Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Главное

Русскому пригрозили реформой

В Приморье подвели окончательные итоги ЕГЭ-2014. Выяснилось: в крае в пять раз уменьшилось число выпускников, не получивших аттестаты в этом году: с 531 в 2013 году до 98 в 2014-м. Еще одно достижение заключается в том, что удалось добиться проведения честных экзаменов.
Русскому пригрозили реформой

Безграмотность стала проблемой национального масштаба

Что повлияло на честность, предположил на прошедшей недавно пресс-конференции в «Белом доме» директор департамента образования и науки Александр Зубрицкий. Он отметил, что Рособрнадзор создал специальную структуру, которая отслеживала ситуацию в Интернете, работала с провайдерами. Результат не замедлил сказаться. В прошлом году, например, в Сети время от времени появлялись вбросы – фотографии страниц КИМ. В этом году подобное активно пресекалось.

Кроме того, считают специалисты, на справедливости оценок сказался и тот фактор, что в качестве наблюдателей в этом году были привлечены представители общественных организаций, в основном студенческих, которые в силу своей молодости и принципиальности более чем ответственно отнеслись к выполнению работы. Раньше, к слову, эти функции выполняли родители учеников.

Баллы снизились вместе со знаниями

На российском же уровне честный ЕГЭ поднял на самый высокий уровень проблему, о которой давно уже говорят специалисты: наши дети не слишком грамотны. Наши дети плохо формулируют свои мысли – как устно, так и письменно. Наши дети плохо сдают ЕГЭ по самому, возможно, главному предмету – русскому языку. О том, что ситуация вышла за пределы критической, говорил не так давно президент России Владимир Путин. Он заметил, что следует менять систему преподавания языка в школах, может быть, принимать какие-то иные меры, но делать вид, что ничего не происходит, уже невозможно…

– Как известно, буквально за несколько недель до начала экзаменов министерство образования существенно понизило минимальные баллы, которые нужно набрать на экзамене, чтобы сдать его: по русскому языку – с 36 баллов до 24, – говорит Людмила Чижова, начальник отдела мониторинга и развития образования управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока. – Понятно, что сделано это было не от хорошей жизни: с каждым годом все больше и больше выпускников не могут пересечь этот порог. Дети действительно не слишком хорошо знают русский язык… Впрочем, наши, владивостокские, школьники в этом году очень хорошо сдали ЕГЭ по русскому языку – никто не «завалился». И даже если бы минимальный порог остался прежним, все равно большинство выпускников его бы успешно преодолело. Мы посчитали: 36 баллов не набрали бы меньше 10 человек. Это радует. Но тенденция в целом, увы, огорчает.

Что же происходит с русским языком, почему все острее стоит проблема грамотности и почему так косноязычны молодые – да и не только – люди?

Об этом корреспондент «В» решил поговорить с теми, кто сталкивается с проблемой грамотности ежедневно. С учителями русского языка и литературы.

Не надо начинать с конца

Педагоги единодушны: корни проблемы следует искать отнюдь не в системе преподавания русского языка и даже не в школе как таковой. Начинать «работу над ошибками» нужно совсем в другом месте.

– На самом деле сдать ЕГЭ не так уж сложно, как часто говорят, – рассказывает Елена Аношкина, преподаватель русского языка школы № 7, учитель с 20­-летним стажем. – ЕГЭ – это тесты. Натаскать на заполнение тестов можно любого. Вспомните, как в свое время мы сдавали девять выпускных экзаменов – устные и письменные. Вот это была тяжелая подготовка, вот это было сложно. А сегодня, чтобы набрать минимальный порог по русскому языку, нужно решить 17 заданий из 41, и даже можно не писать сочинение. Это действительно по силам даже троечникам. Но многие дети просто не хотят, не мотивированы, не желают учиться. Да и родители их поощрают: мол, зачем тебе вся эта ерунда – «русиш». Отношение к учебе очень сильно изменилось, к сожалению.

