Восток Цемент
Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Парк культуры

Истории города выделили отдельную жилплощадь

В это трудно поверить, но до недавнего времени у Владивостока не было своего музея. Нет, конечно, интереснейшие выставки, рассказывающие об истории нашего города, то и дело проходили в разных залах музея имени Арсеньева, но… Вот если вам нужно было показать, к примеру, своему гостю, как возник город, как рос, что в нем было интересного, то пойти-то вдруг оказывалось и некуда.

Экспозицию составят материалы музея имени Арсеньева и дары посетителей

Два месяца назад ситуация изменилась. Вместо в целом невнятного музейно­-выставочного центра на улице Петра Великого, 6 появился Музей города. Четко, ясно, определенно.

– Мысль создать Музей города витала в воздухе давно, – говорит Светлана Воронина, директор этого учреждения культуры. – Владивосток имеет удивительную историю, богат мифами, а уж сколько интереснейших людей так или иначе связали с ним жизнь. Все это должно было найти свое отражение в музейном пространстве. Так что необходимость создать музей Владивостока назрела давно.

Кроме того, музей имени Арсеньева – локальными выставками, проектами – касался темы истории города (тут можно вспомнить имеющую огромную популярность экспозицию «Письма Элеоноры Прей», например). В общем, мне кажется, что просто пришло время, когда количество переросло в качество, и музей понял: город требует и отдельного исследования, и отдельной концепции, и отдельного музейного пространства. Вот так музейно­-выставочный центр и стал Музеем города. Мне кажется, место выбрано идеально, ведь именно это здание строилось как первый музей Владивостока.

От начала и до сего дня

– Вы начали формировать постоянную экспозицию два месяца назад. У вас есть концепция, вы сформулировали главную задачу?

– Мне хотелось бы сделать Музей города и музеем истории Владивостока, и таким пространством, где каждый будет чувствовать себя соучастником великого процесса.

Когда экспозиция будет готова, каждый посетитель сможет увидеть Владивосток от 1860 года до сегодняшнего дня: дореволюционный, революционный, времен Гражданской войны, город 30-­50-­х годов, закрытый и открытый.

Внутри каждой экспозиции будут также рассказываться отдельные истории людей, живших в нашем городе. Они будут очень личными и в то же время помогут раскрыть образ времени. К примеру, история фотографа Карла Шульца, запечатлевшего начало строительства города и первых его жителей; история Элеоноры Прей (сразу скажу, что выставка «Письма из Владивостока» останется на своем месте в музее на Светланской, мы придумаем нечто свое). Или история семьи Соллогубов, вклад которой в развитие Владивостока трудно переоценить. Или история семьи Унтербергеров. Все знают генерал­-губернатора Унтербергера, но мало кто знает, что его сын уходил из Владивостока с эскадрой адмирала Старка. И есть воспоминания очевидцев, которые видели, как он сидел на чемодане на палубе, смотрел на тающий вдали город. Есть у нас воспоминания человека, чей отец строил Владивостокскую крепость. И так далее, и так далее.

Использовать мы будем фонды музея имени Арсеньева, они дают обильный материал, чтобы наполнить минимум две трети экспозиции. И, конечно, дары посетителей. Несмотря на то что мы работаем только два месяца, нам уже дарят подарки. Вот, к примеру, дивный буфет – дар Полины Лариной, о котором «В» уже писал. Есть у одного из жителей Владивостока намерение, которое, надеюсь, воплотится в жизнь, подарить нам кабинетный рояль, который станет частью экспозиции дореволюционного Владивостока, салонов конца XIX века.

Действительно реставрация

– Почему вы начали с проекта «Владивосток. Реставрация образа»?

– Мы подумали, что образ Владивостока в каждую эпоху разный. Закрытый, романтический, открытый, нашенский – определений очень много. Мы хотели показать каждый из образов города с помощью экспонатов из фондов музея имени Арсеньева – графика, картины, скульптура, фото– и видеоматериалы.

