Александр Михайлов мечтает пожать лапу пингвину

Почему известный актер после творческих встреч старается быстрее скрыться?

19 сент. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3609 (141) от 19 сент. 2014

Народный артист России любимец публикиАлександр Михайлов на этот раз приехал в город своей юности – Владивосток, чтобыспектаклем «Невеста напрокат» открыть фестиваль театральных антреприз. Этот праздникМельпомены уже много лет – одна из главных изюминок культурной программы кинофестиваля«Меридианы Тихого».

Не в первый раз Александр Михайлов приезжает в наш город накинофестиваль и каждый раз с восторгом прикасается к местам, где прошла юность,где началась актерская жизнь.

Мое живое море

– Вы тесно связаны с Владивостоком…

– Конечно, это же город моей юности. У меня были в жизни иперерывы, когда я долго не приезжал, но я всегда знал, что обязательно приеду.

Я помню еще закрытый Владивосток, по которому гуляли матросы,морские офицеры в этой шикарной форме. Помню, как приходил корабль индийскихВМФ, как эффектно они смотрелись. Для меня закрытый Владивосток – городпросторный, без суеты, в нем вольно дышалось. Потом город открыли, началась всяэта торговля, пошло ощущение тяжести.

А самое главное, что я запомнил и навсегда связал сВладивостоком, – это запах моря. Соли и водорослей.

– Назовите несколько причин, почему стоит приехать воВладивосток.

– Море – это раз. Необычное расположение, сопки замечательные –два. Прекрасная береговая черта Амурского залива – три. Разве мало?

Я помню свои потрясения от Владивостока. Когда только приехал сюдаи прошел всю бухту от 36-го причала чуть не до Диомида. Когда пришел впервые втеатр и смотрел, как играют Присяжнюк, Мялк, Шальников. Я был гол как сокол, нопереполнен восторгом!

– А есть у вас места во Владивостоке, которые вы обязательнопосещаете?

– Бываю на улице Пушкинской, где когда-то жил с семьей чуть не вземлянке. Сейчас ее уже и нет. А с некоторых пор я в полном восторге от вашихмостов. Грандиозно! Какое торжество инженерной мысли!

Знаете, за столько лет чего только не бывало, скажем так, междумной и Приморьем. Помню, однажды я проехал чуть ли не вдоль всей российско-китайскойграницы в крае, поразился: у нас даже секретов нет, а у них на том берегу стоитчасовой. Удивился, а мне говорят: присмотрись. Присмотрелся – муляж. Вот тераз!

– Правда, что вы с морем разговариваете как с живымсуществом?

– Да. Часами. С утра прихожу, сажусь… И прислушиваюсь, а оно мнерассказывает. Иногда жалуется, что кто-то его расстроил, я его успокаиваю. Воттак и общаемся. Море – оно очень живое.

– И как часто вам необходимо такое общение?

– Каждый год. Я каждый год езжу на море – Черное, Балтийское,Средиземное, Японское. И с каждым разговариваю. Вода – удивительная вещь. Водной капле –океан! Это нужно осознать.

Как сказал, так и будет

– Вы во Владивосток приехали, чтобы связать свою жизнь сморем, а в итоге стали актером…

– Но в море все же походил.Меня мама – после того как на севере несколько рыболовецких судов ушли на дно ипогибли рыбаки – умолила списаться на берег. Стал работать электромехаником нашвейной фабрике (той, что располагалась между «Дальзаводом» и «Гайдамаком» изанималась только военным пошивом). Но тогда я думал: страсти поулягутся –через годик-другой опять в моря пойду. Но… Случайно попал на дипломныйспектакль выпускного курса актерского отделения института искусств и просто былпотрясен работой Валеры Приемыхова, Бориса Кучумова. Это был невероятныйвыпуск, потрясающие таланты! Валерий играл доктора Львова и выделялся своейаскетичностью, эмоциональной игрой. Спектакль «Иванов» стал для меня такимпотрясением, что я до сих пор помню, что сидел в 4-м ряду на 17-м месте и,вцепившись в кресло, смотрел и плакал. Меня трясло… После спектакля я пошел недомой, а на берег моря и прощался с Тихим океаном. Потому что понял, что невернусь в море. Я поклялся морю, что сделаю все возможное и невозможное, ностану артистом обязательно.

