Если друг провалился в люк…

Знаковое ДТП произошло на днях во Владивостоке на улице Карла Жигура, около молокозавода. Темно-синий красавец «Ниссан-Террано» на полном ходу влетел в открытый канализационный люк. Водитель «Короллы», ехавший впереди, вовремя заметил на дороге ловушку. Не включая поворотного сигнала, он принял чуть влево и пропустил люк под собой. Рулевой «Террано» его маневр не разгадал. Визг тормозов – и правое переднее колесо «ниссанчика» на полном ходу закатилось в колодец, как бильярдный шар в лузу.

13 авг. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3587 (119) от 13 авг. 2014
eecdffaf59ac93193d7a0a80511c8602.jpg

Почему проблема открытых и потому опасных колодцев на городских дорогах кажется неразрешимой?

Кто хозяин черной дыры?

Подобные картинки можно наблюдать на наших улицах довольно часто. Открытые колодцы, как черныедыры в космосе, затягивают в свое чрево транспорт и пешеходов.

Представьте себе, что может случиться с человеком при падении вдвухметровый колодец. Для справки: максимальная глубина канализационногоколодца – семь метров. Но в центре города есть колодцы и по 15 метров. В лучшемслучае бедолага отделается синяками, шишками и испачканной одеждой. Но чащевсего люди получают переломы челюсти, ребер, рук и ног. А у машины припопадании в открытый люк на скорости выбивает шаровую опору и отрываетсяколесо. Плюс погнутые рулевые тяги, разбитая подвеска. И неизбежные тяжелыепоследствия для семейного бюджета водителя.

Приходя в себя, пострадавшие начинают выяснять, чей это люк и ктовозместит им материальный и моральный ущерб. И это правильный ход мыслей.Потому что у всех колодцев есть хозяин, а порой и не один.

Самый крупный хозяйствующий субъект – КГУП «Примводоканал». Наего балансе – более 21 тысячи (!) колодцев. На втором месте – ОАО «Ростелеком»,ему принадлежат 6918 колодцев по всему Приморью. Замыкают список «Приморскиетепловые сети» филиала «Приморская генерация» ОАО «ДГК» – у этой организации2,8 тысячи люков на тепловых камерах.

Каждый владелец подземных коммуникаций имеет генеральный план,где подробно размечено все его хозяйство. Кроме того, в администрации городаесть сводная карта инженерных сетей краевого центра. Поэтому выяснить, кто хозяинлюка, в который вы, не дай бог, провалились, несложно.

Сколько будетвкрышках?

У любого здравомыслящего человека при виде разукомплектованногоколодца возникает закономерный вопрос: если есть люк, куда подевалась егокрышка?

Ответ один: воруют! Только у Приморских теплосетейохотники за металлом крадут более 150крышек в год.

– На восстановлениеразграбленных колодцев компания тратит до миллиона рублей ежегодно, –рассказала «В» Анастасия Базарнова, пресс-секретарь филиала «Приморскаягенерация» ОАО «ДГК». – Хотя эти огромные средства могли бы быть направлены наремонт и перекладку теплотрасс, на восстановление изоляции теплосетей и другиеремонтные работы, гарантирующие надежное теплоснабжение наших потребителей.Кража крышек люков – серьезная проблема для города. Из-за «черных металлистов» страдают все жителиВладивостока: автомобилисты регулярно гробят свои машины, пешеходы рискуютжизнью и здоровьем.

У компании «Ростелеком» только в этом году утащили более 100крышек от люков. Между тем стоимость одного чугунного люка с его последующейустановкой сегодня составляет порядка 7,5 тысячи рублей. Так что «реанимация»разграбленного колодца – удовольствие весьма дорогое.

Дело прошлое, но здесь уместно вспомнить холодную зиму 1998 года,когда на улице Пушкинской, рядом со школой, в открытый люк провалилсяпервоклассник. Утром из колодца достали бездыханное тело...

Кто они, «чугунные»клептоманы?

Перефразируя классиков относительно нашей истории, крышкирасползаются, как тараканы, в трех направлениях.

Во-первых, любители легкойнаживы воруют их для сдачи в пункты приема металла. Сегодня за тонну черноголома дают от 6900 до 7500 рублей. Но насобирать тысячу килограммов «ржавчины»по оврагам, свалкам и помойкам – нелегкое дело. Куда проще снять на дорогах итротуарах чугунные крышки с люков и ливневок. Работа почти непыльная, и прибыльсразу ощутима. Одна крышка – это 60­70 кг чистого чугуна. И скупщикивторчермета, не страшась грозных указов властей о запрете приема канализационногоимущества, гребут все подряд. Но, чтобы их не уличили в преступлении, разбиваюткрышки на части. Мол, ничего не знаем, нам уже лом принесли. При таком раскладеприщучить «металлистов» не за что. Даже если они работают без лицензии.

