Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Энергетика

Готовь трубы летом

Такие промежуточные результаты показали гидравлические испытания теплотрасс, которые проводят сотрудники МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей». На данный момент подготовка к отопительному сезону 2014-2015 годов находится в самом разгаре. По словам специалистов, упор на реконструкцию трубопроводов уже принес ощутимый эффект.
Готовь трубы летом

МУПВ «ВПЭС» удалось снизить количество порывов в городских сетях на 20 процентов

План мероприятий по подготовке Владивостока к отопительному сезону на 2014-2015 годы был принят еще в начале весны. Работы идут согласно графику. Сетевое хозяйство, находящееся в эксплуатации предприятия, огромно: более 250 тепловых узлов, 164 центральных тепловых пункта (ЦТП) и насосные станции (ТНС), 94 индивидуальных тепловых пункта (ИТП) с бойлерами горячего водоснабжения, 450 километров тепловых сетей. Ежегодно через них прокачивается более 10 миллионов тонн горячей воды. То есть почти две трети Богатинского водохранилища, если бы оно было подогрето до норматива ГВС.

На данный момент пройдено больше половины пути. Оборудование ЦТП и ТНС подготовлено на 56 процентов. ИТП – на 60. Объекты социального значения – на 70. В ходе гидравлических испытаний теплотрасс количество порывов было снижено на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. А ведь именно этим показателем характеризуется состояние тепловых сетей.

– Второй год подряд мы делаем упор не просто на латание трубопроводов, а на их реконструкцию и замену, – отмечает директор МУПВ «ВПЭС» Владимир Латышев. – Ежегодно меняем по 12-15 километров. По завершении отопительного сезона определяются наиболее проблемные участки, которые затем вносятся в первую очередь плана работ.

Город дорог и сетей

Ремонт тепловой сети и ее реконструкция – это дела, несоизмеримые по трудоемкости. Ликвидировать порыв – дело одного-двух дней. Замена участка предполагает, как правило, перекопку улицы или проезда. Со всеми сопутствующими вещами: вывозом грунта, очисткой или заменой лотков, выравниванием траншеи, проведением гидроизоляции, прокладкой трубы и прочим. И по времени процесс реконструкции теплотрассы длиной 100 метров занимает не менее месяца.

Надо учитывать множество обстоятельств, насыщенность территории инженерными коммуникациями. Строительную технику на участке, где пересекается множество различных сетей, использовать практически невозможно – экскаватор может их повредить. Наступает время ручной работы и шанцевого инструмента.

Важно учесть интересы владельцев земельных участков. Зачастую нитки трубопроводов идут под территорией, находящейся в чьей-либо собственности: будь то многоквартирный дом или административное здание. Возникает необходимость получить их разрешение. Далеко не каждый собственник согласится на то, чтобы на его участок зашла строительная техника и начала раскапывать теплотрассу. Даже если аргументы более чем серьезные, а восстановление благоустройства территории – в числе обязательных процедур.

– Все работы по реконструкции ведутся под строгим контролем надзирающих органов, – отметил Владимир Латышев. – Сначала создается проект, который проходит все необходимые инстанции, в том числе управление архитектуры города и управление экологии. Еще до начала строительства мы должны получить комплект разрешительной документации и ордер на проведение работ. После того как работы исполнены, наступает процедура их предъявления. Только затем ордер закрывается. Однако предприятие еще год несет гарантийные обязательства.

Еще один сложный момент: при строительстве новых жилых домов, торговых центров, автостоянок и прочего зачастую ведется насыпная планировка грунтом внутриплощадочных территорий. Трубы, которые по нормативу закопаны на глубину до метра, оказываются на 6-8 метров под землей. Теплотрассы приходится либо выносить из зоны застройки, либо поднимать на высоту, приемлемую для дальнейшей эксплуатации.

При этом зачастую теплотрассы, которые в советские времена шли по обочинам дорог, теперь, с расширением транспортной сети, оказались на середине проезжей части. Что, естественно, упрощению не способствует. Готовый пример – реконструкция теплотрассы на улице Суханова от дома № 5 до улицы Луцкого, 21.