А что касается реставрации… В фондах музея была найдена картина Николая Жоголева «За власть Советов в Приморье», которая требовала реставрации, а кроме того, рассказывала об огромном пласте истории нашего города, о советской власти, ее становлении. Мы решили, что картина станет центром проекта, будет проходить реставрацию в залах музея, за этим смогут наблюдать посетители. Образ восстановления становится зримым, реальным, показывается через повседневную работу.

Посмотреть и потрогать время

– Вы мыслите будущий Музей города современным, созданным с учетом новых возможностей или таким классическим музеем?

– Уже давно пора отказываться от советских клише, когда музей – это что-то унылое и пыльное, не меняющееся годами. Музей не должен вести бесконечный монолог, он должен располагать к диалогу, предполагать возможность потрогать, рассмотреть, почувствовать себя причастным не только к современности, но и к истории. Музей города будет светлым и открытым.

– Вы сохранили несколько проектов музейно-выставочного центра – «Чердак» и синематеку.

– Они остались востребованными и актуальными, именно о них спрашивали посетители, пока шел ремонт. «Чердак» пользуется популярностью, потому что использует интерактивную форму общения с посетителем. Там можно не только увидеть и посмотреть на быт старого Владивостока, но и принести какие-то свои – советских, например, времен – вещи, оставить их в экспозиции, а потом прийти и убедиться, что все на месте. Эта экспозиция помогает воспринимать музей не как казенное что-то, а как место, куда тянет прийти еще и еще раз. На «Чердак» приходят пожилые люди, которые ведут внуков показать предметы «той жизни», и внуки, которые ведут бабушек и дедушек, чтобы они пусть на чуть-чуть, но оказались во временах своей молодости. Вот так проект оказался очень востребованным и важным.

«Синематека» – проект уникальный, ничего подобного в городе нет. И Дмитрий Рыкунов, который его придумал, продолжает показывать старое кино, а кроме того, «Синематека» приобретает новый формат. В теплое время по субботам в парке у нас работает открытый кинотеатр, где уже показывались фильмы советских времен, имеющие отношение к Приморью, к Владивостоку.

Вообще, территорию парка мы намерены активно использовать, довольно она простояла закрытой. Что там будет – пусть это пока останется сюрпризом.

Намерены мы принимать и временные выставки – как экспозицию оригами, например.

– Когда музей заработает в полную силу?

– Думаю, что к осени будущего года, и это самый оптимистичный прогноз. Создание продуманного музейного пространства не терпит суеты. Это как дом построить – нельзя торопиться.

Чтобы создавать музей города, нужно быть влюбленным в этот город! Иначе нельзя. Замечу, что любовь не мешает быть профессионалом, критично смотреть на происходящее, но все же любить – это главное!

 

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

comments powered by Disqus
В этом номере:
День любимого города
День любимого города

Яркой, нарядной, подвижной и местами совершенно неожиданной колонной прошли горожане по улице Светланской в день рождения Владивостока. Традиционно в шествии приняли участие предприятия и организации, работающие в приморской столице. И муниципальные служащие, и частники не пожалели ни сил, ни времени, чтобы сделать свою колонну оригинальной, яркой.

Через костер для очистки духа

В честь дня Ивана Купалы на острове Русском водили хороводы и жгли костры. Древний славянский праздник пригласили отметить горожан на лоне природы центр славянской культуры и творчества «Светославъ Хоробре» и лавка славянского творчества «Сварожичъ».

Архитекторам 100 тысяч дают

Продолжается прием работ на III Всероссийский конкурс инновационных архитектурных проектов «Архитектурный образ России». Победители в различных номинациях получат призы в 100000 рублей и возможность реализации своего проекта.

Матрос зашел чайку попить

Уже третью чайную открывает во Владивостоке в воинских частях «Военторг».

Кто перешел в десятый класс

В Приморской столице стали известны результаты основного государственного экзамена (ОГЭ) для девятиклассников.

Последние номера
газета
газета
газета
газета