Только в прошлом году воВладивостоке за различные нарушения было закрыто более десяти пунктов приемаметалла. Тем не менее проблема осталась. Потому что на металлолом есть спрос заграницей. Наш вторчермет и цветмет скупают Китай и Япония, бедные на природныересурсы.

Второй враг смотровых колодцев – многочисленные строительныекомпании, фирмы и фирмочки. На их стройплощадках тоже есть подземныекоммуникации, которые необходимо прикрыть хотя бы на момент сдачи объекта. Ноприобретение крышек – это лишние расходы. Вот и посягают строители на имуществогородской телефонной сети, Примводоканала и Приморских тепловых сетей. Этособственные данные пострадавших организаций, к тому же есть примеры из судебнойпрактики.

И последний, кто покушается на чугунные блины, это находчивыеавтолюбители. Зимой канализационные крышки – незаменимая вещь длязаднеприводных машин во время езды по заснеженным дорогам. Бросил тяжелуюкрышку в кузов или багажник – и нет проблем. Информацию подтверждаетГосавтоинспекция.

Так и сгореть недолго

От разукомплектования колодцевтакже страдает МЧС. В свое время бывший начальник 2-го отряда Государственной противопожарной службыподполковник Сергей Гонин рассказывал, что были случаи, когда огнеборцыприезжали на пожар, а крышки у колодцев с гидрантами отсутствуют. Подключитьстволы некуда, стойки разобраны. А в пожарных машинах воды хватает на несколькоминут. Ситуация как в шуточной песне про пожарных: «Дом горит – пошли домой».

В начале 2000-х, когда люди зарабатывали на металлоломе миллионы,только в Ленинском районе Владивостока 40% пожарных колодцев было в нерабочемсостоянии. Прошли годы, но ситуация не изменилась: беззащитные люки сгидрантами по-прежнему под прицелом «металлистов».

– Отсутствие на колодце крышкиприводит к загрязнению и, как следствие, к выходу из строя пожарного гидранта.А в зимнее время это может стать причиной замерзания стояка гидранта и егополомки. В свою очередь, это приводит к необходимости привлекать дополнительныесилы и средства, увеличивает время работ по ликвидации пожара и ставит подугрозу жизни многих людей, – объясняет начальник службы пожаротушенияПриморского края подполковник внутренней службы Андрей Волик.

В последние годы, чтобыобезопасить крышки люков, как и содержимое колодцев, от разграбления,повсеместно начали применять крышки из полимеров без содержания металла. Кпримеру, «Ростелеком» устанавливает полимерно-песчаныелюки на пешеходных зонах. Но на автомагистралях такие изделия ненадежны: они невыдерживают веса машин и раскалываются. Круг замкнулся?

…В годы Великой Отечественнойвой­ны инженерные сети приравнивались к стратегически важным объектамгражданской обороны, от состояния которых зависела система жизнеобеспечениянаселенных пунктов. И ответственность за их порчу или уничтожение быланеотвратимой, а наказание – суровым. Время сейчас другое, но тоже неспокойное.И этот призыв из далекого военного прошлого нашей страны, к сожалению,актуальности не потерял: «Граждане! Если выувидите, как кто-нибудьпытается проникнуть в подземные коммуникации города, своевременно сообщите обэтом сотрудникам полиции».

Иначе всем может быть крышка.

Кстати

По данным полиции, в 2014 году сотрудники отделовпо исполнению административного законодательства УВД Владивостока изнезаконного оборота изъяли более 6тысячкг лома черного и цветного металла на сумму более 41 тысячи рублей. Кадминистративной ответственности привлечен 81 гражданин. На начало года воВладивостоке незаконно действовали 35 пунктов приема металлолома, только два изних ликвидированы.

Памяткапострадавшему

Если вы или ваш автомобиль провалились в открытыйлюк, прежде всего выясните, чей он. Главное, сориентируйтесь на местности, тоесть правильно определите местоположение колодца. Врачи-травматологи и сотрудники ГИБДД советуют составитьподробный протокол (акт) ЧП с указанием места, времени, погодных условий,состояния дорожного покрытия и с непременным привлечением очевидцев. Если неможете сделать это сами, попросите прохожих. В дальнейшем эта бумага можетпригодиться.

Запомните этителефоны:

– 279-62-03 – Приморские тепловые сети

– 240-09-70 – МЧС

– 249-30-55 – Примводоканал

– 220-85-00 – Ростелеком

 

Автор: Сергей КОЖИН