УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ: НОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

3 апреля этого года губернатор края Евгений Наздратенко и первый заместитель министра государственного имущества Российской Федерации Виктор Шупыро подписали соглашение о наделении приморского комитета по управлению имуществом функциями территориального органа Мингосимущества. За официальным названием документа кроется знаменательное событие, способное в корне изменить ситуацию на рынке собственности. Об этом наша беседа с первым вице-губернатором, председателем комитета по управлению имуществом Приморского края Геннадием Токуленко.

16 апр. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №359 от 16 апр. 1998

3 апреля этого года губернатор края Евгений Наздратенко и первый заместитель министра государственного имущества Российской Федерации Виктор Шупыро подписали соглашение о наделении приморского комитета по управлению имуществом функциями территориального органа Мингосимущества. За официальным названием документа кроется знаменательное событие, способное в корне изменить ситуацию на рынке собственности. Об этом наша беседа с первым вице-губернатором, председателем комитета по управлению имуществом Приморского края Геннадием Токуленко.

- Геннадий Гаврилович, в чем особая значимость подписанного соглашения с Мингосимуществом? Насколько реальные полномочия получает комитет по управлению имуществом Приморского края и какая роль в управлении и распоряжении государственной собственностью теперь отводится администрации края?

Г.Токуленко: Федеральный орган власти впервые передал свои полномочия субъекту федерации не путем создания своего территориального органа или агентства (например, территориального управления Федеральной комиссии по ценным бумагам, по антимонопольной политике, ТАФУ и других), а делегировал их непосредственно краевому исполнительному органу власти - администрации края. Причем сделано это через высшее должностное лицо края, что, на мой взгляд, очень верно и продуманно.

Соглашение - это яркое доказательство признания со стороны федерального органа власти высоких деловых и организаторских качеств Евгения Наздратенко. Именно губернатору переданы полномочия управления федеральным имуществом на территории Приморского края, которые будут оформляться через наш комитет. Достичь этого удалось не сразу - губернатор в течение нескольких лет добивался утверждения такого механизма, чтобы на уровне края решать вопросы управления собственностью.

Замечу, что далеко не со всеми регионами Мингосимущество идет на подписание подобных соглашений. Приморье - второй субъект Российской Федерации, с которым министерство оформило подобную договоренность. До этого была Читинская область, которую взяли в качестве эксперимента для отработки формы и содержания соглашения.

И, наконец, соглашение - это налаживание делового и взаимовыгодного сотрудничества между центром и регионом, значительное расширение полномочий субъекта в сфере управления хозяйственным комплексом на территории, передача в руки края мощных рычагов регулирования местной экономики.

- На сегодняшний день федеральное имущество представляет огромный объем работы - десятки зданий, оборудование... С чего будем начинать?

Г. Т.: Сделано уже немало. Во-первых, с февраля этого года в крае проводится широкомасштабная акция по инвентаризации федеральных объектов недвижимости и формированию реестра недвижимого имущества. В итоге мы должны выявить фактическое наличие объектов, их характеристики и сопоставить таковые с учетными данными. Кроме того, определим техническое состояние и износ объектов, правомерность и эффективность их использования. Работы много. В ходе приватизации из государственной в частную собственность было передано только 40-45 процентов государственного имущества. В государственной собственности Российской Федерации и Приморья еще остались крупнейшие и наиболее значимые для экономики страны и нашего края объекты. Это причалы, железные дороги и железнодорожный транспорт, автодороги и обслуживающие их организации, водохозяйственные объекты, научно-исследовательский и спасательный флот, предприятия, объекты и учреждения научно-технической сферы, объекты морской и воздушной электрорадионавигационной службы, предприятия почтовой связи, социальная сфера, имущество и объекты силовых, структур, ДВО Академии наук и НИИ, имущество, находящееся на балансе акционерных обществ и не переданное в уставный капитал в связи с запретом на приватизацию, и многое другое.

Передача в край полномочий Мингосимущества в отношении федеральных объектов недвижимости позволит по итогам инвентаризации принять меры по более рациональному использованию недвижимого имущества - изымать из неправомерного владения, повышать доходность, перераспределять помещения от организаций, имеющих излишки, к испытывающим в них острую нужду. И не надо будет за каждым решением о передаче комнаты, здания или сооружения обращаться в Москву.

