Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Энергетика

Энергетика здравого смысла

Уже более года отдаленный от материкового Владивостока остров Рейнеке круглосуточно обеспечен светом. Удивительна здесь топливная арифметика: топлива, которого раньше недоставало на 6-часовое энергоснабжение, теперь достаточно для 24-часового. Даже с небольшой экономией. Виновник торжества – ветрогенератор. Директор МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей» Владимир Латышев рассказал «В», как объект прошел зиму, с какими проблемами столкнулись в ходе эксплуатации и зачем ветрогенератор посещали специалисты ОАО «РАО ЭС ВОСТОКА».

Ветрогенератор на Рейнеке послужит на Дальнем Востоке инвестиционно привлекательным примером

Эффективность плюс экономия

– Владимир Викторович, с чего все началось? Была задача обеспечить электричеством жителей острова Рейнеке круглые сутки. Возникло решение – вполне нестандартное – об установке ветрогенератора…

– Исторически сложилось так, что свет в дома на Рейнеке подавался в течение пяти-шести часов в сутки. По определенному графику: несколько часов утром и несколько – вечером. При этом электричество для островитян – это не только свет, телевизор, сериалы, холодильники, это еще и работа водопровода, насосов, качающих воду из скважины. Нет света – нет и воды в кране, и других коммунальных благ.

К тому же в последнее время там начинает развиваться туризм. Предприниматели строят для отдыхающих домики, которые необходимо обеспечивать энергией. Работают холодильные установки для напитков, морепродуктов и так далее. Вопрос о бесперебойном электроснабжении острова витал в воздухе.

Проблема заключалась в том, что при находящемся там оборудовании круглосуточное электроснабжение жителей было невозможно. Задачу можно было решить двумя путями. Первый – самый простой: провести реконструкцию действующего оборудования, поставить совершенно новые типы дизелей, которые рассчитаны на постоянную бесперебойную работу. Причем не один, а два. К тому же в этом случае требовалось создать новые емкости под запас топлива на зимний период, когда остров фактически отрезан от материка в плане доставки грузов. Мы подсчитали, что реконструкция дизельной станции обошлась бы Владивостоку в 25-30 миллионов рублей. К этой сумме ежегодно добавлялись бы дополнительные затраты на топливо, расход которого кратно возрос бы.

Но был и второй вариант: возникла идея об установке ветрогенератора. Подобный опыт в Приморье – правда, не на островной территории – уже был реализован нашими коллегами в деревне Перетычиха. Изучив их опыт, а также множество профильной технической литературы, мы решили попробовать сделать это во Владивостоке.

Провели предварительные расчеты, прикинули смету. Цифры убедительно показали, что установка ветрогенератора на Рейнеке, во-первых, позволит обеспечить остров круглосуточной электроэнергией. Во-вторых, обойдется в несколько раз дешевле реконструкции дизельной электростанции. В-третьих, снимает вопрос дополнительного потребления топлива. Иными словами, при прежних затратах мы обеспечиваем круглосуточное электроснабжение.

– С экономической точки зрения объект оправдал себя?

– Если бы мы провели реконструкцию действующего дизельного генератора, система бы потребовала кратного увеличения расхода топлива. Следовательно, увеличилась бы и стоимость электро­энергии. Дело в том, что островная территория является дотируемой. Тариф на электроэнергию у жителей Рейнеке соответствует общегородскому. Таков закон. Разница в «материковом» и «островном» тарифах покрывается за счет субсидий из краевого бюджета. Поэтому, с одной стороны, экономически для предприятия нет большого смысла, каким путем добиться качественного электроснабжения острова. Но с другой – есть здравый смысл. Краевой бюджет – это благоустройство, это комфорт жителей Приморья, это дороги, детсады, новые стадионы и прочее. Если у нас появляется экономия, значит, больше средств будет направлено на другие сферы жизни.

– А как с технической точки зрения? Как ветрогенератор показал себя за сезон?

