Генпрокурор не выпустил военного журналиста

Генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов дал официальный ответ председателю Государственной думы Геннадию Селезневу на депутатский запрос о возможных нарушениях процессуальных норм и конституционных прав при расследовании дела в отношении начальника отдела боевой и физической подготовки газеты ТОФ “Боевая вахта” капитана 2-го ранга Григория Пасько.

14 апр. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №357 от 14 апр. 1998

Генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов дал официальный ответ председателю Государственной думы Геннадию Селезневу на депутатский запрос о возможных нарушениях процессуальных норм и конституционных прав при расследовании дела в отношении начальника отдела боевой и физической подготовки газеты ТОФ “Боевая вахта” капитана 2-го ранга Григория Пасько.

Юрий Скуратов отметил, что основанием для возбуждения уголовного дела послужили данные оперативной проверки о сборе и передаче Пасько за вознаграждение представителям японских организаций сведений о Тихоокеанском флоте, оборонных предприятиях, ядерной и радиационной обстановке в регионе, а также поступившие из Артемовской таможни материалы, изъятые у военного журналиста при вылете в Японию. Аналогичные документы были изъяты и в ходе проведенного в день возбуждения уголовного дела обыска в квартире Григория Пасько.

28 ноября 1997 года Пасько предъявлено обвинение в государственной измене в форме шпионажа, т. е. в совершении преступления, предусмотренного статьей 275 УК РФ. Говоря об обоснованности выбранной в отношении Пасько меры пресечения, Юрий Скуратов ссылается на заключение экспертизы, подтвердившей, что “ряд изъятых у Пасько документов, собранных им для передачи представителям иностранных организаций, содержат сведения, составляющие государственную тайну. Поэтому оснований для изменения Пасько меры пресечения не усматривается”.

Не замечено генеральным прокурором и нарушения норм уголовно-процессуального законодательства. При этом Юрий Скуратов подтвердил, что жалоба адвокатов от 19 декабря 1997 года, содержащая ходатайство проверить обоснованность возбуждения уголовного дела и содержания Пасько под стражей, 9 января была направлена из Генеральной прокуратуры РФ для разрешения военному прокурору Тихоокеанского флота, который и дал заявителям ответ. Другими словами, жалобу адвокатов рассматривало то самое должностное лицо, проверить обоснованность действий которого, собственно, и просили адвокаты.

В заключение Юрий Скуратов делает вывод, что следствие по делу проводится объективно. Нарушений законных прав обвиняемого в ходе следствия не установлено. Следовательно, по мнению Юрия Скуратова, нет и оснований для удовлетворения ходатайства адвокатов об изъятии уголовного дела из производства следственного отдела УФСБ России по Тихоокеанскому флоту и передаче в другой правоохранительный орган, не поднадзорный военному прокурору ТОФ и не находящийся в юрисдикции военного суда ТОФ.

К сожалению, в послании председателю Государственной думы генеральный прокурор не упомянул, кем именно была проведена экспертиза и почему защите было отказано в проведении экспертизы изъятых документов оперативным и разведывательным управлениями Генерального штаба. Ничего не говорится и о том, почему “представители японских организаций”, оплачивавших “шпионскую деятельность” Пасько, не были арестованы вместе с ним или, по крайней мере, высланы из страны. Как известно, представительство японской телекорпорации Эн-Эйч-Кей, где “подрабатывал” Григорий Пасько, действует во Владивостоке и по сей день.

Автор: Отдел репортажа "В"