Чуркин оснастят парусами

Комплексную застройку полуострова Шкота, создание новой набережной и марины для швартовки круизных лайнеров обсудили на градостроительном совете в администрации Владивостока.

16 июль 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3571 (103) от 16 июль 2014
3201b81de72b2d058b2fa68369327407.jpg

В каждой жилой высотке мэрия видит детсад

Эгершельд стремится ввысь

Жилой комплекс в полсотни этажей на 625 человек планируютпоставить по адресу: Верхнепортовая, 41. Заказчик – ООО «Солидный дом» – ужепредставлял в прошлом году на заседании градсовета этот проект, но тогдаэксперты высказали массу замечаний по объекту. В этот раз проектировщикиподошли к делу куда серьезней. Они не только представили жилой комплекс,соответствующий всем строительным нормам, но и предложили проектное решениевысотной застройки всего полуострова Шкота.

Мнения участников градсовета разделились.

– Хорошо, что проектировщики обратили внимание на принципиальноновые решения для города, потому как концептуально правильно делать дом,«оглядываясь» на всю прилегающую территорию, – высказал свою точку зренияглавный архитектор ОАО «Приморгражданпроект» Владимир Воробьев. – К плюсамтакже могу отнести интересную объемную планировку «парковочных» этажей.Интересно, что предусмотрены даже места для выгула собак. Проект выполнен нахорошем уровне и может быть принят к разработке.

Однако сомнения вызвал не столько дом, сколько сама идеяувеличения этажности застройки всего полуострова.

– С одной стороны, высокаястоимость земли во Владивостоке обуславливает увеличение этажей зданий, к томуже с появлением мостов вся этажность города провалилась, – считает членградостроительного совета Павел Мамонов. – Сомнения у меня вызывает назначениеэтих помещений. Я не думаю, что люди захотят жить так высоко.

Эксперты спрашивали себя, как повысить этажность всегоЭгершельда, ведь ради этой цели придется сносить низкие дома, в том числе иновые таунхаусы. Сложность решения этих задач очевидна, да и инвесторов поканегусто. И в такой ситуации где гарантия того, что этот дом не окажется единственнымнебоскребом такого масштаба посреди привычного среднеэтажного пейзажа?

Но главная проблема высотнойзастройки, по мнению экспертов, транспортная. Чем больше жилых высоток – темвероятнее пробки. Конечно, в генплане существует проект моста с Эгершельда (ссопки Крестовой) на мыс Чуркина. Однако когда его смогут построить – неясно.Немалые надежды город возлагает на ВКАД. В любом случае проект развитияполуострова неразрывно связан с проектами развития транспортной системы – этопервично.

В заключение глава города Игорь Пушкарев убедительно попросилзаказчика предусмотреть в высотке помещение под детский сад с тем, чтобывпоследствии мэрия смогла его выкупить и сделать муниципальным. Заказчиксогласился, а также пообещал проработать проект планировки всей территорииполуострова Шкота, взяв на себя расходы – порядка трех миллионов рублей.

Набережных много не бывает

Еще один глобальный проект касался создания «Морского дома» –марины для швартовки круизных лайнеров и яхт, нового морского вокзала инабережной на территории от центральной площади до нынешнего Морвокзала.

Представил проект директор проектной организации «ABD architects»Борис Левянт.

– По сути, мы имеем транспортно-пересадочныйузел, который нуждается в развитии и реконструкции. Необходимо сократить доминимума таможенное и пограничное оформление, обеспечить гостей экскурсионнымтранспортом, предложить им прямо на выходе с судна привлекательный сервис, ивсе это обязательные элементы для развития туризма в городе. С этим справитсянаш первый объект – «Морской дом». Предлагаем построить здание в виде корабля.В комплексе планируется расположить пункт досмотра пассажиров и приемкикруизных лайнеров. Здесь будут подземные и наземные парковки, зеленые зоны,виадуки, рестораны, торговые площади. Предусмотрена система путей с Морского ижелезнодорожного вокзалов к центральной площади и новой набережной.

Эксперты благосклонно отнеслись к проекту. Члены советавспомнили, что передача бывших производственных или военных территорий напобережье в общественное пользование – общая тенденция для многих приморскихгородов мира, и Владивосток в этом смысле не исключение. Председатель ДумыВладивостока Елена Новицкая отметила, что проект очень перспективен в планепривлечения туристов и вливания средств в экономику города. К тому же в этомрайоне у горожан нет подходов к воде, а с новым комплексом у жителей появитсяновое место для отдыха. Недовольным остался лишь член-корреспондент Российской академии архитектуры истроительных наук Валентин Аникеев. Он усмотрел в проекте лоббированиеинтересов ВМТП.

– Я понимаю желание порта зарабатывать деньги, – заверил почетныйархитектор, – но давайте думать о пользе города. Круизных лайнеров у нас многоне будет, так что прибыль с обслуживания туристов небольшая, а размещать вцентре торговые площади, значит, нагружать автотрафик, который и такперегружен. К тому же выход к воде в этом месте и не нужен, здесь рабочаяакватория.