– Зиму мы прошли очень хорошо. Об этом прежде всего говорит тот факт, что обычного запаса топлива, который делался на острове еще при 6-часовом графике электроснабжения, с лихвой хватило и для круглосуточного. Появилась даже небольшая экономия. На сегодняшний день система вошла в штатный режим. Если бы не природные катаклизмы и человеческий фактор, то все работало бы идеально.

Человек неразумный

– Как я понимаю, стандартных ветрогенераторов – таких, чтобы купил, распаковал, поставил и в ус не дуешь, – нет. Надо было учесть все нюансы: розу ветров, место, наладить работу. С чем столкнулись в этом нелегком процессе?

– Конечно, изначально проектировщики изучили местность, прошли весь остров. Важно было не столько учесть розу ветров, не столько силу, сколько плотность ветра. В итоге площадка себя полностью оправдала. Ветер здесь хорошей плотности и дует почти постоянно. Естественно, при реализации проекта проблем оказалось немало. И они были совершенно разного плана.

Первое, с чем столкнулись, – ветер оказался такой плотности, что за ним не успевала уследить автоматика. Лопасти раскручивались до такой частоты, что электроника выходила из строя. Пришлось биться с погодой, усовершенствовать систему отворота.

Следом на острове возник незапланированный и стремительный рост нагрузки. Дизель не справлялся. Не хватало пускового тока. Понадобилась его замена на более мощный.

В-третьих, за прошедший год три раза в мачту ветряка била молния. Объект оснащен специальной защитой, установлены расцепители. Первые два удара система выдержала. В третий раз – это произошло нынешним летом – разряд оказался такой мощности, что защита не смогла с ним справиться, электрический импульс попал в блок-преобразователь и разрушил его.

Отмечу, что ветрогенератор находится на гарантии. Мы активно сотрудничаем с подрядчиками. Сервис-инженеры приезжают по нашим заявкам, проводят ремонт, замену оборудования, помогают нам отлаживать и приспосабливать его к нашим местным условиям.

Был и совсем неприятный случай. Генератор расстреляли из воздушной винтовки. Отбили отражатель – устройство, которое при сильном ветре отворачивает ветряк в сторону, обеспечивает его сохранность. В один момент устройство не сработало, автоматика не отвернула лопасти от ветра, объект остановил работу. Стали разбираться, выехали на место. Увидели, что отражателя нет. Нашли его в кустах со следами от выстрелов.

– Все-таки человеческий фактор оказался решающим. Последовали какие-то меры?

– Первоначально сама система не предполагала наличия там обслуживающего персонала. Объект полностью автоматизирован. Плановое дежурство вахтенным методом обеспечивали наши сотрудники с острова Попова. Однако со временем, а также из-­за таких эксцессов пришли к выводу, что необходимо постоянное наличие персонала на Рейнеке. Мы заключили договор на годичное обслуживание с компанией, которая устанавливала ветрогенератор.

Продолжение проекта

– Что собой представляет ветрогенератор?

– Надо понимать, что на электро-энергию, которую мы передаем по сетям, имеется сертификат качества, ГОСТ. А то электричество, которое поступает от ветрогенератора, никогда не будет ему соответствовать. Поэтому напрямую в дома электричество с ветрогенератора не подается. Его еще нужно подготовить, прежде чем запустить в сети.

Ветрогенератор представляет собой целую энергосистему. Энергия от вращения лопастей подается в преобразователь постоянного тока, после чего идет на зарядку блока аккумуляторов. Те, в свою очередь, работают на инвертор. Инвертор, имея питание по постоянному току, выдает в сеть уже ГОСТированное электричество.

Кроме ветряного в систему встроен дизельный генератор. Он включается в том случае, если нет ветра, а аккумуляторы выработали свой заряд. Именно благодаря простою двигателя достигается главный экономический эффект – экономия топлива.

– Рейнеке – это точечный проект, созданный под определенную территорию. Будет ли у него продолжение, развитие ветряной генерации на других участках города?

– Установка ветрогенератора рассматривалась в рамках развития электроснабжения острова Попова. Как и Рейнеке, эта территория является автономной, не зависящей от материка в плане электроснабжения. Источником энергии здесь являются дизельные генераторы.

