Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Политика

Необходимо преодолеть кризис неплатежей

Справка. Юрий Георгиевич Рыбалкин - председатель комитета по экономической политике и собственности думы Приморского края. Родился 11 марта 1948 года в городе Завитинске Амурской области в семье военнослужащего. Окончил кораблестроительный факультет ДВГТУ. Кандидат технических наук, автор более 80 научных трудов и изобретений.

Справка. Юрий Георгиевич Рыбалкин - председатель комитета по экономической политике и собственности думы Приморского края. Родился 11 марта 1948 года в городе Завитинске Амурской области в семье военнослужащего. Окончил кораблестроительный факультет ДВГТУ. Кандидат технических наук, автор более 80 научных трудов и изобретений.

- Юрий Георгиевич, на ваш взгляд, какие первые шаги нужно сделать, чтобы вызволить экономику Приморья из того глубокого кризиса, в который она попала?

- В первую очередь в Приморье необходимо разработать и реализовать программу энергосбережения, наладить учет, контроль и сбережение электрической и тепловой энергии. Второе - это уже общегосударственная задача - необходимо преодолеть кризис неплатежей. Это проблема всей нашей страны. Если вопросы энергосбережения во многом могут быть решены на местах объединенными усилиями тех, кто проживает на территории Приморского края, то неплатежи - итог неразумной государственной экономической политики, порожденной Гайдаром и его последователями. Неплатежи - наше самое больное место. Узел затянулся тугой. Причем один из самых крупных неплательщиков - само государство, государственный бюджет. Из сложившейся ситуации можно выйти, приняв политическое решение на уровне президента и правительства с последующим закреплением его законодательными органами. Без этого кризис неплатежей в стране, в том числе и в топливно-энергетическом комплексе, который имеет первостепенное значение в поднятии экономики, мы не разрешим.

- Состоянию и перспективному развитию топливно-энергетического комплекса Приморского края были посвящены и первые депутатские слушания вашего комитета...

- В марте мы провели депутатские слушания, на которых заслушали сообщение вице-губернатора Приморского края Владимира Рудя о ситуации в топливно-энергетическом комплексе Приморского края. О перспективах его развития доложил вице-губернатор Владимир Колесниченко, выслушали и представителей “Приморскугля”, “Дальэнерго”, “ЛуТЭКа”, муниципальных энергохозяйств Приморья, малых угольных разрезов и других представителей этого комплекса, рассмотрели их финансовые взаимоотношения, заслушали наших видных ученых, специалистов этого профиля. То есть обозначили весь круг проблем ТЭКа на сегодняшний день и наметили основные направления их разрешения.

- И к какому же выводу пришли лично вы? Все эти отключения света, холодные батареи в наших квартирах - нехватка электроэнергии?

- Если бы мы вернулись с вами в 1990 год, то при существовавших тогда темпах развития промышленности Приморье испытывало бы сейчас, по оценкам специалистов, дефицит генерирующих мощностей порядка 600-800 мегаватт. Но времена изменились. Объем промышленного производства сегодня не превышает 30-37 процентов от прежнего. Объем потребления энергии на территории Приморья снизился до 60-65 процентов от того объема, который потреблялся в 1990-91 годах. Сегодня основным потребителем электрической и тепловой энергии стало население края. Если раньше оно в общем балансе энергопотребления составляло всего лишь 20-25 процентов, то сейчас фактически составляет 60-70 процентов. Поэтому проблема расширения генерирующих отраслей энергетических предприятий так остро не стоит, как стояла в те годы. Но время идет, оборудование стареет, и в ближайшие 3-5 лет на таких предприятиях, как Партизанская ГРЭС, Артемовская ТЭЦ, Владивостокская ТЭЦ-2, необходимо будет его заменить. Это обычная работа, на всех предприятиях она велась постоянно, и когда есть ресурсы, то она проходит безболезненно. А поскольку сейчас везде в энергетике кризис неплатежей, обусловленный низкой платежеспособностью энергопотребителей, то не за что сегодня обновлять и приобретать оборудование. Высокие тарифы на электроэнергию из-за дороговизны топлива. Большой ценой достается уголь, добываемый на территории Приморского края, слишком велика стоимость угля, завозимого извне. Кроме того, тепловые электростанции требуют еще и жидкое топливо - мазут, а он ввозится из-за пределов края по ценам, которые в 2-3 раза превышают мировые. Почему так происходит, это тоже вопрос, который требует объяснения. Объяснения ждут и другие, выявленные в ходе депутатских слушаний вопросы: загруженным всего лишь на 60 процентов мощности электростанциям не хватает не только финансов, но и научной организации труда при управлении энергетикой в условиях рынка. По итогам заседания комитета создана рабочая группа специалистов, которая на базе собранного материала будет делать выводы и предлагать решения. В частности, предполагается разработать закон Приморского края “О энергосбережении”, который будет развивать и конкретизировать федеральный закон, создавая правовые основы благоприятного налогового климата для деятельности предприятий и организаций края, связанной с реализацией энергосберегающих проектов...

