Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Парк культуры

Сбылась мужская мечта: он играет в куклы

Не так давно – всего лишь в начале июня – на праздновании Дня защиты детей у театра кукол развлекал публику развеселый клоун: кепка, широченные штаны… Клоун шутил, улыбался, показывал фокусы и гимнастические трюки. И многие горожане весело замечали: да это же артист из театра кукол, он еще Тигром работает!
Сбылась мужская мечта: он играет в куклы

Белов – Аполлон! Но может стать Удавом, Лягушкой или Букой

Совершенно верно. Алексей Белов, актер Приморского краевого театра кукол, свой талант реализует во множестве ипостасей.

«Маппет-шоу» до кукол довело

– Вы всегда мечтали стать артистом, Алексей?

– Никогда не хотел. И только незадолго до окончания школы мне пришла эта мысль: дай­ка я попробую. Я учился в училище № 8, там преподавал Николай Пинчук, руководитель театральной студии. Мы стали заниматься, и мне казалось, что судьба меня просто ведет в институт искусств. Конечно, думал я, надо поступать, конечно, меня не возьмут, не получится, но попробую. Попробовал…

– И не получилось?

– Нет. Точнее, меня взяли вольнослушателем. У меня была проблема стоматологическая, из-за нее возникали сложности в речи. Когда исправил этот недостаток, все стало на свои места. Через год я уже был не вольнослушателем, а студентом актерского факультета.

– Вы хотели стать актером кукольного театра?

– Не могу сказать ни да, ни нет. Виктор Бусаренко, за что ему огромное спасибо, что-то разглядел во мне и позвал в театр кукол. Меня даже согласились дождаться из армии! Я отслужил, вернулся и пришел туда, где меня ждали.

– Легко прижились?

– Не ощутил сложности или тяжести. Просто увидел в этой работе сбывшуюся мечту, правда. Помню, в детстве, когда смотрел «Маппет-шоу» по телевизору, от восторга просто слова вымолвить не мог, потом все каких-то кукол из бумаги с друзьями мастерили, пытались что-то изображать. А теперь мечта сбылась – я играю в куклы!

– Как родители отнеслись к вашему выбору профессии?

– Когда только собрался поступать на актерский факультет, разумеется, меня отговаривали: зачем это, куда ты… Но, когда сдавал экзамены, родители меня уже поддерживали и с тех пор всегда одобряли мой выбор, за что я очень благодарен. И театру кукол не удивились. Тем более что в 2002 году не так много было свободных мест в театрах, труппы везде укомплектованы. Молодому актеру трудно было найти работу, а мне повезло, и родители очень были рады.

Мелкий – самый интересный

– Ваша первая роль?

– Ежик и Гусенок в спектакле «Про Аленку и гусенка». Этот спектакль – долгожитель, мы до сих пор его играем. И очень надеюсь, что не скоро от него откажемся, он мне очень дорог. Кстати, когда во Владивостоке только открывался театр кукол, первым его спектаклем был как раз «Про Аленку и гусенка».

– С тех пор у вас были очень необычные персонажи – один только громадный Тролль в спектакле про гномов чего стоит.

– А мне больше нравится играть совсем маленьких персонажей, небольших по размеру. Например, очень интересная роль Лягушки в «Держись, поросята!». Она там такая мелкая, но какая заметная!

А вообще мне памятны и дороги многие роли. Начну перечислять – пальцев не хватит. Медведь и Заяц в спектакле «Солнышко и снежные человечки». Роль в «Аттракционе», который поставил Роман Легкодухов. Или «Бука» – мне так нравилось играть Буку, жаль, что спектакль уже вышел из репертуара. Сейчас мне очень интересно работать в «Красной Шапочке», в «38 попугаях». Это вроде бы и классика, а если копнуть – то тут тебе и основные человеческие темпераменты, которые нужно очень точно изобразить, и познание мира детьми.

– А Удав ведь, если не ошибаюсь, совсем не соответствует вашему темпераменту…

– Ну… Не полностью. Но тем и интереснее! Видите, и в театре кукол можно играть «на преодоление». Но это очень интересно – играть для детей. Я и вне театра – на так называемых подработках – часто работаю именно для детей.

Еще тот клоун…

– Да, вы в этом смысле весьма известный в городе человек. Считается, что день рождения, на который пришел Аполлон Сундуков, обязательно будет веселым.

– Я уже 11 лет занимаюсь тем, что веду праздники в образе клоуна Аполлона Сундукова или Человека-паука. И знаете, очень много интересных выводов и наблюдений сделал за это время. На детях очень сильно отражаются те социальные процессы, что происходят в обществе.

Лет десять назад я мог детей посадить в кружок и развлекать фокусами, жонглированием. А сегодня слишком много гиперактивных ребят, которые просто не в состоянии сидеть спокойно и фиксировать внимание. Это очень заметно. И их нужно уже иначе развлекать.

В моем детстве были суриково-серебриновые бомбочки, пистоны, мы могли целый день играть на золоотвале в пятнашки и прятки. Сегодня дети так не играют. Уйти на целый день на золоотвал? Делать бомбочки? Это уже ретро.

С чем я это связываю? С тем, что в нашу жизнь очень плотно вошли Интернет, мобильная связь. Мир изменился, он просто начинен компьютерами. Он другой.

– Нынешних детей сложнее удивлять?

– С ними стало сложнее работать. Их уже нужно не удивлять, с ними надо играть в подвижные игры. Гонять в пятнашки до тех пор, пока не устанут. Они энергию выплеснули, родители их загрузили в машины – и домой. Спасибо, клоун.

– А как вообще появился Аполлон Сундуков?

