Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Персона

Владимир Меньшов: Не в авоське же награды носить

Работа президента фестиваля проста: сиди в стороне и не давай членам жюри драться
Владимир Меньшов: Не в авоське же награды носить

Президент нынешних «Меридианов Тихого» Владимир Меньшов в первый день фестиваля не попал на рыбалку, о которой давно мечтал. Но, общаясь с журналистами, твердо заверил: обязательно половит рыбку в заливе Петра Великого. Перед 75-летием, которое приходится на 17 сентября, грех самого себя не порадовать!

Чтобы гости сказали:«Ух ты!»

– Владимир Валентинович, будете встречать юбилей во Владивостоке?

– Нет, это было бы слишком серьезное решение – приглашать гостей за 9288 километров! До дня рождения пробуду во Владивостоке, но на сам праздник все же уеду домой, в объятия моих любимых женщин – жены и дочери, внуков, друзей.

– Наш фестиваль плотно связан с вашим именем: вы были председателем жюри первых «Меридианов…». Какие воспоминания оставил у вас тот Владивосток?

– Конечно, город тогда был совсем другим, но он очаровывал. Я ведь после 2003 года еще не раз приезжал сюда и каждый раз убеждался: Владивосток способен стать жемчужиной, подобной Сан-Франциско. Думаю, это не единожды говорили, но города действительно похожи, тем более сегодня, с появлением мостов. Но не нужно превращать Владивосток в Сан-Франциско, нужно сделать так, чтобы люди, приехав сюда впервые, сказали: «Ух ты!».

– В чем заключается работа президента фестиваля?

– (улыбаясь) Когда члены жюри начнут драку, я должен вовремя их растащить в стороны. Если же работа жюри будет идти бесконфликтно, могу спокойно сидеть в сторонке на холме и ждать, когда мимо проплывет труп моего врага. Извините, близость с Китаем заставляет вспоминать восточные изречения. А если серьезно, то моя работа заключается в том, чтобы при необходимости быть третейским судьей и, опираясь на свою мудрость, решать конфликты. Но не думаю, что таковые возникнут.

Священные коровыдля критиков

– У многих ваших фильмов была удачная судьба, вы получали награды фестивалей…

– На людей, не слишком обогащенных умом, награды, как правило, действуют нелучшим образом. Такие люди начинают чувствовать себя звездами и повсюду тыкать тем, что получили, всем в нос. Прочим же награды никак не мешают работать, равно как и не особо помогают. Даже такая серьезная награда, как Госпремия за фильм «Москва слезам не верит», не давала мне никакого права на ошибку, на работу спустя рукава, на капризы на площадке. Вот что точно привлекают награды – так это пристальное внимание «доброжелателей». Начинают присматриваться: а как это он награды получает? Везет ему? И только упорная, честная работа может закрепить твою репутацию. А награды… Ну не в авоське же их с собой носить. Да, «Оскар» и Госпремия помогали мне находить деньги на новые картины. Потому что логика простая: если человек за предыдущие работы получил такие призы, то уж, наверное, и новую работу не хуже сделает. Дадим ему денег.

– Фильмы, которые принесли вам оглушительный успех у зрителей, у кинокритиков вызывали скрежет зубовный…

– Кинокритика нужна, но вопрос в том – какая? Нам нужны самостоятельно мыслящие кинокритики, но они чаще существуют кланами, в которых есть свой патриарх. Именно он определяет мнение, а все остальные выстраиваются в кильватере и пишут в той же струе. Сказал главный бомбить фильм – они бомбят, сказал поднимать на щит – поднимают. В Москве это просто очевидно. Там для разных кланов критиков есть разные священные коровы. Говорить о них хоть что-то критическое запрещено. Они всегда делают все только гениально, даже если фильм провалился. И наоборот, есть имена, которые травят…

Миллион – это не куча

– Вы не раз уже выступали в качестве продюсера, работая с молодыми режиссерами. Есть ли, на ваш взгляд, среди молодых те, кто мог бы подхватить эстафету старой гвардии?

– Андрей Звягинцев, без сомнения. Владимир Котт и Александр Котт. Я боюсь забыть какие-то имена, не хочу никого обидеть. Очень мне понравилась работа Андрея Першина – фильм «Горько». Правда, он предпочел в титрах поставить псевдоним Жора Крыжовников. А фильм меж тем смешной, умный, глубокий. Это фильм о нас, о нашем обществе, все пороки и достоинства которого режиссер ясно видит и даже показывает, но не зло, не бичуя, а добродушно, с улыбкой. Очень симпатичная лента.

