Конкурс детского рисунка «Я люблю Владивосток»

Электронные версии
Персона

Мегаполис по античным образцам

Эксперты предлагают соединить Владивосток и Хасанский район низководным мостом

На прошлой неделе Приморский край посетил председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, действительный государственный советник РФ Юрий Крупнов. Заключительным пунктом в насыщенном графике эксперта – после поездок по Приморью, лекций в ДВФУ и прочих мероприятий – оказалась встреча с корреспондентом «В». О том, где в Приморье может возникнуть свой Селигер, почему краевой центр сравнивают с античным миром и как построить мегаполис, не навредив соседям, читайте в интервью с экспертом.

Тандем у триграничья

– Вы посетили Приморье, общались с людьми. Сложилось определенное впечатление? На что первое обратили внимание?

– Последний раз я был здесь три года назад, то есть еще в досаммитовские времена. Главное, что я для себя уяснил: жизнь после АТЭС есть, и еще какая! Мне посчастливилось принять участие в интереснейших событиях. Во-первых, выступил перед участниками Андреевского городка – молодежного форума, проходившего на берегу Тихого океана недалеко от Владивостока. Здесь обсуждались проблемы дальневосточного развития. Андреевский городок имеет все шансы превратиться в нечто настолько же – а то и более – значительное, чем всем известный Селигер.

Во-вторых, удалось прочитать лекцию студентам ДВФУ на тему: почему Дальний Восток – самое перспективное место на планете? Ведь с геополитической точки зрения именно здесь возникает планетарный очаг развития. Молодые целеустремленные люди должны ориентироваться на это, устраивать свою судьбу и карьеру в регионе.

Также состоялась поездка в Хасанский район. Территория была выбрана специально. Вместе с моим коллегой Владимиром Соколовым – одним из самых авторитетных экспертов по дальневосточному развитию и трансграничному сотрудничеству мы продумываем сейчас концепцию совместного развития Владивостока и Хасанского района. Сегодня это разделенные территории. Интересно рассмотреть их в единстве, потому как их тандем, учитывая триграничье Китай – Корея – Япония, является обязательным не только для развития Приморья, но и для обеспечения геополитической безопасности России. В этом свете нам представилась крайне перспективной идея низководного моста от приморской столицы до полуострова Песчаного.

Геополитически верный ответ

– Давайте поговорим о Владивостоке после саммита. Насколько возросло, если, конечно, это так, влияние города? Каково его место среди других крупных тихоокеанских городов?

– Основная миссия Владивостока не изменилась. Она заложена нашими великими предшественниками в самом названии – владеть Востоком. Сегодня это означает не только и не столько военную составляющую, сколько геокультурную. То есть задавать мировую повестку для городов Тихоокеанского региона, демонстрировать новые модели жизни. В данном случае мы говорим именно о модели развития, а не о моделях выживания, устойчивого существования и прочих.

Будущее Владивостока немыслимо без будущего России. Столица Приморья является одной из самых чувствительных точек страны. Она обречена на непровинциальную судьбу. Основная задача на ближайшее будущее – оправдать колоссальные саммитовские вложения. Финансовые, инфраструктурные, имиджевые. И, с другой стороны, сформировать, не побоюсь этого слова, планетарную позицию, чтобы город начал присутствовать своей наукой, образованием, самыми интересными гуманитарными и урбанистическими идеями в Тихоокеанском регионе. Вот это действительно вызов. И нам надо ответить на него в скором времени. Насколько я знаю, в ноябре во Владивостоке состоится урбанистический форум. На нем вполне могут быть обозначены серьезнейшие стимулы для воплощения этой миссии.

– Что бы вы включили в повестку урбанистического форума? На чем бы акцентировали внимание?

– Поскольку Владивосток находится в тесном соседстве со всеми выдающимися цивилизациями, его геополитический ответ должен быть соответствующим – цивилизационным. По сути, здесь мы перекликаемся с античными городами-полисами. Поднимается идея мирового города, города-цивилизации. Как это должно выглядеть и как это можно воплотить?

Второй момент: как обернуть формирование владивостокского мегаполиса в фактор развития всего региона? Чтобы город развивался, не обедняя и не разрушая окружающие территории, не высасывая из них людской и финансовый ресурс. Сейчас это колоссальная проблема для всего мира, так как мир не может сопротивляться росту мегаполисов, но нельзя во имя мегаполисов отказываться от малых городов.