Замена с умом

Это один из самых масштабных проектов 2014 года. По трудоемкости, по виртуозности исполнения и по значимости. Объект обеспечивает теплоснабжением 15 жилых домов и восемь административных зданий. Работы планируют завершить до 1 сентября. Замена труб позволит избежать аварийных ситуаций в зимний период, причем на десятилетия вперед.

Саму теплотрассу переложат в проходной канал. Благодаря этому в будущем реконструкция и ремонт участка будут вестись без вскрытия дорожного полотна.

– Проходной канал с точки зрения обслуживания и эксплуатации трубопровода очень перспективен, – отметил Владимир Латышев. – Однако его прокладка – это трудоемкий и дорогостоящий процесс. И не везде местность позволяет уйти на такую глубину. Ведь если глубина обычного лотка – метр, то у проходного канала – 2,5 метра.

Эффект от реконструкции так называемой Фадеевской теплотрассы (участок от дома № 6 до дома № 12б на улице Фадеева) жители почувствуют уже этой зимой.

– Фадеевская трасса была одним из самых проблемных объектов, – сообщил Владимир Латышев. – Люди жаловались на частые аварии и на плохое качество горячей воды. В этом году было принято решение о реконструкции участка. Старые трубы заменят на новые, полипропиленовые. Они не ржавеют и обеспечивают высокое качество воды. Гарантийный срок их службы – 50 лет.

Вместе с ГВС будет заменены и трубы отопления. Обе нитки идут по одному каналу.

– Поскольку трасса одна, то мы, вскрывая лоток, меняем трубы отопления и следом будем прокладывать полипропиленовые трубы. Сейчас мы закончили первый этап реконструкции, – продолжил директор «ВПЭС».

На сегодняшний день на участке выполнен монтаж трубопроводов отопления в полном объеме. Проложены стальные оцинкованные трубопроводы горячего водоснабжения по подвалам жилых домов. Ведется монтаж тепловых камер, объект готовится к монтажу полипропиленовых труб.

Отметим, что Фадеевская трасса имеет протяженность 920 метров (в двухтрубном исчислении), обеспечивает теплоснабжением 18 жилых домов (более 2300 человек).

В настоящее время также идет масштабная реконструкция объектов ЦТП-В30 по улице Сахалинской, 1а. Тепловой пункт обеспечивает теплоснабжением микрорайон бухты Тихой – 118 жилых домов, 10 объектов социального назначения и 18 зданий прочих потребителей (всего свыше 23 тысяч человек).

Данное ЦТП – сложный теплотехнический комплекс, в котором важна отлаженная работа всех элементов: баков-деаэраторов, баков-аккумуляторов горячей воды и теплотрасс.

Например, прежде чем воду подать, ее необходимо подготовить, очистить от лишнего кислорода и углекислоты, чтобы избежать коррозии теплотрасс и повысить качество воды. Этим целям служат два бака-деаэратора по 50 кубометров каждый. Их замена позволит снизить расчетный расход сетевой воды и обеспечить гарантийное водоснабжение потребителям.

Если говорить о замене баков-аккумуляторов, то тут впечатляют габариты. Каждый из них имеет высоту 12 метров и диаметр 15 метров.

– Время строительства комплекса – 70-е годы, – отметил Владимир Латышев. – За этот период коррозия оборудования достигла серьезных величин. Предстоит глобальная работа. Так как процесс замены таких сооружений достаточно длителен и требует отключения воды, то мы решили одновременно заняться и теплотрассой. Аккумулировали средства и спланировали работу таким образом, что одновременно меняем и баки, и трубопровод. Надеемся, что район бухты Тихой у нас на десятилетия вперед будет защищен от мощных магистральных аварий.

Конечно, в череде масштабных дел нельзя пропустить реконструкцию участка теплотрассы по улице Гоголя, 30а-42. От нее питаются 12 жилых домов и одно здание здравоохранения.

Работы на данном объекте начались еще в 2012 году в рамках подготовки к саммиту АТЭС. Однако федеральные средства позволили заменить трассу лишь частично. И МУПВ «ВПЭС» решило не останавливаться на достигнутом.

В прошлом году был заменен аварийный участок в 130 метров. В 2014 году планируется пройти уже 170 метров, причем с увеличением диаметра труб (с 325 мм на 426).

