“Аскольд” снимается с якоря?

Генеральный директор “Аскольда” Станислав Шаторный в последнее время выглядит довольно уверенным. “На 1998 год завод имеет такую загрузку рабочих мест, какой не было последние лет 6, - говорит он. - Появилась возможность не просто приостановить падение производства, но и перейти к его наращиванию. Ведь только по заключенным договорам мы имеем теперь портфель заказов на треть больше прошлогоднего”.

16 апр. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №359 от 16 апр. 1998

Генеральный директор “Аскольда” Станислав Шаторный в последнее время выглядит довольно уверенным. “На 1998 год завод имеет такую загрузку рабочих мест, какой не было последние лет 6, - говорит он. - Появилась возможность не просто приостановить падение производства, но и перейти к его наращиванию. Ведь только по заключенным договорам мы имеем теперь портфель заказов на треть больше прошлогоднего”.

А накануне такую же уверенность я почувствовал и в разговоре с начальником производства сельхозмашин предприятия Леонидом Кравчуком. Только что коммерческой службой “Аскольда” заключен ряд контрактов с аграриями Амурской области и Хабаровского края на поставку техники под голландскую технологию полеводства. Слух о таких машинах, с помощью которых в прошлом году амурчане увеличили урожай картофеля и овощей в полтора раза, прошел по всему российскому Дальнему Востоку. Даже Сибирь задел - были на “Аскольде” ходоки из Красноярска. Завод в начале года вошел в агроконцерн, среди 4 учредителей которого голландская фирма “Сибеко” и в котором ему отводится роль производителя навесных почвообрабатывающих орудий. А сегодня уже и японцы прицеливаются к созданию в Арсеньеве совместного производства по выпуску сельхозтехники.

В общем время агитации за доминаторы-культиваторы, гребнеобразователи и другие машины, выпускаемые в нескольких удобных для селян типоразмерах, прошло. Настало время разворачивать их серийное производство.

Удача сопутствует аскольдовцам еще на одном направлении. На Сахалине председателем совета директоров “Аскольда” Александром Бирюковым подписан договор с нефтяниками на поставку запорной арматуры. Здесь рывок против прошлогоднего почти в 5 раз.

Подтвердили свои намерения сотрудничать с арсеньевскими машиностроителями дальневосточные энергетики и шахтеры. Вот-вот должно оживиться полиграфическое производство. А в мае ожидается пуск заводской типографии, базирующейся на офсетной технике собственного производства. Высокопроизводительный печатный пресс, способный давать до 40 тысяч оттисков в час, получил одобрение специалистов Госкомпечати. И сейчас там рассматривается вопрос о закупке аскольдовского офсета для создания в Москве специализированного учебного центра. Но это еще как решится, а вот пуск типографии и организация издательского дела - плюс для заводской казны.

Единственное, что пока не подкреплено конкретными договорами, - производство товаров народного потребления. Хотя на “Аскольде” освоено до 200 видов такой продукции, многие из которых способны конкурировать на рынке. Так, немало лестных отзывов приходит в адрес администрации по погружному малогабаритному и малоэнергоемкому насосу, с успехом применяемому фермерами и дачниками Приморья.

“Аскольд” - предприятие не столь элитной отрасли, как, например, соседний “Прогресс” авиакосмического ведомства. С началом экономических реформ, под словеса о конверсии машиностроители были безжалостно брошены на произвол судьбы. Мало того что заводу не было выделено ни рубля для перепрофилирования производства с военных заказов на гражданские, так государство уже многие годы методично загоняет его в долговую яму, выжимая последние копейки налоговым прессом. В результате производство падает, а долги в бюджеты и фонды нарастают. Сегодня доля военных заказов, причем не прямых, а через судоверфи страны, составляет в общем объеме заводского производства лишь 15 процентов. Другими словами, “Аскольд” перестал быть оборонным предприятием. Но до сих пор предприятию приходится тратить большие суммы на содержание не нужных ему мобилизационных мощностей. По всем канонам экономики “Аскольд” уже должен был затонуть, а он не только удержался на плаву, но и, кажется, снимается с якоря для отхода в большое плавание.

3 “кита” позволили выстоять заводу. Это вовремя адаптированная к рынку реорганизация управления - перевод предприятия на холдинговое построение производства с созданием ряда дочерних фирм. Плюс упреждающие меры совета директоров по сохранению прежнего круга заказчиков и привлечению новых за счет освоения дополнительных видов продукции и бартерного расчета с потребителями. И, наконец, еще одна “мера” - предприятие жесточайше экономит материальные и энергетические ресурсы. Для этого произведена консервация нескольких цехов, вплоть до демонтажа в них промышленного оборудования, значительная часть которого продана другим организациям.

Но при всем этом падение объемов производства на “Аскольде” составило за 1997 года 12 процентов. Однако в Приморье это, пожалуй, самое минимальное падение среди предприятий машиностроения и металлообработки. (По оборонным отраслям сокращение в среднем составило 32,7 процента.) Значит, “Аскольд” более других работал на оживление производства, в результате получил кредит доверия и неплохой портфель заказов на 1998 год.

Сегодня заводское руководство уже заявило об отходе от бартерных расчетов с большинством заказчиков. Ведь что это за “оборотка” - получать деньгами лишь четверть причитающегося? Поставлена задача увеличить поступление в рублях от продажи судовой аппаратуры, сельхозтехники, полиграфического оборудования и товаров народного потребления. Эти направления заводского производства объявлены приоритетными и получат наибольшую финансовую поддержку.

...Мой дом находится рядом с проходной “Аскольда”. Каждый день вижу, как арсеньевские машиностроители возвращаются с работы с буханкой хлеба в руках либо с авоськой. Да, сегодня, как и несколько лет подряд, они получают наличными лишь долю заработанного. 55 процентов причитающихся денег выдается продуктами и товарами, гасятся коммунальные услуги. Средняя зарплата в 700 тысяч рублей гораздо ниже среднекраевой. Но с учетом перспектив она возрастает почти на 150 тысяч. А это уже кое-что. Особенно если иметь в виду, что удалось остановить рост долга и теперь зарплата будет выплачиваться регулярно.

Завтра машиностроители проводят годовое собрание акционеров. Какой будет оценка?

Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, "Владивосток"