И последний пункт, который бы я включил в повестку, – это планетарная роль города. Каким способом Владивосток сможет замкнуть на себе основные интеллектуальные и финансовые потенциалы, готовить и совершать серьезные прорывы, являя миру феномен развития в короткое время?

Не просто модное слово

– Разговоры о грандиозной будущности Владивостока велись и раньше, еще задолго до саммита. В последнее время в речах стало меньше патетики и больше уверенности, больше деталей и практических моментов. Развиваются идеи Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД) и владивостокской агломерации. На этом фоне мы идем по пути передовых городов?

– По поводу ВКАД не должно быть никаких сомнений. Кольцевая дорога необходима, она существенно улучшит жизнь горожан и сделает приморскую столицу на порядок комфортней в свободе передвижения.

Что касается агломерации, считаю, что здесь слишком много абстрактных подходов, связанных с попыткой привязать модные идеи к феномену Владивостока. Без мощнейшей трансграничной инфраструктуры рассматривать механическое соединение соседних городков – это никому ничего не даст.

Когда обсуждают возможность агломерации, зачастую люди рисуют какой-то кружок на карте и внутри него что-то разглядывают. Это неправильно. Например, тот же проект низководного моста в Хасанский район, который в три раза сокращает путь между территориями, не может рассматриваться только как часть агломерации. По крайней мере, в банальном смысле этого слова. Между тем проект работает в целом на регион, выставляет его в новом, выигрышном свете. Как определятся отношения между городами внутри агломерации – это вторичный вопрос.

– Для многих людей слово «агломерация» в плане наглядности чем-­то сродни слову «синхрофазотрон». Что же это за зверь такой?

– В основном процесс агломерации связан с попыткой выигрышно сплотить города, имеющие автономное существование, в единый формат экономической, политической и культурной жизни.

Здесь есть две опасности. Если брать в пример Россию, то агломерирование подразумевает собой ставку на города-миллионники – их у нас 15 – в ущерб всей остальной территории. В 2011 году на Московском урбанистическом конгрессе Эльвира Набиулина, бывшая в то время министром экономического развития, высказала позицию, что в XXII веке малые города окажутся нежизнеспособны. Останутся одни мегаполисы. По сути, выживут 15 мегаполисов, которые поглотят соседние территории. Это означает оголение всей страны, упадок малых (а их у нас более тысячи) городов. Под видом «собирания земель» может идти безудержная мегаполисизация.

Второй момент и, пожалуй, самый опасный: убирается контекст. Агломерация – это не столько объединение городов в замкнутый кружок, сколько вписывание территории в мировое целое. И Владивосток, и Уссурийск, и Находка, и Хасанский район прекрасно объединятся, если будут правильно выстроены транспортно-энергетическая инфраструктура и потоки взаимодействия с соседними цивилизациями. Где нам легче построить дом? На пустом поле или близко к инженерным сетям? И агломерацию легче строить близко ко всем финансовым потокам. Все зависит от условий.

Эти условия не ощущаются людьми, они ощущаются бизнесом, культурой, политикой. Есть базисные вещи, которые определяют жизнь. Наше интервью не состоялось бы здесь, не будь подходящих условий: помещения, стола, электричества, воздуха, в конце концов. Мы не уделяем им особого внимания, но без них нельзя. В противном случае мы бы перенесли встречу туда, где эти условия присутствуют. Так же и в мировом бизнесе. Проектирование инфраструктур и феноменов развития – вопрос тяжелый, но единственно выигрышный.

Консолидирующий центр

– Приморский край и, в частности, Владивосток находятся на стыке крупнейших транспортных и финансовых потоков. При этом на нашу долю приходится их, мягко скажем, малая доля. Как приручить эти потоки?

– Принципиальная вещь – как Владивосток сумеет задействовать свой человеческий ресурс. Говоря о столице Приморья, зачастую подразумевают рыбу, порты, перевозки. Но основное богатство – люди. Встречи с коллегами, которые здесь происходят, дают мне колоссальную интеллектуальную подпитку. Но на данном этапе человеческий ресурс не стал движущей силой. При правильной его мобилизации Владивосток может добиться разных феноменов, в том числе и феномена перехватывания потоков.