Еще 10 лет назад, когда мы учили детей писать настоящие – развернутые – сочинения, грамматические ошибки в построении предложений встречались очень редко. Сегодня же это норма. Почему? Дети не читают. Чтение – это сложный процесс, требующий от человека и воображения, и анализа текста, и логики. Дети же сегодня привыкают воспринимать мир визуально – фильмы, мультфильмы, игры, где все в картинках, где не надо ничего воображать, все уже нарисовано. И с текстом они работать не могут, в каком-то смысле разучились мыслить…

Полностью согласна с коллегой и Галина Ларичева, учитель русского языка и литературы в Техническом лицее, чей стаж работы более 40 лет.

– Язык – это часть культуры, – говорит Галина Николаевна. – Что можно сказать сегодня об образованности наших людей? Много вы знаете таких, кто не просто получил диплом о высшем образовании, а именно является образованным человеком? Вот то-то же.

Сегодня дети не могут найти проверочное слово для безударной гласной – допустим, в слове «долина», потому что не знают, не слышали слова «дол».

– Лексикон у детей обеднел очень сильно, – поддерживает коллегу Елена Олеговна. – Вот простой пример. У меня в этом году – пятые классы. И перед началом урока я написала на доске слова, чтобы пятиклассники расставили ударения. В класс зашли 11­классники. И многим из них простые словарные слова были незнакомы, они не понимали их значений! И все это идет из семьи, от общества – мы разучились разговаривать друг с другом.

Устный, письменный, интернетный…

Разговор о грамотности с учителями русского языка спокойным быть не может. Они волнуются, горячатся – очень уж наболело.

– В этом году я выпускала три девятых класса, – говорит Галина Ларичева, – они сдавали государственную итоговую аттестацию (ГИА). 79 учеников, насколько я знаю, очень хорошо сдали ГИА по русскому языку. Но это вовсе не значит, что мои дети грамотные и знают русский язык. Мы хорошо подготовились к экзамену, ведь натаскать можно любого. Тем более если ученики хотят учиться.

Замечу, что сильнейшее негативное воздействие на русский язык оказывает Интернет. Подростки проводят много времени в Интернете, а там нет правил, нет необходимости даже разумно строить фразы. Ученые-лингвисты уже говорят о том, что Интернет формирует свой, особый язык. И это мина замедленного действия. Ребенок во Всемирной сети чувствует себя свободным от диктата взрослых, там его собственный мир, собственный язык, который постепенно начинает замещать русский – тот, на котором мы говорим и который учат в школе.

Сегодняшние дети не читают. И как они могут рассуждать о чем-то, если привыкли к усеченному, бессмысленному и в целом примитивному интернет-общению? И, привыкнув к эсэмэскам, к «комментам на форуме», в реальности, видя слова «кашелка», «зачот», ребенок даже не усомнится в том, что это правильно. Его не смутит надпись на футболке: «Че, не в курсе, кто тут главный?». Он привык к этому в Интернете. Привык не думать…

– Для моих пятиклассников, – продолжает Елена Аношкина, – самое сложное задание – пересказ. Они отучились формулировать фразы, связывать слова в предложения, вдумываться в текст. Да и родители не дают детям возможность думать. Я задаю, к примеру, дополнительное задание, предполагающее поиск информации. Ребенок говорит об этом родителям, те быстро находят в Интернете статью или реферат, не глядя, отдают ребенку: на, завтра прочитаешь на уроке. И он, бедный, читает, не понимая слов. Приходится подчеркивать такие слова и просить на следующем уроке объяснить их значение. Как правило, только после этого родители начинают думать, как же на самом деле надо было выполнить задание. И как можно с этим бороться – с желанием найти сразу готовый ответ?

Что знает об измене 14-летний?

Школа – как лакмусовая бумажка – проявляет сразу множество проблем российского общества. Тех самых, которые в итоге и порождают безграмотность. Причем часть этих проблем спровоцирована властью…

– Составители и разработчики учебников, которыми мы сегодня пользуемся и по которым учатся дети, совершенно не думали о том, на кого эти учебники рассчитаны, – говорит Галина Ларичева. – Они очень наукообразные, отягощенные массой ненужных знаний. Зачем девятикласснику сведения, которые я получила в университете? Для них это мертвые знания, а меж тем их много.