– На что вы больше полагались в своей актерской карьере: насудьбу или на характер?

– И то и другое. Я шел в профессии – и по сей день иду – черезслезы, мытарства и боль. Но все, что я задумаю, реализуется. Это поразительно,но каждый раз так. Я дал слово – делаю. Дал слово, что буду сниматься в кино, ишесть лет к этому шел. И стал сниматься.

– Пробиваться приходилось?

– Еще как! Все наши достижения – это труд, труд и труд. И Еговеличество случай. Задумаешь что­то, что бы ты хотел в жизни, ради чего в неепришел, и работай, и верь в Божий промысел – он есть.

Я очень люблю одну фразу: «Никогда не жалуйтесь на время, вкотором вы живете, ибо вы рождены, чтобы сделать это время чуть-чуть лучше».Что можно добавить?

– Есть ли в мире искусства человек, который для вас пример идостоинства, и таланта?

– Евгений Матвеев и Георгий Жженов. Я работал с этимиудивительными людьми и благодарю судьбу за то, что она дала мне такую возможность.

Евгений Матвеев снимал меня в фильме «Бешеные деньги», затем унас была большая работа в двухсерийном фильме по роману Александра Чаковского«Победа», там я снимался вместе с Андреем Мироновым. К сожалению, эта картинатак и не увидела свет, она много лет лежит на полке.

– Вы снялись в нескольких эпизодах в «Поддубном»…

– И до сих пор не видел фильм,хотя все хвалят и даже меня там отмечают. Но у меня же там три эпизода – нероль, а кусочек. Мне понравилось работать с Михаилом Пореченковым, интересныйпарень. А что за фильм получился – не видел…

– Вы приемлете современное кино?

– Скажем так: мне много предлагают сниматься. Но я не люблю моретрупов, кровищу всю эту, фильмы, в которых убить что высморкаться… Не моя этостезя, потому всегда отказываюсь от таких ролей. Со временем от меня и отсталис такими предложениями. Но в последнее время постоянно тянут во всевозможныешоу. Согласился выступить только в одном – «Две звезды» и спеть с ТаисиейПовалий, да и то только с тем условием, что буду петь то, что сочту нужным.

– А как зрителю вам нравятся зрелищные, снятые ссуперэффектами фильмы? «Аватар», к примеру?

– Это интересно с точки зрения «как это сделано». Но еслиговорить о фильмах, которые трогают душу, то тут у меня иные предпочтения:«Доживем до понедельника», например.

Что смотрел недавно? Ох, трудно ответить, в кино почти не хожу.Мне сейчас другое интересно. Мечтаю попасть на Южный полюс. И если я когда-нибудьпожму лапу пингвину, сбудется моя мечта.

Ночные песни с мамой

– Вы не только актер, но и музыкант, записали альбом сказачьими песнями, любите народную музыку…

– Это от мамы. Она оченьмузыкальная, играет на балалайке. Я немного играю на гитаре, хотя нотнойграмоты не знаю. Но мне хватает пяти-шести аккордов, чтобы вложить душу в песнюи слегка себе аккомпанировать. А вот мама… Ее игра на балалайке – это что-тофантастическое! Она сама сочиняла частушки, ее любимая – и моя – звучит так:«Ох, горькая я и зачем на свет родилась? Была бы я стеклянная, упала б иразбилась». Мы и сегодня иногда с мамой сядем и поем песни. Всю ночь.

– Зрительская любовь в ее ярких проявлениях не вызывает у васдискомфорта?

– Я только фотографироваться запанибрата не люблю. Подбегают ктебе на улице, руку на плечо – и улыбайся, улыбайся! Меня уже три раза в милициювызывали, между прочим, потому что всякие рецидивисты вот так вот оказывалисьзапечатленными со мной на фото. Не спросишь же у того, кто к тебе бежит своплями: «Ой, можно с вами сфотографироваться?» – рецидивист он или нет. Илитого хуже – сунут тебе в руки ребенка какого-то, а потом начинается: уМихайлова десять детей…

Поэтому после творческих встреч я всегда стараюсь убегать. Доначала «давайте сфотографируемся».

Нет, я люблю фотографироваться только в деревнях, где-нибудь вглубинке, с бабульками… Точно знаешь, что они в социальные сети не выложат,никакого подвоха…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