- Юрий Георгиевич, создание “ЛуТЭКа” положительно для Приморья или нет и какую роль в его создании сыграл приезд бывшего министра топлива и энергетики РФ Сергея Кириенко?

- Я бы не рассматривал создание “ЛуТЭКА” как результат приезда сюда Сергея Кириенко. Еще в проекте месторасположение Приморской ГРЭС привязывалось к крупнейшему в Приморском крае Лучегорскому угольному месторождению. По всей нашей стране тепловые станции всегда приближали к местам добычи угля. Сама жизнь предопределила им быть вместе еще тогда, когда они строились. А сейчас это явление получило юридическое, официальное подтверждение. Это положительный момент в экономике. Посудите сами, такое объединение позволяет избежать дополнительного налогообложения на протяжении всей цепочки производства электроэнергии. В результате появилась возможность экономии, снижения себестоимости тепло- и электроэнергии. Объединение в единый энергетический комплекс избавило “ЛуТЭК” от многих организационных сложностей. Кроме того, совершенствуя структуру управления, есть возможность снизить численность обслуживающего персонала, повысить эффективность его работы, а значит, и уменьшить накладные расходы. Результаты, которые получил “ЛуТЭК” за неполный год работы, подтверждают положительный эффект такого объединения. Поэтому возникают идеи создания подобного же объединения под названием ВладТЭК. Каким должна быть его структура, над этим необходимо еще думать специалистам.

- Можно сделать вывод, что сегодня идет разрушение единой энергетической системы?

- Нет. Идет реструктуризация топливно-энергетического комплекса края, ограничивается диктат монополиста на локальном энергетическом рынке Приморья.

- Будет ли дума осуществлять контроль за тарифами на электроэнергию? Это жизненно важный фактор для населения.

- Тарифы устанавливаются региональной энергетической комиссией. На основании экономических расчетов себестоимости и уровня рентабельности предприятия. Роль депутатского корпуса в этом направлении - это осуществление контроля за соблюдением администрацией края процедуры формирования энергетической комиссии. Она по федеральным законам должна быть профессиональной независимой структурой, находящейся на хозяйственном расчете. Эта комиссия должна выполнять аудиторские функции, явилась бы своего рода третейским судом между заинтересованными сторонами - энергопроизводителями и энергопотребителями.

- Если посмотреть программу работы вашего комитета, то в марте она была очень насыщенной. Вы провели депутатские слушания и по проблемам оборонно-промышленного комплекса.

- 23 марта состоялось расширенное заседание, посвященное выполнению программы реструктуризации и конверсии на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Мы впервые встретились с руководителями ключевой отрасли края и выслушали их мнения о возможностях вывода оборонки из кризисного состояния. Участники совещания отметили, что государство не выполняет своих обязательств по оборонному заказу. По данным Минобороны на январь текущего года, государство задолжало предприятия ВПК Приморья более 60,5 миллиона рублей. Ситуацию осложняют высокие энерго- и транспортные тарифы, делающие как военную, так и гражданскую продукцию оборонных заводов неконкурентоспособной. Способствовало создавшейся ситуации и недостаточное нормативно-правовое обеспечение мероприятий по реструктуризации и конверсии оборонной промышленности. По мнению нашего комитета, предприятия военно-промышленного комплекса необходимо освободить от пени и штрафов, которые возникли в результате невыполнения оплаты госзаказов со стороны государства, поскольку реально этих денег предприятия не получат, а их загоняют в долговую яму. А если мы хотим, чтобы эти предприятия когда-то заработали, то от этих непомерных штрафов и пени нужно их освободить. Освободив их в доли краевого бюджета, мы будем рекомендовать и муниципальным образованиям пойти этим же путем. Российские законодатели подобную операцию уже провели. Здесь мы ничего нового не изобретаем, но стараемся по мере наших возможностей облегчить судьбу этих предприятий.

Жителям нашего края очень необходимы приборы учета и контроля потребления воды и тепла, поэтому есть возможность разместить подобные заказы на предприятиях военно-промышленного комплекса. Мы провели депутатские слушания с представителями различных организаций по проблеме водообеспечения южных районов Приморья - важнейшей проблеме нашего края. По результатам депутатских слушаний по этому вопросу готовим решения комитета на ближайшее заседание думы. Объединив целевые федеральные программы по жилью, реструктуризации угольной промышленности и другие, прописанные в российском бюджете и под которые идут ассигнования, мы получаем возможность решить их в комплексе. Задача и исполнительной, и законодательной власти нашего края сегодня состоит в том, чтобы увязать возможности программы и эффективно использовать предназначенные для них финансы. Объединяя проблемы в комплекс, связывая одну с другой, мы решим проблемы и зарплаты, и таких необходимых сегодня дополнительных рабочих мест, то есть появляется возможность выхода из кризиса.

- Количество поднимаемых комитетом проблем не повредит ли качеству принимаемых решений?

- Я думаю, что не помешает, наоборот, поможет увидеть и составить объективную картину, оценить обстановку и правильно принять решения. У нас в комитете очень активные депутаты, это они задали такой темп работы.

