Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Транспорт

Чтобы не сбежала последняя электричка

Все убытки ОАО «Экспресс Приморья» будут оплачиваться из краевой казны
Чтобы не сбежала последняя электричка

Со следующего года компания «Экспресс Приморья», осуществляющая пригородные пассажирские железнодорожные перевозки, планирует уйти от убытков за счет их стопроцентного субсидирования из бюджета края. Сейчас край компенсирует половину. В то же время у представителей власти Приморья возникли вопросы к тому, как эти убытки формируются.

Непростая ситуация рассматривалась на очередном заседании бюджетного комитета Законодательного собрания. Непростая еще и потому, что пригородное сообщение – деликатная тема, при обращении с которой власть ступает по тонкому льду общественного спокойствия, грозя провалиться в полынью недовольства и критики. Отмена электричек больно сказывается на социальном комфорте граждан. И рикошетом – на репутации власти.

С другой стороны, приходится мириться с экономической политикой ОАО «РЖД». Приморская компания является для него дочерней. Позицию российской железной дороги озвучил Геннадий Нестерук, заместитель начальника по экономике и финансам Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги».

– Наша первоочередная задача – это безубыточная деятельность, – вполне ясно сформулировал он.

Откуда тарифы?

О механизме субсидирования пригородных железнодорожных пассажирских перевозок в регионе рассказал Владимир Решетников, временно исполняющий обязанности директора департамента промышленности и транспорта Приморского края.

Так, убытки компании, то есть недополученные доходы, следуют из разницы экономически обоснованного тарифа и тарифа для населения. Оба тарифа устанавливает профильный департамент Приморского края. В первом учитываются затраты на оплату труда, а также затраты по заключенным договорам с ОАО «РЖД» согласно договору аренды подвижного состава и объема вагоно-километровой работы. Второй имеет социальную направленность, уменьшает цену билета для граждан. В настоящее время он установлен в размере 16 рублей за 10 пассажиро-километров за одну поездку. Недополученная прибыль возвращается компании в качестве субсидии.

В конце прошлого года было принято постановление, в котором экономически обоснованный тариф составил 18,34 рубля за 10 пассажиро-километров за одну поездку. В связи с этим субсидия была представлена в размере 90 миллионов рублей. Но в течение текущего года этот тариф дважды пересматривался. Со значительным повышением. Сначала профильный департамент принял экономически обоснованный тариф – 21,8 рубля (компенсация недополученных доходов составила 122 миллиона рублей). В настоящее же время действует новый экономически обоснованный тариф в размере 28,25 рубля. Компенсация возросла до 182 миллионов рублей.

– Данная сумма – это устоявшийся компромисс, – отметил Василий Усольцев, первый вице-губернатор Приморского края. – Сегодня мы закрываем основные потребности населения в пригородном сообщении. Администрация края является частичным собственником ОАО «Экспресс Приморье» (владеет 49 процентами акций, 51 процент – у ОАО «РЖД». – Прим. авт.). За 2014 год мы планируем «заработать» 359 миллионов рублей убытка. Половину убытков взяла на себя железная дорога, вторую половину – администрация края. Из бюджета компенсировали 182 миллиона рублей. То есть практически на процент собственности этой компании. Если компенсировать меньше, то сократится и объем перевозок. Последствия всем понятны, мы это уже проходили.

Как заплатим, так и поедем

Расчеты показывают: чтобы сохранить оптимальное количество перевозок в следующем году, необходимо будет компенсировать уже 388 миллионов рублей. Причем для компании-перевозчика сводить дебет с кредитом придется уже полностью региональному бюджету.

– Наши коллеги из РЖД вышли с предложением, из которого следует, что они не согласны компенсировать ни рубля, – отметил Василий Усольцев. – Это не их прихоть. Надо готовиться к тому, что в конце 2014 года нас ждет серьезный разговор.

– Перед ОАО «РЖД» поставлена задача безубыточности, – сказал Геннадий Нестерук. – Есть распоряжение правительства о полной компенсации услуг по пригородным перевозкам. Соответственно, заказ следующего года будет иметь такой вид: какая сумма заложена в бюджет, таков будет и объем пассажирских перевозок.

