Он мог уничтожить полгорода

В позапрошлом номере «В» опубликовал материал «Зачем японский «Мицубиси Зеро» атаковал Владивосток?» о единственной за всю Великую Отечественную войну воздушной атаке вражеской авиации на столицу Приморья. Автор той публикации тогда посетовал: искренне жаль, что в живых не осталось очевидцев. И, к счастью, оказался не прав.

27 авг. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3595 (127) от 27 авг. 2014

77-летний житель Владивостокадо сих пор отчетливо помнит атаку японского летчика на городскую нефтебазу летом1945-го

Красное солнце на фюзеляже

В редакцию позвонил жительнашего города Петр Ефимович Кардай. Будучи мальчишкой, он видел атаку камикадзесобственными глазами.

– Мне в ту пору быловосемь лет. Наша семья жила в своем доме в районе Северного проспекта, сейчас этопроспект Острякова. Помню, как вдвоем с двоюродным братом решили позагорать и залезлина крышу сарая. Увиденные нами события середины дня 18 августа 1945 года врезалисьв память на всю жизнь.

Вначале мы увидели внебе над Амурским заливом самолет. Самолеты и раньше летали над заливами, а вотчтобы над городом – такого не было. Но самое главное заключалось в расцветке этогосамолета: на нем было изображение красного солнца с красными лучами. Мы, пацаны,в ту пору знали все символы и знаки стран-союзников и стран-агрессоров. Поэтомусомнений не было никаких: перед нами японский самолет. Но зачем он залетел сюда?

В заливе, на рейде иу причальных стенок, стояло множество судов, в большинстве своем это были танкеры.Японец спикировал на один из них. Потом нам сказали, что это был «Таганрог». Вероятно,огнем с борта судна его отпугнули, он отвалил в сторону и рванул вверх. Спустя какое-товремя самолет вынырнул из облаков и вновь ринулся вниз в атаку. Но впечатление складывалоськакое-то странное: словно он не атакует, а сваливается в пике. Словно летчик ранени не может контролировать свою воздушную машину, а может, уже и был убит.

Именно так рассуждаливзрослые, которые тоже видели атаку камикадзе в небе над Владивостоком.

Страшный огонь

Еще запомнилось предположениеродителей, что конечной целью камикадзе был не танкер. Танкер, скорее всего, онатаковал, поскольку предполагал, что тот без вооружения и станет легкой добычей.Мол, топливо в его танках вспыхнет и будет дополнительной угрозой для стоящих рядомсудов и прибрежной полосы города.

Главной целью камикадзебыла все же владивостокская нефтебаза. Если бы она взорвалась, то была бы уничтоженаполовина города. Уж наша слобода вместе со всей Первой Речкой сгорели бы полностью…

Сейчас практически никтоне знает, что в 1936 году на владивостокской нефтебазе бушевал пожар – мне об этом родители рассказывали. В числе причин предполагаласьи диверсия – время было такое.

На тушении того страшногопожара погиб мой дедушка. Его хоронили в закрытом гробу на городском кладбище, котороерасполагалось в районе нынешнего проспекта 100 лет Владивостоку.

Я хочу сказать о том,какая высокая была температура на том пожаре. Через год, в 1937 году, власти городарешили кладбище закрыть и перенести его выше в сопки, а землю эту отдать под новуюдорогу и новые жилищные застройки. Всем родственникам предложили перезахоронитьсвоих близких. Мой отец со своим братом, моим дядей, выкопали гроб. Открыли крышку.По словам отца, дедушка был как бы мумифицирован, не изменился нисколько. Так егосохранила высокая температура пожара нефтебазы. А уж взрыв самолета среди емкостейс нефтью и горючим оказался бы пострашнее той довоенной трагедии.

Досье «В»

Петр Ефимович Кардайпосле школы окончил Владивостокский судостроительный техникум и всю жизнь трудилсятехнологом на прославленном Дальзаводе, ремонтировал боевые надводные корабли Тихоокеанскогофлота. Сегодня Петру Ефимовичу 77 лет.


Автор: Николай КУТЕНКИХ