Для того чтобы стать консолидирующим центром, необходима мощнейшая геокультурная позиция. Мировой бизнес должен понимать, что через Владивосток дорога не просто короче, но и находиться здесь интереснее, комфортнее.

Самое неприятное впечатление о Приморье заключается в том, что не видно постоянно идущих в разные стороны судов, кораблей, катеров, лайнеров и прочего. Это пугает. В Хасанский район пришли на пароходе, который совершает рейсы раз в день. Там, где раньше стояли базы рыболовного флота, пассажирских и грузовых перевозок, теперь пустоцвет. Морское побережье не работает. Уникальный для России океанический ресурс практически не используется. Сейчас культивирование и добыча морской биоты находятся в варварском состоянии. Поэтому мы продвигаем идею, которую подсказали ученые ДВО РАН, о создании био-экополиса – целого городка в Хасанском районе на 50-100 тысяч человек. С системой современной переработки морских ресурсов массово-товарного характера. К сожалению, ресурс моря сейчас используется всего на два-три процента от возможного.

– Что должно произойти в будущем, чтобы вы увидели и сказали: да, Владивосток движется в сторону планетарного города?

– Очень просто. Владивосток должен начать производить уникальную продукцию, когда все будут показывать пальцем и говорить: это возможно только у вас. Для приморской столицы есть единственный тип такой продукции – это люди. Важно создавать молодежные проектные команды. Разработать систему по типу единого стандарта MBA, чтобы любой молодой человек, который хочет построить свою карьеру, знал: для этого ему необходимо приехать во Владивосток и получить здесь образование. Если океанический ресурс используется в Приморье на три процента, то человеческий – на 0,3 процента. Без всякого преувеличения.

Нужно показать, что во Владивостоке человек получает колоссальные стартовые инвестиции в его дело, в его способности. Тогда сюда будут стремиться все деятельные люди.

Опять Босфор

– За последние годы было несколько инициатив придать Владивостоку федеральный статус, статус столицы региона, даже перенести сюда столичные функции. Однако оппоненты утверждали, что Владивосток и так со всем справляется. Какова ваша точка зрения?

– Я 12 лет продвигаю идею переноса столицы России на Дальний Восток. Другое дело, что это должно быть, скорее всего, более континентальное место. Что касается статусов, то, наверное, официальные звания городу не настолько и нужны. А вот что действительно нужно, так это внимание и поддержка федерального центра. Ведь Владивосток – самая уязвимая геополитическая территория не только для России, но и для всего мира. Рядом великие цивилизации, мощнейшие экономики: Китай, Корея, Япония, Америка, подбирается и исламский мир. Здесь идет пересечение всех культур. Если в истории XIX и начала XX веков определяющим был восточный вопрос, территориальные споры за проливы Босфор и Дарданеллы, из-за которых шли турецкие войны, то сегодня такой точкой на карте мира можно назвать Приморье.

Москве необходимо создавать здесь точки роста, включать субъект в мировую повестку по примеру саммита АТЭС, который, не являясь целевой программой по развитию региона, дал ему мощнейший импульс. Должна быть и федеральная программа развития Приморья. С опорой на Владивосток и Хасанский район. Мне кажется, такие меры будут эффективны и оправдают себя.

Автор : Сергей ПЕТРАЧКОВ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Дачники получили по заслугам
Дачники получили по заслугам

Город впервые отпраздновал День садовода и огородника

Хронограф Победы

Из сводок Совинформбюро с 4 по 10 сентября 1944 года

Тигры, в колонны становись!
Тигры, в колонны становись!

Один из самых любимых праздников горожан – День тигра – отметят во Владивостоке 28 сентября. По Океанскому проспекту пройдет карнавальное шествие, на центральной площади будут работать локально-анимационные площадки, а команды черлидеров сразятся за звание сильнейших.

Как будет «фас!» по-французски?

Знаменитый парижский дрессировщик служебных собак Эрве Мавуанга проводит в Приморье мастер-классы для специалистов по служебному собаководству.

Редкая музыка для виолончели с оркестром

В Приморском театре оперы и балета в рамках фестиваля «Приморский ключ» 10 сентября пройдет уникальное событие – концерт известной российской виолончелистки Елизаветы Сущенко.

Последние номера
газета
газета
газета
газета