Во-вторых, краю полностью доверено распоряжаться военным имуществом. Это значит, что мы будем заключать договоры на имущество Тихоокеанского флота, пограничного округа, Дальневосточного военного округа, войск ПВО. При этом учитывать интересы Приморья, социальные проблемы военных и жителей края, а не интересы московских ведомств.

И в-третьих, появилась реальная возможность взять в доверительное управление закрепленные в федеральной собственности пакеты акций наиболее крупных и градообразующих предприятий.

- Последние - больная точка для экономики края. С приватизацией государство потеряло возможность контролировать деятельность акционерных обществ.

Г. Т.: А вот успешно пережить рыночные перипетии удалось немногим из них. И выяснилось, что где-то устранение государства, его поддержки стоило исчезновения предприятия, резкого ухудшения его экономического состояния. Для Приморья приватизация не прошла бесследно - многие местные крупные предприятия, целые отрасли - оборонка, рыбная промышленность и другие держались за счет государственной поддержки.

Тем не менее мы нашли способ и уверены, что он покажет свою эффективность защиты интересов предприятия. Не “верхушки”, распоряжающейся основным пакетом акций, а именно трудового коллектива.

В настоящее время в крае насчитывается 59 предприятий, которые имеют “золотую акцию” и государственный пакет акций. Наличие последних объясняется особым стратегически важным значением этих предприятий для экономики не только Приморья, но и всей страны. Недавно постановлением губернатора края утверждено положение о представителях государства в органах управления предприятий смешанной формы собственности. Кандидаты на эту должность, утверждаемые ранее комитетом по управлению имуществом Приморского края и проходившие утверждение через Мингосимущество, отныне назначаются исключительно распоряжением губернатора. Затем кандидат представляется на собрании акционеров предприятия.

Я уверен, что такой механизм позволит краевой администрации владеть ситуацией, что происходит на наших предприятиях, и повысит ответственность самих представителей. Главное, правильно воспользоваться этими полномочиями, не допустить принятия непродуманных решений.

- Появится ли возможность у администрации края влиять на процесс банкротства? Примеры таких акционерных обществ, как “Приморрыбпром”, “Дальпушнина”, “Владивостокский ликеро-водочный завод” и других предприятий, показывают, что признание их неплатежеспособными с последующим введением внешнего управления не привело к ожидаемому оздоровлению, а наоборот, усугубило финансовое, социальное положение.

Г. Т.: Выход найден в совместных действиях кредиторов предприятий. Их объединит наблюдательный совет при губернаторе края. В его состав войдут все кредиторы: от федерального бюджета - территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Приморском крае, краевого бюджета - представление кредиторских требований возложено на управление по делам о несостоятельности (банкротству) предприятий администрации края, соответствующие структуры муниципальных образований, представители внебюджетных фондов - Пенсионного, обязательного медицинского страхования, а также прокуратура, налоговая полиция и другие.

Через наблюдательный совет будут проходить все решения, связанные с финансовой несостоятельностью предприятий, кредиторские требования к которым превышают 10 миллионов деноминированных рублей. Ввод такой же системы планируется и на уровне муниципальных образований.

И я уверен, что участники наблюдательного совета не позволят превратить каждое из таких “обреченных” предприятий в вотчину для внешних управляющих. Последние, как показала практика, занимаются исключительно наращиванием долга по всем уровням бюджета, подводят предприятие под конкурсное управление, распродажу имущества. Согласен, свои долги предприятие должно погашать. Но не ценой своего существования. К каждому объекту необходимо подходить грамотно и профессионально. Провести ревизию имущества, реструктуризацию долгов, убрать второстепенное производство, непосильное бремя лишнего имущества, а следовательно, налогов. Стремиться возродить производство, а не загубить его окончательно - вот что должно стать генеральной линией в работе наблюдательного совета. Еще один аспект его деятельности - своевременное вмешательство в работу внешних управляющих. Увы, никто из них до сих пор не несет ответственность за то, что программа внешнего управления не выполняется, а предприятие гибнет.

В крае нет ни одного положительного примера действия внешнего управления. Некоторые упоминают Владивостокский фарфоровый завод. Но давайте смотреть в лицо фактам. Те, кто знал, какие объемы продукции выдавало это предприятие в лучшие свои годы, нынешние оценит на уровне ремесленной мастерской. Остались работать лишь патриоты своего дела, энтузиасты. Большая часть помещений пустует, цеха приходят в негодность. Работает лишь одна печь для обжига. Вот если бы в результате внешнего управление фарфоровый завод вышел на 50 процентов своей былой мощности - об этом можно было говорить как о положительном результате.

