Магия имени

Спектакли с участием артистов театра имени Евг. Вахтангова прошли во Владивостоке с аншлагом. Такие имена, такие артисты - благородный даже в отрицательных персонажах Вячеслав Шалевич, сказочно красивая Алла Ларионова, изысканная, с грузом славы отца Марианна Вертинская.

9 дек. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №36 от 9 дек. 1996

Спектакли с участием артистов театра имени Евг. Вахтангова прошли во Владивостоке с аншлагом. Такие имена, такие артисты - благородный даже в отрицательных персонажах Вячеслав Шалевич, сказочно красивая Алла Ларионова, изысканная, с грузом славы отца Марианна Вертинская.

Показанные комедии вызывали различную реакцию. Одна из молодых зрительниц признавалась за кулисами Алле Дмитриевне, что уходила из зала как Гуинплен - смех буквально исказил приятное лицо, настолько было смешно. Приморские артисты явно манкировали столичными коллегами. Кто-то видел эти постановки в середине 80-х, кому-то юмор столичных знаменитостей для “людей, близких к населению” показался неинтересным. Однако никто не воспринимал гостивших артистов по увиденным спектаклям - их любят за другие роли и помнят по старым, черно-белым фильмам.

О памяти и славе мы начали беседу с Вячеславом ШАЛЕВИЧЕМ.

- В представлении “Брызги шампанского” вы рассказывали такой анекдот. Будто встречаете женщину, и она вам говорит: “Ой, вы мой любимый актер. Я думала, вы уже умерли”. Есть ли у вас повод для такой шутки, ощущаете ли себя в забвении?

- Нет, как ни странно, наоборот. Ушло так много замечательных актеров, что все нас - оставшихся - прекрасно помнят. Проката новых фильмов практически нет, поэтому все ностальгически вспоминают старое кино. И сегодня большой спрос на запомнившихся когда-то артистов. Началась какая-то удивительная любовь. Как говорят в одной пьесе, “самое страшное случилось - любить начали”.

В нашем театре остались Ульянов, Борисова, Яковлев, Лановой, Ларионова, Вертинская, Этуш. А молодых мне иногда жалко. Они снимаются в картинах, но никто не запоминается. Когда-то за счет кинематографа, когда один фильм шел по 3-4 месяца, нас быстро запоминали и хорошо помнят до сих пор.

- Многим вы запомнились по ролям белых офицеров. Была в них какая-то “несанкционированная” привлекательность. Откуда у вас понимание, каким должен быть русский офицер?

- Трудно сказать, откуда именно. Наверно, гены. Мой отец был белым офицером, но потом перешел в Красную армию, был очень крупным генералом. Его репрессировали. Я его встретил, только когда мне было 38 лет, случайно. Он тоже сказал, что по походке видно - есть что-то генное. Наверное, в нас - детях военных лет - с кровью воспиталась влюбленность в офицеров, в Красную армию. Привязанность к армии несли с самых детских лет. В фильме “Красная площадь” я играл офицера, у которого даже фамилия военная - Кутасов, перешедшего на сторону Красной армии искренне, от всего сердца. И, конечно, в таких людях, в этой косточке офицерской, есть понятия чести, флага; именно они принесли в кадровую Красную армию основы дисциплины и достоинство, которые продолжают многие истинные офицеры сегодняшней армии.

- Самым знаменитым спектаклем театра Вахтангова стала “Принцесса Турандот”. Он остается в репертуаре?

- Да, он идет постоянно. Правда, последняя редакция Гарри Черняховского актеров старшего поколения не устраивает. На вечере, посвященном 75-летнему юбилею театра, все старики решили сыграть “Турандот” по варианту Рубена Симонова 1963 года. Это был триумф. После этого Михаил Ульянов решил все-таки восстановить старый вариант, но уже с молодыми актерами. Кстати, в феврале “Принцессе Турандот” исполняется 85 лет.

- Вальс из “Турандот” стал своеобразным гимном российских театров, и его исполнение Вахтанговым задумывалось на расческах. Это тоже сохранится?

- Это сохранено до сих пор.

- Среди фильмов последних лет, в которых вы снимались, один самый неизвестный и популярный одновременно - “Мастер и Маргарита”. Расскажите о своей роли.

- Это была огромная эпопея, в которой были заняты самые выдающиеся артисты - Ульянов, Настя Вертинская, Гафт, Филиппенко. Нам тоже обидно, что она не вышла на экраны. Даже у меня нет какой-либо копии этого фильма. Продюсер взял под мышку все ленты, весь снятый материал и исчез. Что будет дальше, никто не знает.

Режиссер решил сделать не свою версию, а снимать согласно сюжету Булгакова и старался воплотить все, что написано в романе. Поэтому фильм вышел несколько хрестоматийный. Я играю в этой ленте первосвященника Каифу. Съемки проходили в Израиле, на святой земле. Думали, что это хорошая примета...

- Какие из прочитанных книг оставили наибольшее впечатление, что запомнилось?

- Читаю я много, к тому же, еще по-дилетантски, но пишу инсценировки, пьесы. В репертуаре давно идет “Конармия” Бабеля, с актером Михаилом Воронцовым написали “Али-бабу и сорок разбойников”, ну, и “Коварство, деньги и любовь”, которые вы видели. Так что читать приходится много. Есть поразительные вещи, которые хочется инсценировать для театра, но не всегда это удается. Журналов я читаю сейчас меньше, кажется, там мало интересного появляется. Второй раз по-новому открыл для себя Моэма. Но больше всего понравился “Альтист Данилов” Орлова. На мой взгляд, это значительная книга, сравнимая с “Мастером и Маргаритой”.

Автор: Дмитрий КЛИМОВ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), “Владивосток”