– Чего вам не хватает в современном кино?

– Таких картин, которые были во времена моей молодости. В которых бы соединялись форма и глубина содержания. И в то же время чтобы это было смотрибельно, чтобы люди хотели смотреть это кино. Сегодня мы разбаловались и всерьез считаем, что в 150-миллионной стране успех – это если на фильм пришел миллион зрителей. А еще не так давно успех начинался с 15 миллионов зрителей! И это было правильно, это была даже норма! Конечно, люди сегодня смотрят кино не только в кинотеатрах, но ведь американцы как­то выходят из этой ситуации, и киноиндустрия у них существует. И мы могли бы этим заняться. Как? Очень просто. Не слушать никаких оправданий, почему, мол, мою картину, такого великого, только 300 тысяч посмотрело. И куча причин… А надо обрывать все эти вопли и говорить: вот будет у тебя три миллиона зрителей – тогда и приходи за деньгами на новый фильм. Поверьте, это подействует.

– Нужны ли киношколы, кинофакультеты в вузах России, не только в Москве? Станет ли больше хорошего кино?

– Не обязательно. Но за Уралом должны быть киношколы, это несомненно! Владивосток, Новосибирск, Иркутск вполне могли бы иметь свои киновузы. Сегодня обучение в этой профессии уже не такое дорогое, цифровые технологии дешевле пленки. Хороший мастер, со свежим взглядом на вещи, даже на мобильный телефон снимет качественное кино. И если бы во Владивостоке появилась киношкола, я бы с удовольствием вел здесь мастерскую.

Для хорошего режиссера сыграю с удовольствием

– Вы несколько раз масштабно сыграли роль маршала Жукова. Легко ли вам работалось?

– Я глубоко уважаю маршала Жукова, мне он близок по духу. Да, он не ангел во плоти, но его стратегический и тактический гений не подлежит сомнению. Он один из тех, кто в 1941 – 1945 годах спас страну.

Работать над этой ролью – особенно в сериале Сергея Урсуляка «Ликвидация» – было очень интересно. Документов, рассказывающих о личной жизни маршала, не так много рассекречено, сведения о его послевоенной жизни собирали по крупицам. Мне вообще повезло: я сыграл несколько сцен «домашнего» Жукова. А вот Михаил Ульянов играл его только в мундире, на все пуговицы застегнутом…

Я даже просил Сергея Урсуляка добавить домашних сцен с Жуковым, но он не счел это нужным. А мне хотелось сделать образ менее официозным, более понятным и близким зрителю. Хотя был, конечно, сериал с Балуевым, но это не совсем то…

Вообще, мне понравилась работа в «Ликвидации», Сергей Урсуляк прекрасный режиссер, он вникал во все тонкости и умел вежливо держать меня в рамках.

– Когда вы работаете как актер, забываете о своем режиссерском опыте?

– Я долго этому учился и наконец сумел сделать так, чтобы актер и режиссер жили во мне не как антагонисты, а как друзья и помощники. К сожалению, мне часто приходилось сталкиваться с режиссерами, которые робеют при общении со мной: «Все хорошо, все замечательно!». А я-то чувствую, знаю, что сыграл не на все сто, поэтому останавливаю эти славословия и предлагаю попробовать сделать еще дубль, сыграть иначе.

Лучше всего работать с режиссером – вот как с Сергеем Урсуляком, – который твердо знает, чего хочет, говорит мне: «Нет, это плохо, сделайте вот так!». И такое благолепие опускается на душу, и думаешь: как хорошо, что человек все понимает. Я сыграю так, как он хочет!

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Примета осени: фестивали – каждый выходной
Примета осени: фестивали – каждый выходной

Праздничные события на любой вкус и возраст

Хронограф Победы

Из сводок Совинформбюро с 11 по 17 сентября 1944 года

Избавим лотосы от мусорного «ожерелья»
Избавим лотосы от мусорного «ожерелья»

Целый десант владивостокских школьников отправится в среду к озеру лотосов, что находится на территории бывшей воинской части на станции Океанская.

Школьникам устроят уроки на спецзаводах

Старшеклассников Владивостока в рамках экологического просвещения приглашают на экскурсии на два современных предприятия - МУПВ «Спецзавод №1» и завод по сбору и переработке пластиковых отходов ООО «Русская полимерная компания».

Обновленные фасады украсят город

Ремонт жилого фонда продолжается во Владивостоке по заказу администрации краевого центра. На днях специалисты завершили работы в доме №5а на ул. Шестой. В этой многоэтажке капитально отремонтирован фасад.

Последние номера
газета
газета
газета
газета