Отключаю Wi-Fi. Иду на свидание

В Центре современного искусства «Заря» молодые владивостокские архитекторы Анна и Евгений Бурлака представили работу, ставшую победителем конкурса на создание мобильной малой формы для общественных пространств. Ребята придумали модули-трансформеры, на которых удобно сидеть – кружком, рядком или в одиночку. Общаться. Пить кофе. Читать книжку. Ну или погрузиться в свой планшет. Свой проект они назвали «Город как место встречи».

1 авг. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3581 (113) от 1 авг. 2014

Специалисты все настойчивеепредлагают людям вернуться друг к другу

Но суть этих скамеек– не в скамейках. А в том, что архитекторы мира все настойчивее предлагают: поравозвращать жителям больших городов возможность общаться. Не виртуально и не из оконсобственных автомобилей, а вживую.

– Во многих передовых– в плане идей – городах мира общество стало потихоньку отбирать пространство умашин и возвращать его людям – преимущественно пешеходам, – излагает свои идеи ЕвгенийБурлака. – Понимаете, когда человек ходит пешком, он получает шанс общаться. В Лондоне,например, в 2002 году ввели платный въезд в центр города – в итоге люди вынужденыбыли пересесть в общественный транспорт, объем его вырос в разы, машин убавилось– тоже в разы. В Сан-Франциско закрыли на реконструкцию автотрассу, проходившуювдоль моря, пока реконструировали – обнаружилось: люди как-то обходятся без нее.В итоге бетон демонтировали, а вдоль моря создали длинный чудесный променад. И трамвайнуюветку.

– Если в городе созданыскверы, набережные, парки, а тротуары нормальные, широкие, есть зоны для городскихпикников, кафешки – возникают так называемые необязательные виды деятельности: где-томожно присесть кофе попить, познакомиться, выйти с коллегами в обеденный перерывпросто полюбоваться архитектурой, – объясняет Евгений. – И вот такие общественные пространства создаюткомфортную городскую среду, человечную, в которой хочется оставаться.

А Анна Бурлака уверяла,что нам всем нужен «городской пикник». Не шашлык с мангалом посреди города, а такаяуютная зона в парке – посидеть, перекусить, пообщаться, емейл написать, музыку послушать,мячик с друзьями ногой поперекидывать – в Юго-Восточной Азии любимое развлечение.

Любопытно, что Евгенийи Анна Бурлака отмечают: идея потеснить машины ради людей вызывает поначалу массуагрессии: «Вы собираетесь нас в общественный транспорт пересадить?! Еще в коммуналкиверните!».

– Такая ломка происходилавезде, где города начинали расширять общественные пространства, – говорит Евгений.– А теперь многие оценили идею. Ездить на велосипеде даже считается модным трендом.

Специалисты уточняют:дело не в том, чтобы отобрать у людей возможность использовать машины, тем болееавто – это и впрямь свобода и полет. Машины слегка ограничиваются в использованииза счет развития общественного транспорта: автобусов, трамваев, метро, электричек.Для удобства – стыковочные рейсы между электричками и автобусами, единые проездныебилеты, перехватывающие парковки на въезде в город.

К слову, Владивостокв числе городов, который уже «просек» тему общественных пространств. Скверы, набережные,замечательно колоритные кафешки, да тот же центр современного искусства «Заря». И все же впереди –много работы. В томчисле по продвижению идей. И противостояния – людей с железом. И свой путь, потомучто мы не Копенгаген и не Сан-Франциско – у нас в основном холодно и очень холодно,и наши общественные пространства должны быть особенными. Но они обязательно будут.

В некоторых европейскихкафе появились объявления: «У нас вайфая нет! Общайтесь друг с другом». Может, иправда пора вернуться друг к другу?

Автор: Ольга СЕРГЕЕВА