Сегодня подобный механизм действует в Хабаровском крае. На Сахалине компенсируются 90 процентов убытков железной дороги. В Приморском крае и Еврейской автономной области – пока 50 процентов.

Помимо этого, ОАО «РЖД» утверждает, что более одного миллиарда рублей администрация края должна компании за те годы, когда перевозки не субсидировались.

Странная история

Парламентарии попробовали найти выход из сложившейся ситуации. Председатель Законодательного собрания Виктор Горчаков отметил, что ранее у краевой власти имелись планы по привлечению альтернативного перевозчика. Однако, как заметил первый вице-губернатор, альтернативные составы есть, только вот путей и депо для них нет.

– Если говорить про экономическую выгоду, то тут вопрос спорный, – заметил он. – Скорее всего, будем попадать на похожие цифры. Ведь перевозки – это не только составы, но и пути, и депо, и обслуживание.

– Но ведь железная дорога принадлежит государству? Странная история, – заключил спикер парламента.

История действительно странная.

– У администрации края есть вопросы к компании по схеме формирования убытков, – подчеркнул Василий Усольцев. – По нашему мнению, они формируются непрозрачно. Есть понятные статьи расходов, а есть непонятные. С этим надо работать.

К этому мнению присоединились и аудиторы.

– Мы проводили проверку субсидирования пригородного сообщения, – рассказал Дмитрий Виноградов, председатель Контрольно-счетной палаты Приморского края. – Если говорить прямо, то основная проблема общеизвестна. Дело в том, что ОАО «РЖД» выставляет арендную плату в одностороннем порядке. На наш взгляд, она просто несоразмерна. Отсюда не получается совместной деятельности.

Сейчас ОАО «Экспресс Приморья», контрольный пакет акций которого принадлежит ОАО «РЖД», арендует у него же поезда. Избавиться от этой статьи расходов, конечно, можно. Только постоянно выскакивают тревожные «но».

– От ОАО «РЖД» поступило предложение о докапитализации компании «Экспресс Приморья», – сообщил Василий Усольцев. – Администрации края предложено дофинансировать свою долю в размере 1,5 миллиарда рублей. Тогда удастся уйти от арендной платы.

Однако, по его словам, трудно представить эффективность подобной меры. Так, РЖД представляет в качестве уставного взноса подвижной состав. Причем сумма его рассчитывается не по остаточной стоимости, а, по сути, рыночной.

Более того, как рассказал генеральный директор ОАО «Экспресс Приморья» Сергей Кузнецов, до 2023 года около 60 процентов действующего подвижного состава будет подлежать списанию.

Депутаты решили принять представленную им информацию к сведению и создать рабочую группу, чтобы разобраться, на компенсацию каких именно убытков пойдут сотни миллионов бюджетных рублей.

Автор : Сергей ПЕТРАЧКОВ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Детсад с особенным уклоном
Детсад с особенным уклоном

В городе открылись группы для маломобильных детей

Хронограф Победы

Из сводок Совинформбюро с 18 по 24 сентября 1944 года

Движение откроется в ночь. На пятницу
Движение откроется в ночь. На пятницу

Во Владивостоке продолжается ремонт деформационных швов на втором съезде с Некрасовского путепровода на Океанский проспект (в сторону Народного проспекта), при въезде на путепровод со стороны Народного проспекта (от здания КГУП «Приморский водоканал»), а также в районе стадиона «Строитель».

Штраф за халатность – полтора миллиона

Специальная техническая комиссия, созданная для расследования причин обрушения здания на Енисейской, 7, обнародовала свои выводы.

В учебной войне погибли морпехи ТОФ

В ходе стратегических командно-штабных учений «Восток-2014» на Сахалине погибли трое военнослужащих контрактной службы Тихоокеанского флота. Об этом сообщает информированный источник Минобороны РФ.

Последние номера
газета
газета
газета
газета