Слышишь, время снова звенит – БАМ!

На минувшей неделе в России отмечали 40-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Работы в забайкальской и дальневосточной тайге – зимой в жуткую стужу, весной и осенью в распутицу, а летом в облаках гнуса и комаров – называли стройкой века.

16 июль 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3571 (103) от 16 июль 2014

Началось строительство второй ветки Байкало-Амурской магистрали

Для Советского Союзаэто был тяжелейший в финансовом отношении проект. ЦК ВЛКСМ отправлял молодежныеотряды со всей страны, были созданы специальные железнодорожные корпуса всоставе вооруженных сил, в народе говорили и о привлечении к строительствузеков.

В итоге БАМ был построен за 12 лет, сейчаспо нему курсируют пассажирские и грузовые составы. Время показало еговостребованность. Более того, загруженность достигла 100 процентов. Вправительстве принято решение о возведении второй ветки БАМа и продолжениистроительства ответвления до Якутска.

150миллиардов на новые проекты

8 июля был дан стартмасштабной модернизации Транссиба и Байкало-Амурской магистрали. Вближайшие годы строители возведут вторую ветку от Восточной Сибири до Тихогоокеана (БАМ-­2) и достроят железнодорожную магистраль до Якутска (БАМ-3).

За церемонией закладки«серебряного звена» – секции железнодорожного полотна в режиме видеосвязинаблюдал президент РФ Владимир Путин. Он пообщался с нынешними строителями иветеранами БАМа.

– Поздравляю всехбамовцев с праздником! Сейчас открыт доступ к природным ресурсам огромногорегиона, создали кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут восток –запад, укрепили военно-стратегическое положение страны.Сегодня мы ведем работу над тем, чтобы расширять возможности БАМа и закрепитьза нашей страной статус мощной транспортной державы. Намечены большие средствана расширение БАМа. Работы уже ведутся на 384 объектах и еще на 200 – это ужебудут объекты модернизации. На расширение возможностей БАМа и Транссибавыделяется 150 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния.

Как рассказалпрезиденту страны главный инженер Восточно-Сибирской железной дороги АлександрМещеряков, объем предстоящих проектных и строительных работ огромен исопоставим с объемом строительства БАМа в советское время, а сроки ихвыполнения гораздо меньше. Уже к 2017 году необходимо увеличить пропускнуюспособность БАМа в два раза – с 16 до 32 пар поездов в сутки. Для этогонеобходимо реконструировать более 500 километров вторых путей, 90 станций, 85мостов и построить новый Байкальский туннель.

Новоселье40 лет спустя

В девяностые и в начале нулевых годов БАМприходил в запустение. Уезжали специалисты вместе с семьями, упал грузопоток,ветшали дома и инфраструктура. Чтобы вдохнуть новую жизнь, пришлось потратитьмного сил и средств. Именно этим и приходилось заниматься весь свой 6­-летнийсрок работы на посту губернатора Приамурья Олегу Кожемяко. Корреспондент «В»дозвонился до главы региона.

– Олег Николаевич, говорят, что столицаБАМа город Тында пережил второе рождение. Или это для красного словца?

– Еще пять лет назад Тында была взапустении. Люди десятилетиями жили в бараках послевоенной постройки и даже вовремянках-землянках. Поэтому ибыло принято решение всех до единого жителя города переселить из временногоаварийного жилья в комфортабельные дома. Чтобы сохранить и приукрасить город,пришлось хорошенько постараться. В январе 2012 года начались работы построительству нового микрорайона – Таежного. На сегодняшний день построено исдано в эксплуатацию 19 инженерно-технических объектов,20 многоквартирных домов, ключи от квартир получили 574 семьи. До конца годабудет сдано еще 19 многоквартирных домов, куда переедут 514 семей. В 2015 году– срок окончания строительства. Этот год будет юбилейным для столицы БАМа –города Тынды, ей также исполнится 40 лет. И в 2015 году мы построим 29 домов,куда переедут 869 семей. А бараки мы снесем. Вместо них возведем парки, детскиеи спортивные площадки. Главный показатель – в Тынду возвращаются бамовцы,уехавшие много лет назад.

И наТихом океане...

21 июля на железнодорожную станциюВладивостока подойдет необычный поезд. Передвижной выставочно-лекционный комплекс(ПВЛК) ОАО «РЖД» проехал по маршруту Тайшет – Северобайкальск – Тында – НовыйУргал – Комсомольск-на-Амуре – СоветскаяГавань. После Хабаровска будут Уссурийск – Владивосток – Биробиджан – Архара.

На нем едут ветераны строительства магистрали. В одном извагонов представлена фотовыставка,посвященная 40-летию начала строительства БАМа. С ней могут познакомиться всежелающие.

Справка В

Байкало-Амурская магистраль— железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Одна из крупнейших в мире. Основной путь Тайшет— Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 по 1984 год.Строительство центральной части железной дороги, проходившее в непростых геологическихи климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северо-Муйский тоннель – был введен в постоянную эксплуатацию только в 2003 году.

Впервые об этомпроекте речь шла в 1888 году в Русском техническом обществе. БАМ являетсявосточной частью Великого Северногожелезнодорожного пути –советского проекта 1928 года.

Длина основного путиТайшет – Советская Гавань составляет 4287км и проходит севернее Транссибирской магистрали. Пересекает Ангару, Лену и Амур. Ответвления: на Усть-Илимск (215 км); Чинейское месторождение(66 км); на Якутск(построено более 1000 км); Эльгинское месторождение(300 км); Известковую(326 км); Чегдомын (16 км); Волочаевку (351 км); Черный Мыс – дорога к заброшенной стройке подводного тоннеля на остров Сахалин (120 км).

Построено 200железнодорожных станций и разъездов, 60 городов и поселков.


Автор: Николай КУТЕНКИХ