Острова погибших кораблей

Миноносец № 208 стал первым погибшим кораблем во Владивостоке в годы Русско-японской войны. В июле 1904 года он напоролся на японскую мину и затонул возле острова Скрыплева. Ровно через 110 лет после той давней трагедии дайверы Владивостока опустились на глубину. Рядом с покоящимися на глубине останками 40-метрового боевого корабля они поставили памятный знак, на котором рассказано о самом миноносце и тех трагических событиях.

17 июль 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3572 (104) от 17 июль 2014
a97b7182f6e857a79058516100f74cae.jpg

История судоходства покоится на дне моря

Останки миноносца на глубинечетырех метров уже основательно занесены песком и илом – этакое надгробие напару метров в высоту над дном. Сейчас сохранились только наиболее крупныемеханические части в виде паровой машины и части корпуса. Как рассказал «В»руководитель проекта общественных подводных исследований и действительный членРусского географического общества – Общества изучения Амурского края ЮрийВедерников, миноносец превратился в искусственный риф. И остается одним изнемногих подтверждений далекого боевого прошлого Владивостока – города воинскойславы России.

Его изучили приморскиедайверы, сделали замеры, провели фото– и видеосъемку. На поверхность поднятыэлементы корабля – теперь эти артефакты доступны для ознакомления в местныхмузеях.

На такой же глубине залегает изнаменитая шхуна «Восток» – первое русское паровое судно на Дальнем Востоке. На ней в 1853году совершил путешествие по Амурскому краю для изучения прибрежных акваторийвице-адмирал Евфимий Путятин. И хотя шхуна разбилась оскалы и затонула аж в 1884 году, на глубине до сих пор можно обнаружить паровойкотел, другое оборудование и останкикорабля, который принимал участие еще в Крымской войне во время нападенияфранко-британской эскадры на Камчатку. Некоторые частипрославленного корабля также подняты с глубины, они являются «живым»подтверждением событий 160-летней давности по освоениюрусскими моряками Дальнего Востока.

Не меньшую значимость дляистории имеют другие подводные объекты. В их числе пароход «Индигирка»,затонувший возле острова Карамзина (предположительно на нем в 1939 году погибло750 человек), ушедший под воду в 1906 году от удара о камни у мыса Вятлина напути к порту Владивосток итальянский пароход «Люция-Виктория», гидросамолет «Каталина», затонувший вбухте Спокойной недалеко от Находки.

По мнению подводногоисследователя, действительного члена Русского географического общества РоманаФадеева, на сегодняшний день у берегов российского Дальнего Востока покоятсясвыше 700 боевых кораблей и торгово-рыбацких судов (толькоизвестных истории). Из них более полусотни находятся на дне залива ПетраВеликого. Большинство из этой российской (советской) флотилии затонуло в концеXIX – начале XX веков. Это, кстати, говорит о насыщенном судоходстве вЯпонском, Охотском и Беринговом морях в тот период.

Владивостокские дайверысоставили примерную карту затонувшихобъектов у дальневосточных берегов. Погружения ведутся последние полвека.Несколько лет назад энтузиасты подводных исследований Владивостока объединилисьна базе Общества изучения Амурского края, чтобы исследовать затонувшие судна вакватории региона и сохранить их отдельные фрагменты. Напомним: в прошлом годуу Приморского отделения Русского географического общества – Общества изученияАмурского края появился попечительский совет, который возглавил главаВладивостока Игорь Пушкарев.

Автор: Николай КУТЕНКИХ