Мнение главы города на этот счет известно: для Владивостокакрайне важны развитие и рост мощностей торгового порта, но при этом созданиеобщественных пространств в местах, где город выходит к морю, не менее важнаязадача. Поэтому самый верный путь – гармоничное сочетание объектов разногоназначения, которые предложенная концепция вполне примиряет.

Чуркину приделают «паруса»

Самые благосклонные отзывыэкспертов вызвал жилой комплекс заказчика ООО «ИФК Развитие». Два здания,выполненные в морской тематике, планируется разместить на мысе Чуркина, улицеТополевой, 30. Эксперты отметили: если объекты будут выполнены так, какзадуманы, – они будут являться зоной роста всего района.

Комплекс планируетсяразместить на трех участках. Оба здания (первое – 21 этаж, второе – 25)выполнены в стиле распущенных парусов, с панорамными окнами, выходами насмотровые площадки. Планируется разместить здесь прогулочную зону, парковку на267 мест, также возможно появление детского сада.

– Хороший проект, на мой взгляд, высотность зданий оправданна. Ябы даже увеличил этажность раза в 2­3. Иначе впоследствии комплекс может простозатеряться, если рядом будут строить высотки, – высказал свою точку зрениягенеральный директор ЗАО «Владниипроект»Александр Карепов. – Незастроенного пространства рядом много, так что можносмело надстраивать этажи. Конечно, нужно будет заново просчитать количествопарковочных мест, заездные пути и т.д. Я думаю, жить в таком доме будеткомфортнее, чем в комплексе на Эгершельде, – тут больше зеленых зон, лучшепродумана транспортная схема.

Опасения вызвала лишь аэродинамика здания, потому как оно запланированорядом с морем, – не будет ли живущих там людей попросту сдувать сильным ветром?

– Один из домов должен бытьветрозащитным, – уверен главный архитектор ООО «ДальневосточныйПромстройНИИпроект» Виталий Вольтер. – К тому же этот район – промышленнаятерритория, там располагаются холодильные мощности Владивостокского рыбногопорта, рядом железнодорожные пути. Поэтому нужно смотреть, не будет лидоноситься шум либо неприятный запах до жителей комплексов.

У муниципалитета возник вопрос по детскому саду: его, по мнениюмэрии, можно сделать в рамках зданий, что, в свою очередь, повысит и стоимостьквартир, и привлекательность места для молодых семей. Было отмечено, чтопостройки вроде этой могут стать магнитом для всех будущих многоэтажных жилыхкомплексов.

Хабаровским энергетикам не дали зеленый свет

Проект административного здания филиала СО ЕЭС «Объединенноедиспетчерское управление энергосистемами Востока» эксперты забраковали. Местодля размещения заказчик выбрал не какое-нибудь,а очень даже амбициозное – в районе нижней станции фуникулера. Сейчас тамрасполагается стихийная парковка, поблизости Пушкинский театр, ДВГТУ имножество исторических зданий.

Проектировщики – хабаровское предприятие ООО«Проектстройиндустрия» – увидели на этом месте обычную пятиэтажную коробку сбольшими стеклянными витражами, маленькой парковкой, практически без зеленыхнасаждений и окруженную безликой подпорной стеной. В зале прозвучал шквалвозмущений.

– Место очень интересное, красивое, это здание будет хорошопросматриваться с видовой площадки фуникулера, куда приезжают гости и жителинашего города, – объяснил недовольство экспертов Игорь Пушкарев. –Жаль, что хабаровский проектировщик предложил такое решение. Наши архитекторыбы так не сделали. Например, внизу, на набережной Цесаревича, раньше был цех.Сейчас, после ремонта, он украшает наш город. От заказчика мы ожидаем такоепредложение, которое преобразит это место. Нужно переделать, иначе мы приложимвсе силы, чтобы здание не было построено.

В свое оправдание представитель СО ЕЭС отметил, что денег у нихнемного: бюджетная организация выкупила участок земли в историческом центрегорода за 40 миллионов рублей. Поскольку на всем решено экономить, проектполучился максимально простым — типовым.

Члены градостроительного советаотметили, что проектировщики отнеслись к рельефу просто варварски – нельзя вэту ценную для Владивостока территорию просто взять и «посадить» здание.Советовали продать участок подороже и купить другой, в этом случае уорганизации останутся деньги на доработку проекта. Глава города пообещал помочьс письменным обоснованием увеличения стоимости здания, если это потребуется.

Некоторые сомнения экспертоввызвал и проект Дома творчества на улице 1-й Морской. Прежде всегопотому, что рядом расположена охранная зона объектов культурного наследия, Дом-музей Владимира Арсеньева. Впрочем, сам объектэкспертам понравился яркой архитектурой, интересными решениями фасада. Так что,если вопросы сохранения исторической зоны будут решены, объект получитподдержку градсовета.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА