Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Кумиры

Борис Клюев В женщине мне нужна нежность

Народный артист России Борис Клюев о популярности не мечтает. Потому что популярен он вот уже больше 35 лет. Чего стоит одна лишь роль графа Рошфора в культовом приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», принесшая ему первый зрительский успех. За свою кинокарьеру он сыграл несколько генералов, директора ФСБ и даже президента Америки. А сейчас его героя из сериала «Воронины» – отца семейства Николая Воронина – обожают телезрители самых разных возрастов. Актер, который в этом году отмечает сразу два юбилея – семьдесят лет со дня рождения и 45-летие творческой деятельности – никогда не отказывается от работы: если позволяет время, он берется за роли и в сериалах, и в ситкомах. И каждый свой новый образ доводит до совершенства, вызывая восхищение зрителей, коллег и режиссеров. Наш корреспондент встретился с юбиляром в его гримерке в Государственном академическом Малом театре России.
Борис Клюев В женщине мне нужна нежность

– Борис Владимирович, многие ваши коллеги жалуются на нехватку времени, откладывают интервью на долгие месяцы. А как вы все успеваете при своей занятости?

– Суета присутствует практически всегда и везде, от этого никуда не денешься, просто не нужно обращать на нее внимание.

– У вас получается?

– Я философски отношусь ко всему происходящему еще с тех времен, когда был мальчишкой. Но это совсем не значит, что я спокоен и равнодушен. Наоборот, я человек очень принципиальный, пофигизм – не мой стиль. Терпеть не могу предательство, измену и равнодушие – и на работе, и в личной жизни.

– Но вы живете и работаете в Москве, тут море равнодушия...

– Я очень давно в Москве и помню ее совсем другой. Мой любимый период – пятидесятые, когда я учился в школе. Пожалуй, самое беззаботное время. Еще были живы мои бабушки и мама, а вот папа уже, к сожалению, умер. Были трудные послевоенные годы. Помню огромный московский двор, где я вырос. С утра до вечера мы играли в футбол, хоккей или теннис – на сколоченном из досок столе. Даже пытались ловить рыбу на Патриарших прудах, хотя это было запрещено. Как хорошо там было зимой – каток, елка, песня из динамиков: «Мишка, Мишка, где твоя улыбка, полная задора и огня?»! На каток мы прибегали в первой половине вечера, потому что билет стоил на двадцать копеек дешевле. Это был наш район, где мы знали все проходные дворы и дома. Например, в знаменитом доме-утюге была надстройка театра Мейерхольда, там жило много актеров.

– То есть вы с детства многих знали в лицо?

– Да, это были публичные люди, и относились к ним все очень уважительно. Но самое смешное, что артисты жили в тех же коммуналках, что и вся страна. Например, тот же Евгений Валерьянович Самойлов, которого я часто встречал на улице. В нашем доме жил также Михаил Иванович Царев, потом он стал директором Малого театра. Так сложилось, что все мы потом и работали вместе.

– А правда, что вы были довольно непослушным ребенком и даже не давали маме наладить личную жизнь?

– Все это правда. Мама овдовела в двадцать девять лет. И я не хотел, чтобы какой-то другой мужчина был рядом с ней, я защищал честь своего отца.

– Она переживала из-за этой ситуации?

– Мама никогда не показывала свои чувства, тогда это было не принято. За ней ухаживали мужчины, но дальше дело не шло. И потом, когда она уже стала старенькой, я пытался как-то компенсировать ее одиночество, но она не принимала практически никакой помощи – была очень самолюбивой и гордой. За все время удалось только уговорить ее поставить решетки на окна.

– Какие качества вы цените в современной женщине?

– Нежность, только нежность… Сложно ее воспитать, но если женщине она дана свыше – это подарок, и я всегда это глубоко чувствую. Вообще, отношения мужчины и женщины – сплошнаязагадка. Они рождаются непонятно как, из воздуха, и неважно, что в тот момент творится вокруг. Сейчас нам уже рассказали, как во время войны возникали отношения между немкой и русским или наоборот, все так и было – это жизнь! Чувства не зависят от обстоятельств. Помните, как у Пушкина: «Пришла пора, она влюбилась». И этим все сказано.

– Вы часто сравниваете прежние и нынешние времена?

– Конечно! У меня есть определенные привязанности, и мне есть с чем сравнивать в отличие от молодых людей. Я помню, как раньше можно было бесплатно сходить в поликлинику, а сейчас платишь практически за все. Причем врачи все равно жалуются, что мало зарабатывают. Однажды я пошел сдать анализы – и заплатил семнадцать тысяч рублей! И тогда я подумал: а что же делать обычному пенсионеру, если у него, кроме пенсии, никаких доходов нет? Раньше люди были добрее, а женщины – нежнее. Не было хамок и бизнесвумен, не было такого количества дорогих содержанок и откровенных идиоток. А уж если и были, то они это скрывали, потому что это считалось некрасивым! А сейчас, наоборот, стало нормой показывать свой достаток и то, «во что я одета». Жаль, что забыли фразу: «По одежке встречают, а по уму провожают».

– Что из эпохи СССР вам еще кажется правильным?

– Было такое понятие – народный контроль. Было много людей военного образца, которые просто были очень принципиальными и честными. Поэтому многие вопросы решались в кротчайшие сроки. А сегодня людям порой некуда идти со своими вопросами и просьбами. А если кто и дойдет до высших инстанций, столкнется с пинг-понгом чиновников.

– Наверное, что-то вам и не нравилось в те времена?

– Неприятным моментом считаю то, что было огромное количество людей, которые делали свою карьеру за счет партии и правительства. Даже в творческой среде были такие люди – как правило, менее талантливые, которые всеми правдами и неправдами лезли наверх. Это было везде: и в театре, и в кино, и на эстраде. В СССР также был запрет на некоторые темы и произведения. И я с этим непосредственно сталкивался. Например, у Владимира Солоухина было замечательное стихотворение «Здравствуйте!». И многие включали его в свои сольные выступления, но ни в коем случае нельзя было указать его в программе, потому что сам Солоухин был запрещен.

– А какие плюсы и минусы вы видите в сегодняшнем времени?

– Сегодня у людей есть свобода действий и большая возможность заработка. Это не сравнить, конечно, с моим советским прошлым, когда мы, молодые актеры, ходили в местком и записывались в длинные списки для получения комнаты. А сейчас актер может практически все себе заработать – участвуй в антрепризе, делай сольные концерты и вози их по стране, играй в кино и сериалах. Ты можешь купить себе хорошую машину, путешествовать по миру и так далее. Даже если у тебя пока недостаточно знаний, популярности, но есть молодость и здоровье, а главное – желание, ты можешь взять ипотеку и приобрести жилье.

– Тем не менее вы очень органично вошли в новое время, у вас огромное количество ролей в кино и в сериалах.

– Я артист, и это моя работа. Вообще, я придерживаюсь такого мнения, что мужчина всегда должен работать. Меня приглашали сниматься даже в самые «отстойные» для нашего кинематографа годы, и я соглашался. Не люблю бездельничать! Когда у меня есть выбор, я отказываюсь, ну а если нет – работаю. Возможно, проблема артистов, которых не видно в кино, в том, что их просто не приглашают на съемки? И тогда в качестве защитной реакции они вдоль и поперек «хают» сериалы, говоря, что не хотят в них сниматься. Но актер никогда не знает судьбу своего фильма! Кто бы мог подумать, что моя эпизодическая роль шпиона Трианона в «ТАСС уполномочен заявить…» будет иметь такой общественный резонанс и принесет мне бешеную популярность? А кто мог представить, что зрителям настолько полюбятся герои сериала «Воронины»? Ведь параллельно снимается огромное количество телесериалов, и они умирают, умирают, умирают… А я уже сбился со счету, какой сезон «Ворониных» мы снимаем. А наша съемочная группа за это время стала одной большой семьей.

– В одном из эпизодов в «Ворониных» с вами снялась даже Римма Васильевна Маркова!

– Да, мы сыграли замечательную сцену, где Римма была моей старшей сестрой. Но сначала пришлось ее долго уговаривать, потому что она относилась к съемкам не совсем серьезно: «Разве это роль – так, для поддержания штанов!» И тогда я сказал: «Римма, ну что ты! Ведь отношения между братом и сестрой можно сыграть по-настоящему глубоко и драматически». В результате она согласилась.

– Борис Владимирович, вы снимаетесь, преподаете актерское мастерство в Щепкинском училище и почти сорок пять лет работаете в Малом театре. А какую работу вы все же считаете основной?

– Прежде всего я театральный актер. Малый– это дом, где меня примут, обогреют. И в 90-х, когда кино в России почти не снималось, театр всегда спасал.

– У вас, кажется, очередная премьера в театре?

– Режиссер Андрей Житинкин поставил «Маскарад» по Лермонтову. В этом году мы отмечаем 200-летие этого великого русского поэта, и мне немного смешно сравнивать с этой датой свой скромный юбилей. Но, тем не менее, спектакль приурочили к обеим датам – Лермонтова и вашего покорного слуги. Я играю главную роль – Евгения Арбенина, человека страстной натуры, умного и чрезвычайно удачливого. Полина Долинская играет мою молодую жену, которую я в приступе ревности убиваю – вот такие страсти у нас бушуют на сцене в канун моего 70-летия!

Автор : Марина ЛЕВИНА

В этом номере:
Чуркин оснастят парусами
Чуркин оснастят парусами

Комплексную застройку полуострова Шкота, создание новой набережной и марины для швартовки круизных лайнеров обсудили на градостроительном совете в администрации Владивостока.

Хронограф Победы

Из сводок Совинформбюро с 9 по 16 июля 1944 года

Мори бито из японских лесов

Необычная выставка открывается 17 июля в музее современного искусства «Артэтаж». Японский фотохудожник Рюки Фукао представляет владивостокской публике серию не просто фотографий, а фотокартин «Мори бито – духи леса».

Крымская война в полотнах Шиляева

В рамках арт-тура «Великие страницы истории Дальнего Востока» в Доме офицеров флота во Владивостоке открывается персональная выставка известного российского мариниста Валерия Шиляева.

ТОФ усилят ракетами С-400

Тихоокеанский флот ждет новейшее вооружение противовоздушной обороны – для постановки на боевое дежурство полк ПВО флота готовит позиции для самой надежной ракетной системы.

Последние номера
газета
газета
газета
газета