В ближайшее время мы рассмотрим такие вопросы, как взаимодействие энергетиков с властными структурами города и края. Поднимем тему теплоснабжения, ведь 50 процентов стоимости жилья, которые мы оплачиваем, приходится на плату за тепло. Если и дальше так пойдет, такими же темпами будет расти оплата жилья, то при нынешнем уровне зарплат, если не принять необходимые меры, большинство населения нашего края уже через 2 года будет неплатежеспособным. Поэтому мы попытаемся найти резервы снижения стоимости содержания жилья, выяснить, чем обусловлена такая высокая доля энергосоставляющей стоимости, за счет чего можно ее снизить. Упорядочение потребления электроэнергии, оценка качества и количества подаваемого тепла - эти вопросы необходимо будет рассмотреть. Все предоставляемые услуги люди, конечно, должны оплачивать, но по фактическому расходу, а не по мифическим расчетам, которые существуют сейчас.

Мы подготовили законопроект по лому цветных и черных металлов, который позволит упорядочить его закупку и реализацию, прекратить расхищение электросетей, оборудования, грабеж дач и кладбищ.

- Не поздновато ли?

- Мы пришли в думу 3 месяца назад. Понимая важность и необходимость данной проблемы, вынуждены в кратчайшие сроки этот закон готовить. Подобный законопроект имеется в Государственной думе, но не принимается уже долгое время. По оценкам специалистов, продажа металлолома по доходности стоит на 2-м месте после продажи винно-водочных изделий. Изначально это теневой бизнес, криминальный. Мелкий воришка несет ворованное перекупщику, который на ворованном наживается. Несовершенством нашей законодательной базы и пользуются такие вот “жучки”-перекупщики. Круг проблем, рассматриваемых нашим комитетом, широк. Есть даже законопроект о поддержке спорта, в том числе юношеского и детского. И он сегодня очень важен для нас, для будущего поколения. Чтобы не упустить этой важной частицы нашей жизни, мы постараемся освободить предприятия, которые помогают развитию спорта, от некоторых краевых налогов. Будем рассматривать такой законопроект на заседании и комитета, и думы. Так что дел много, планы большие, постараемся сделать все возможное для жителей нашего края.

Рыбалкин Юрий Георгиевич, депутат от избирательного округа № 5 г. Владивостока, ведет прием избирателей по Океанскому проспекту, 15/3 второй понедельник каждого месяца с 15.00.

Тел. 269-964.

Автор : Светлана КОВАЛЕВА, специально для "В"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Готовь теплотрассы летом

Проблемам теплоснабжения Владивостока было посвящено рабочее совещание в комитете по экономической политике и собственности думы Приморского края.

Кто задерживает выдачу зарплаты бюджетникам?

“Мэрия города Владивостока почти полтора месяца искусственно задерживала выдачу заработной платы учителям краевого центра. В течение всего этого времени никаких препятствий со стороны подразделений судебных приставов по выдаче зарплаты работникам бюджетных организаций Владивостока не существовало”, - так прокомментировал начальник управления юстиции администрации края Анатолий Пекарский информацию о том, что в минувшую пятницу во Владивостоке началось погашение долгов по зарплате учителям краевого центра.

Дорожные генералы разжалованы. Готова ли мэрия продолжать битву за благоустройство Владивостока?

Весна в разгаре, но ручьи так и не побежали по новенькому асфальту дорог. И не потому, что нет дождя, а потому, что нет асфальта. В начале апреля должна была начаться укладка дорожного полотна вдоль улиц Сибирцева и Шефнера. Но сейчас только-только начали завозить гравий. А тут еще весть из мэрии. Создается новый департамент муниципального заказа по строительству. Возглавил его Виктор Ма, предприниматель из Хабаровска, имеющий опыт строительного бизнеса. Надо понимать, что прежний департамент строительства, капремонта и благоустройства объектов города будет реформироваться или, как говорят в народе, разгоняться. За что? Ведь все последние успехи В. Черепкова связаны, кажется, именно с бурным дорожным строительством.

Сергей Дудник: Мы переходим на стандарты рыночной экономики

В нынешних условиях одна из главных экономических задач Приморья - увеличение экспорта как продукции, так и транспортных услуг. Но если в первом случае требуются дополнительные затраты, во втором будет достаточно организационной перестройки. Железная дорога и порты в крае построены, контейнеровозы есть, нужно лишь соединить несколько звеньев, чтобы получить необходимую отдачу.

“ЛуТЭК” оправдывает себя

- “Тектонические” сдвиги в российской политике вызывают у приморцев особый интерес: на ключевые посты выходят, можно сказать, знакомые лица. Сергей Кириенко в прошлом году дважды побывал в Лучегорске, активно занимался разработкой схемы объединения Приморской ГРЭС и угольного разреза. “ЛуТЭК” считают его первым детищем в реализации программы структурной перестройки ТЭКа страны, - отметил в интервью “В” генеральный директор ЗАО “ЛуТЭК” Вальтер КОЗЛОВ.

Последние номера