- Получается, что наблюдательный совет и администрация края берут под свой контроль и ответственность за каждое предприятие края?

Г. Т.: На эти органы возложены функции координации и контроля. Решающее значение по-прежнему имеет руководство предприятия, кадры верхнего и среднего руководящего состава. Если предприятие имеет хорошо продуманный бизнес-план, программу вывода предприятия из кризисного состояния, то с уверенностью можно сказать, что подъем обеспечен. И примеров тому достаточно. АО “Электросвязь Приморского края” за 4 года сделала то, что не сумело достичь почти за 20 лет. Благодаря инвестиционному конкурсу “Электросвязь” получила 20 миллионов долларов инвестиций за 22 процента акций. Продуманная стратегия руководства принесла огромную пользу для всего края - на 10 тысяч номеров построена АТС в Уссурийске, еще на 10 тысяч - в Большом Камне и столько же - в Находке. Сделана оптико-волоконная связь на Уссурийск. Если посмотреть показатели по стране, то из 87 субъектов федерации “Электросвязь” стоит на

6-м месте по вводу основных фондов, на 10-м месте - по телефонизации. За последний год в Приморье введено 27 тысяч телефонов. В Сахалинской области эта цифра составляет всего 900.

Еще один пример - владивостокская кондитерская фабрика. Ее продукция пользуется огромным интересом, сумела стать конкурентоспособной. Предприятие работает стабильно, выплачивает заработную плату. “Уссурийский бальзам” завоевал репутацию производителя качественной продукции, пользующейся спросом и за рубежом.

Основа успеха этих и ряда других предприятий - умение руководства пользоваться правилами маркетинга, механизмом спроса и предложения, рекламой.

- Прошлый и нынешний год комитетом по управлению имуществом активно проводилась работа по подготовке специалистов по недвижимости. Какие результаты достигнуты к настоящему времени?

Г. Т.: Уже подготовлено более ста специалистов. Выданные по итогам экзаменов аттестаты станут основанием для получения лицензии для осуществления риэлторской деятельности. За этих людей мы можем поручиться - там, где они будут работать, сделки с недвижимостью будут заключаться на законных основаниях, грамотно и профессионально.

В этом же направлении нами разработаны документы о регистрации прав на недвижимость. Ударение при этом делается на прозрачность этих сделок, чтобы защитить права и покупателя, и продавца недвижимости.

- Реконструкция старинных зданий во Владивостоке - к этому также приложили усилия специалисты вашего комитета?

Г. Т.: Этой сферой занимается созданное при администрации края унитарное предприятие “Госнедвижимость”. Его целью является сохранение памятников истории и культуры федерального значения. Ищем арендаторов, которые могли бы взять здание на содержание и произвести его реконструкцию. В итоге выигрывает и арендатор, и город.

Сегодня полностью восстановлен особняк Иоганна Лангелитье по улице Пологой, 67 в счет взаимозачета по арендной плате. Там располагается Азиатско-Тихоокеанская валютная биржа. И это одно из красивейших зданий города Владивостока. То же самое можно сказать о бывшем здании конспиративной квартиры РКП(б), расположенной на улице Гоголя, 27. Его восстановление проходило силами ООО “Уссурийское казачье войско”. Еще одно историческое здание, восстановленное силами арендаторов, - морской штаб Сибирской флотилии на Светланской, 47, где разместился банк “Приморье”.

В своей работе мы всегда руководствовались главной задачей - грамотное управление и распоряжение имуществом субъекта федерации и Российской Федерации в интересах края. И раз на краевые власти возлагают ответственность за все происходящее в местной экономике, она должна иметь соответствующие права в этой сфере. Значительную часть из них нам дало соглашение с Мингосимуществом. Теперь надо оправдать это доверие федеральных властей. Думаю, это у нас получится. Я никогда не поверю, что из Москвы виднее, как распорядиться тем или иным приморским предприятием. Мы здесь живем, здесь предстоит жить нашим детям. И мы не должны оставить им пустые и разваленные заводы, цеха, здания.