Учебники по литературе очень скучные и тяжелые. Мои мальчишки, когда я попросила назвать произведения – из тех, что мы читали в этом году, которые их зацепили, назвали один рассказ Бунина и один Астафьева. Бунина – потому что в нем счастливый финал, а Астафьева – потому что в нем говорится о подростках. Вся остальная литература, которую мы изучали в нынешнем году, говорит о любовных треугольниках, изменах, самоубийствах, серьезных взрослых переживаниях. У детей просто еще нет такого опыта, они сегодня куда медленнее взрослеют. А то, что было адресовано подросткам, что им понятно и близко, из учебников литературы изъято. И как прикажете потом 14-летнему мальчишке написать развернутое и красивое сочинение на тему, до которой он просто не дорос?

– Школа стала, по сути, социальным приютом, – уверена Елена Аношкина. – Мы не имеем права отказать в приеме, обучаем всех. А состояние общества сегодня далеко не идеальное. И школа – срез этого общества. Если это не принять в расчет, нельзя вести речь о каких-то изменениях. Не в системе преподавания русского языка дело. К сожалению…

В чем же педагоги видят выход? На что надеются?

– Когда я училась в университете в Донецке, – говорит Галина Ларичева, – нам рассказывали о намеченной при Хрущеве реформе русского языка – в области орфографии. Предлагалось убрать все исключения из правил, упростить язык. Мне кажется, это было бы правильно. Но реформа не состоялась.

Да, возможно, реформа орфографии пошла бы на пользу. Но я категорически против реформы пунктуации. Запятая – это построение фразы. А предложение – это выражение культуры человека, структура твоей мысли.

Считаю, что нужно иначе оценивать пунктуационные ошибки, например, иначе их классифицировать. Есть сложные случаи, про которые знать школьникам ни к чему. Предположим, он сделал ошибку. Ее надо поправить, но учитывать – нет.

Уверена, что пора начать учить детей по другим учебникам, а также пересмотреть программу по литературе. Но все это не сработает, если общество как таковое не изменится.

– Какой может быть выход из ситуации? – пожимает плечами Елена Аношкина. – Главное – не в школе видеть корень зла и не пытаться исправить именно в школе то, что нужно исправлять в обществе, в масштабах национальных. Пока что никакого оптимизма в этом отношении я не испытываю. Ситуация ухудшается, и предпосылок для улучшения пока нет.

Автор : Лика ТКАЧЕНКО, Любовь БЕРЧАНСКАЯ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Русскому пригрозили реформой
Русскому пригрозили реформой

В Приморье подвели окончательные итоги ЕГЭ-2014. Выяснилось: в крае в пять раз уменьшилось число выпускников, не получивших аттестаты в этом году: с 531 в 2013 году до 98 в 2014-м. Еще одно достижение заключается в том, что удалось добиться проведения честных экзаменов.

На путепроводе продолжается капитальный ремонт

В Приморской столице полным ходом идет реконструкция деформационных швов на Некрасовском путепроводе. Подрядная организация проводит работы одновременно на 16 швах.

Пациенты выбирают операционные в медцентре на Русском

Почти 60 процентов приморцев – получателей высокотехнологичной медицинской помощи – выбирают для проведения операций медицинский центр ДВФУ.

Капитальный ремонт высоток Владивостока идет полным ходом

Завершены очередные работы по капитальному ремонту еще в двух высотках. В доме № 22 на ул. Котельникова отремонтирован фасад, в доме № 149 на Океанском пр-те привели в порядок кровлю. Отметим, что большая часть работ по капитальному ремонту традиционно приходится на осенне-летний период при устойчивых положительных температурах.

На разбой пошли ради иномарки и мобильника

В Приморье задержаны два подростка 15 и 16 лет, подозреваемых в вооруженном ограблении и угоне машины экспедиторской компании.

Последние номера
газета
газета
газета
газета