуровской скоро будет новоселье

Строительство трех многоквартирных домов для переселения горожан из аварийного жилья во Владивостоке – на завершающем этапе.

На царя Салтана посмотрели свежим взглядом
На царя Салтана посмотрели свежим взглядом

Опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» стала первой премьерой второго театрального сезона в Приморском театре оперы и балета и имела большой успех.

КВН обещает богатый урожай

Во Владивостоке стартовала очередная школьная лига КВН сезона 2014-2015 годов.

Осень – совсем не грустная пора

В поселок Трудовое в минувшую пятницу пришла «Золотая осень». Как сообщили в управлении культуры администрации Владивостока, его организаторами выступили инициативные жители поселка при поддержке городской администрации.

Последние номера
газета
газета
газета
газета