Число жителей Попова в десятки раз превосходит население Рейнеке – порядка полторы тысячи человек. Естественно, это подразумевает совсем другой уровень потребления и генерации. Плановая нагрузка здесь – 800 киловатт. Значит, необходимо ставить несколько взаимозаменяемых ветряных генераторов, что потянет за собой и замену дизельных. Если проект на Рейнеке оценивался в пределах 10 миллионов рублей, то на Попова это уже около 300 миллионов. Средства для города неподъемные.

Однако проект получил развитие, так сказать, с другой, неожиданной стороны. Системой электроснабжения острова Рейнеке заинтересовались специалисты ОАО «РАО ЭС Востока» (в ведении компании находятся все высоковольтные сети региона). У них есть подразделение, занимающееся объектами нестандартной энергетики. Этим летом эксперты компании побывали на Рейнеке, взяли все исходные данные и провели расчеты. Итоговые цифры позволили им сделать вывод об инвестиционной привлекательности проекта. И в этом направлении начнется работа.

Хорошее начало

– Часто в качестве примера использования возобновляемых источников нам приводят Голландию и Германию. Там, дескать, на каждом шагу ветряки. Почему нельзя в таком случае весь Владивосток взять и заставить ветрогенераторами по принципу Рейнеке?

– Вопрос, скорее, философский. А ответ простой. На Западе данное направление развивается уже давно. Мы же находимся в начале пути. Наверное, при наших ветрах можно создать площадки под ветрогенераторы. Однако нужно понимать, что выработка любого вида энергии влечет за собой и определенную проблематику. В жизни не бывает идеальных источников энергии. У гидроэлектростанций одни проблемы, у атомных – другие, у дизельных – третьи. Есть проблемы и у ветрогенераторов. Одна из них – найти место. За границей, в тех же Германии и Голландии, все они вынесены за пределы населенных пунктов. Причем, как правило, это небольшие городки. Там их использовать эффективно и выгодно. В условиях же большого города выгоды весьма туманны. Здесь имеются такие нагрузки, что справиться с ними может только промышленное электроснабжение. Взять какой­-то отдельный микрорайон и построить для него поле с ветрогенераторами, причем в подходящей по климатическим условиям зоне, да еще соблюсти все санитарные нормы, избежать влияния вихревых потоков на жителей – это дорогостоящее, масштабное предприятие. В рамках города такое сделать очень сложно и трудоемко.

А вот для Приморского края, для отдаленных деревень, куда промышленному электричеству добраться сложно, где стоят старые дизели либо вообще нет света, это вполне приемлемо. Но это уже работа инвестиционных механизмов, крупных энергоснабжающих предприятий. Проект же на Рейнеке оказался примером того, что использование ветрогенерации может быть выгодным и эффективным.

Автор : Сергей ПЕТРАЧКОВ

comments powered by Disqus
В этом номере:
V-ROX-2014: такого мы еще не видели!
V-ROX-2014: такого мы еще не видели!

С 29 по 31 августа Владивосток превратился без преувеличения в музыкальную столицу России. На второй шоукейс-фестиваль V-ROX, который проводится при полной поддержке администрации города, приехали 200 музыкантов, профессионалов музыкальной индустрии, переводчиков, писателей и журналистов из центральных регионов России, Монголии, Грузии, Японии, Южной Кореи, Китая, Великобритании, Германии, Франции, ЮАР и США.

Хронограф Победы

Из сводок Совинформбюро с 4 по 10 сентября 1944 года

Пусть все дни будут мирными
Пусть все дни будут мирными

Особую дату отметил 2 сентября Владивосток: в городе воинской славы состоялись памятные мероприятия в честь окончания Второй мировой войны и Дней мира на Тихом океане.

Караваи пройдут по площади парадом

Выставку-ярмарку «Приморские продукты питания», которую 10-11 сентября организует департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края при содействии администрации Владивостока, откроет парад караваев.

Жилфонд готовится к зиме

Жилищный фонд приморской столицы продолжают готовить к прохождению предстоящего отопительного сезона 2014-2015 гг.

Последние номера
газета
газета
газета
газета