Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Экономика

Кто вынесет модный приговор

Коллекции владивостокских дизайнеров, показанные в рамках Недели моды, стиля, индустрии красоты стран АТР «Pacific style week», прошедшей в приморской столице, поразили зарубежных кутюрье. Профессионалы сошлись во мнении: владивостокскую индустрию моды ждет большое будущее.
Кто вынесет модный приговор

У приморских швейников появился шанс бросить вызов Китаю

Однако это взгляд зарубежных экспертов, незнакомых с реалиями нашего рынка. Все мы помним, как в перестроечное время закрывались фабрики по всему Приморью, с тех пор крупных пошивочных производств в регионе нет. Так может ли край стать пошивочным цехом и флагманом легкой промышленности пусть не России, но хотя бы Дальнего Востока?

На коленке кутюрне пошьешь

Евгений Серебренников, руководитель компании Selendjee, ведет вместе с супругой Аленой – главным дизайнером свой бизнес уже шестой год. Начинали они с небольшого ателье, где отшивали вещи на заказ, сейчас у них цех более 100 кв. метров. Помимо заказов от крупных организаций, например таких как театр оперы и балета, супруги раскручивают свой бренд, отшивают оригинальный дизайн и выставляют изделия на продажу в собственном интернет-магазине.

– Я не думаю, что Приморью грозит бум легкой промышленности в ближайшем будущем, – объясняет Евгений Серебренников. – Во-первых, дизайнерам, чтобы заслужить признание и получить приемлемый доход, необходимо регулярно творить. И это не единицы изделий в сезон, а десятки. Где им шить в массовом количестве? Рядом есть Китай, но, чтобы сделать заказ, нужно иметь гарантированный сбыт – меньше чем на тысячу изделий договор мастера из Поднебесной не подпишут. Смущает еще один вопрос: сколько средств потратит человек на таможенное оформление? Можно везти из Китая свои коллекции буквально на себе, проходя таможню в статусе помогаек. Для бизнеса, конечно, такой способ доставки коллекций не годится.

Второй вариант – шить свои изделия в России. В западной части страны достаточно фирм, которые работают с партиями от 100 штук. Однако тут тоже свою роль играет логистика, делая конечную продукцию дороже в разы.

Можно ли шить у нас? Это оптимальный выход. В крае довольно-таки много ателье, однако большинство из них работают под индивидуальный заказ. Ателье или мини-цеху нет нужды тратить свое время на отшив незапланированной коллекции, потому как загруженность у них, как правило, и без того очень высокая. В дополнительных заказах они не нуждаются. И расширяться под массовое производство не намерены, тем более для обслуживания начинающих кутюрье.

С новичками сложно работать из-за того, что они зачастую не имеют необходимых знаний в технологии пошива – в конструировании и материаловедении. К нам обращались такие модельеры. В основном молодые. Они представляли свои эскизы. Мы указывали им на ошибки в конструкции или совместимости материалов. Большинство дизайнеров готовы к компромиссу, но некоторые воспринимали критику в штыки. Они считают: главное – нарисовать картинку, показать идею, а воплотить ее в жизнь – пустяки и мелочи. На самом деле отшить коллекцию означает провести полноценную работу по разработке модельного ряда со всеми вытекающими расходами. Не все дизайнеры это понимают и готовы нести дополнительные финансовые и временные затраты.

Цены космические,и рук не хватает

– К тому же местные модельеры ставят порой завышенный ценник на изделие, – продолжает Евгений Серебренников. – Наши граждане в основной массе не готовы платить за изделие более 10 тыс. рублей. Чтобы выйти на массовый рынок, придется искать пути по заметному снижению себестоимости продукции.

Например, женская блуза в среднем стоит до 2 тыс. рублей. Если же ее сделает дизайнер, он попросит за нее как минимум 5 тыс. рублей. Но для того, чтобы ее брали за такие деньги, сначала нужно завоевать рынок, сделать свой бренд узнаваемым, в ином случае все закончится единичными продажами.