– Трасса была проложена давно, и того сечения, которое она имела в советские времена, уже недостаточно для нормального современного теплоснабжения района, – отметил Владимир Латышев. – Видя ситуацию в перспективе, мы посчитали правильным не укладывать трассу того же диаметра, чтобы через несколько лет снова ее менять, а сделать ее сразу и надолго, с учетом возросших потребностей. И уже в ближайшие десятилетия, надеюсь, нам к ней не надо будет возвращаться.

Помимо этого, планируется провести ремонт теплотрасс с заменой трубопроводов и строительных конструкций от ЦТП-П10 до улицы Постышева, 43, в районе улицы Уборевича, от 30-го до 37-го домов, на улице Русской, 17-21, Руднева, 1б, Адмирала Юмашева, 14а-8б, Морозова, 9 и других.

Технологии в помощь

Подготовка к отопительному сезону происходит ежегодно и даже, пожалуй, круглогодично. И профессионализм сотрудников предприятия виден не только в масштабах проводимых работ, но и в их качестве, в поиске новых технологий.

– Во главу угла мы всегда ставим надежность теплоснабжения, – подчеркнул Владимир Латышев. – Но не забываем и об увеличении эффективности оборудования, об экономии.

В эксплуатации МУПВ «ВПЭС» находится большое количество ЦТП и ТНС с избыточно мощными насосами. Так сложилось исторически – при строительстве объектов их мощность проектировалась с большим запасом. В итоге загруженность насосов составляет 60-70 процентов. Предприятие взяло курс на их замену и планомерно вводит в эксплуатацию насосы с частотным регулированием. То есть мощность агрегата регулируется в зависимости от нагрузки в автоматическом режиме. Эффект становится заметен практически мгновенно при запуске нового оборудования. Понятно, что заменить все и сразу нереально. Сейчас выбираются самые энергоемкие, самые крупные ЦТП и ТНС, где и устанавливаются современные насосы. А сэкономленные средства направляются на новые объекты.

Отметим, что на всех объектах, подлежащих ремонту и реконструкции, устанавливается исключительно новое оборудование. Те же самые баки-аккумуляторы на Сахалинской до замены вмещали в себя суммарно две тысячи кубов. После замены – четыре тысячи. Результат налицо.

На трассах горячего водоснабжения в районе улиц Фадеева, Морозова и Уборевича планируется заменить стальные трубопроводы на полимерные трубы типа «Изоплекс». Это позволит не только продлить использование теплотрасс на 50 лет, но и снизить потери тепловой энергии в 1,7 раза. Снизятся и эксплуатационные расходы за счет сокращения планово-предупредительных ремонтов.

– На предприятии работают большие профессионалы, – подчеркнул Владимир Латышев, – которые не только досконально знают, но и любят свою работу. Поэтому подготовка к отопительному сезону, уверен, пройдет без сбоев.

Осталось только дождаться зимы, которая в очередной раз будет теплой и уютной. По крайней мере, из окон собственной квартиры.

Автор : Сергей ПЕТРАЧКОВ

comments powered by Disqus
В этом номере:
У Высоцкого поют и днем и ночью
У Высоцкого поют и днем и ночью

В Театральном сквере горожане и гости приморской столицы почтили память Владимира Высоцкого. Рядом с «поющим» памятником, который во Владивостоке открыли год назад, местные поклонники авторской песни исполняли его произведения.

Хронограф Победы

Из сводок Совинформбюро с 24 по 30 июля 1944 года

Рембрандт напугал дам
Рембрандт напугал дам

Владивостокцы, гулявшие по набережной Цесаревича в День Военно-морского флота, с восторгом наблюдали, как раскланивается и общается с публикой… статуя Рембрандта.

Школа станет арт-объектом. С музыкой и светом

Бывшая школа № 5 на острове Русском на один день станет арт-объектом. В предстоящую субботу, 2 августа, в 21.30 здесь стартует проект «Да будет свет!», сообщает пресс-служба мэрии.

Детсадовцы будут носить тигров в кармане

В Международный день тигра – 29 июля – во Владивостоке начался выпуск настенных и карманных календарей с изображениями амурских тигров и дальневосточных леопардов. Авторами иллюстраций стали школьники, победившие в конкурсах фонда «Феникс» и национального парка «Земля леопарда».

Последние номера
газета
газета
газета
газета