– Благодаря Кате Кучук, моей однокурснице. Еще на первом курсе мы вместе делали программу-подражание цирку. Там были эстрадные номера, пародии. Тогда и возник образ клоуна. Стал использовать его и в работе с детьми уже после института. А в 2004 году, когда мы с Катей снова стали работать, она сказала: надо тебе придумать уже не просто образ, а героя – имя твоему клоуну придумать. И мы все сидели, перебирали варианты, и тут вдруг она сказала: «Аполлон Сундуков!». Мне понравилось.

Рука сильная, но выразительная

– С какой куклой было сложнее всего работать именно технически?

– Когда мы сдавали спектакль про Леопольда, было очень сложно справиться с куклой – надо было минут по 10­15 держать руку вверх. Рука просто отваливалась, а как голова после спектакля болела! Вот это было сложно. И роль Удава в «38...» сложная, поскольку голова Удава просто надевается на руку, как перчатка, и надо руку все время держать, использовать ее как куклу…

Это, поверьте, непросто.

– Словом, физическая подготовка для актера театра кукол не последнее дело?

– Она всегда пригодится. Актеру любого театра нужно держать себя в форме. Всегда. На всякий случай. Актеру же театра кукол нужны сильные и гибкие руки, умение долго держать руку вверх с грузом до килограмма – такой у нас вес куклы в среднем. Кроме того, рука должна быть выразительной.

– Да и Аполлон ваш еще тот физкультурник – акробат, гимнаст, делает интересные трюки. Кстати, говорят, вы преподаете в академии искусств сценическое движение и бой?

– Я еще в детстве увлекался и гимнастикой, и восточными единоборствами. Началось все в 80-х годах, когда я увидел по телевизору фильм про монахов Шаолиня. И пошел в секции. Тогда, конечно, в секциях преподавали не столько единоборства, сколько дикую смесь карате с самбо. Кстати, такие «кружки» часто организовывались бандитами, растившими себе смену. Но мне повезло – я с подобным не встретился. Во время учебы в вузе занимался прикладным историческим фехтованием в клубе «Грань», а когда вернулся из армии и начал работать в театре, стал изучать спортивное фехтование, карате-сетокан, тэквондо. Я и сегодня уделяю спорту много времени. Не так давно принимал участие в турнире по фехтованию на ножах, например.

А что до преподавания… Пригласили в 2006 году – я согласился.

– Сложно научить студентов владеть телом?

– Вообще да. Но студенты, особенно последние лет пять, очень хорошие приходят, с желанием учиться. Да, часто они со спортом вообще незнакомы, но им интересно все новое и хочется научиться. С такими хорошо работать.

Тигр, не мешай

– Вы еще и всем известный Тигр – символ баскетбольной команды «Спартак-Приморье»…

– Есть такое. Дело случая… Мне предложили подработку, я попробовал и очень понравился руководству клуба. И вот уже 11 лет Тигр на баскетболе.

– Надо полагать, здесь вам тоже надо заводить публику, не просто же лапой махать или прогуливаться.

– Там свои сложности, нюансы… Когда команда начинает проигрывать, завести публику все сложнее. А если команда выигрывает, публику и заводить не надо. Тут вообще главное не переборщить. Когда наши ведут в счете, твое дело – поскакать малость и пристроиться с краю.

А в последнее время часто и такое бывает: тайм-аут, выбегают танцевать чир-лидеры, группа поддержки, я скачу рядом. И мне кричат с трибун: «Тигр, не мешай, не загораживай!». Забавно.

А знаете, однажды было очень смешно. Игра шла к финалу, наши побеждали, было ясно, что выиграют. И вдруг у меня от костюма отлетела голова. Выполнял трюк «бедуинское колесо» – и она отвалилась. Вот это было что-то! Я схватил эту голову, испугался и убежал. А мне потом рассказывали, что публика уже и про игру забыла, только и делала, что мою голову обсуждала.

– Вы связываете свое будущее с театром?

– Честно? Не исключаю возможности, что в перспективе могу оставить сцену. Но не сейчас. Однажды у меня была мысль уйти из театра. Не смог. Там многое держит. В том числе морально, душа там…

Но мне хочется заниматься спортом, путешествовать.

– Путешествовать?

– Да, автостопом, например. Я уже немного пробовал: ездил по Приморью, по Дальнему Востоку, до Благовещенска доезжал. И кстати, после таких путешествий приходит понимание, сколько ты как актер приобрел, сколько интересных типажей увидел.

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

В этом номере:
У Высоцкого поют и днем и ночью
У Высоцкого поют и днем и ночью

В Театральном сквере горожане и гости приморской столицы почтили память Владимира Высоцкого. Рядом с «поющим» памятником, который во Владивостоке открыли год назад, местные поклонники авторской песни исполняли его произведения.

Хронограф Победы

Из сводок Совинформбюро с 24 по 30 июля 1944 года

Рембрандт напугал дам
Рембрандт напугал дам

Владивостокцы, гулявшие по набережной Цесаревича в День Военно-морского флота, с восторгом наблюдали, как раскланивается и общается с публикой… статуя Рембрандта.

Школа станет арт-объектом. С музыкой и светом

Бывшая школа № 5 на острове Русском на один день станет арт-объектом. В предстоящую субботу, 2 августа, в 21.30 здесь стартует проект «Да будет свет!», сообщает пресс-служба мэрии.

Детсадовцы будут носить тигров в кармане

В Международный день тигра – 29 июля – во Владивостоке начался выпуск настенных и карманных календарей с изображениями амурских тигров и дальневосточных леопардов. Авторами иллюстраций стали школьники, победившие в конкурсах фонда «Феникс» и национального парка «Земля леопарда».

Последние номера
газета
газета
газета
газета