Есть еще одна проблема. На мой взгляд, очень острая: в Приморье мало квалифицированных кадров. Всех грамотных закройщиков и портных в городе мы знаем в лицо.

Невозможность укомплектовать штат профессиональными швеями, закройщиками, технологами швейного производства признали многие эксперты. Именно специалисты являются главной ценностью швейного предприятия. Например, когда продавали цех по пошиву в Уссурийске, то главным достоинством предприятия называлось не помещение, не оборудование, а 15 сотрудников: швеи, конструкторы и закройщики!

Задачи расти не стоит

– Сегодня перед дизайнерами вообще нет цели выходить на массовый сегмент рынка, – считает пиар-директор модного дома SUCCUB Ксения Писарева. – Наша компания работает в сегменте pret-a-porter. Это небольшая доля рынка, такой выбор продиктован, скорее, производством. Мы можем обеспечить качество пошива и в силу своей близости к потребителю правильно реагировать на спрос. Чтобы выйти на массовый сегмент, необходимы опт, большие вложения – как человеческих, так и производственных ресурсов, которых у нас сейчас нет. У модного бизнеса очень высокие издержки и не самая быстрая окупаемость – около 3-4 лет. Да и потребности от рынка мы такой не чувствуем, если говорить о нашем регионе.

С коллегой солидарна директор ателье «AnnaSan» Анна Сансецкая: выходить на массовый рынок нет смысла.

– Я работаю под индивидуальный заказ, потому что мне так нравится, – признает Анна. – Цены не для массового потребителя – наши изделия обойдутся от 2 до 15 тыс. рублей. Например, платье стоит в среднем 3,5 тыс. рублей, костюм брючный – 7 тысяч. Вполне рыночная цена. За месяц мы с помощницей отшиваем около 40 изделий, но в дальнейшем планируем наращивать объемы работ, расширять клиентуру и собственное производство. Выходить на какие-то массовые рынки или в высокую моду пока нет потребности.

Приморских школьников одевают сибирские мастера

В том, что местные кутюрье не смогут обеспечить массовый спрос населения, говорит и завкафедрой сервисных технологий ВГУЭС Инна Клочко. По ее словам, даже если и перекрыть границу с Китаем, то и тогда нас будут одевать не местные ателье, а западная часть России и Европа. Мнение специалиста наглядно подтверждает ситуация с пошивом школьной формы. Спрос есть, но очереди из приморских швейников на выполнение заказов нет.

Компании, которые занимаются продажей школьной формы во Владивостоке, предпочитают взаимодействовать не с местными, а с новосибирскими фабриками. По словам коммерсантов, даже несмотря на логистические затраты, работать со столь отдаленным от Приморья регионом удобнее, чем налаживать связи с местными фабриками и ателье.

– Мы бы и рады сотрудничать с приморскими предприятиями, – объясняет руководитель отдела продаж компании «Синар» Александра Чусикова, – но даже не знаем, к кому обратиться. Владивостокские ателье имеют свои точки сбыта и к нам с предложениями не выходят. А нас устраивает Новосибирск – все лекала и конструкции тамошние мастера создают без проблем по нашему запросу. Мы только объясняем сибирякам, какие изделия хочет видеть потребитель, а те высылают нам эскизы, из которых мы выбираем нужное. Идти с их наработками в местные ателье было бы неправильно. Более того, исследуя рынок, мы, как продавцы, не увидели достойного качества изделий, которые отшивают в Приморье. Нет у нас и хороших дизайнерских решений. Поэтому, имея огромный спрос на школьную форму в крае, вынуждены развивать новосибирскую промышленность.

С надеждой на помощь властей

И все же идею развивать пошивочную индустрию в крае не все специалисты считают утопией. Трудовые ресурсы в КНР заметно подорожали, плоды их труда также взлетели в цене, и у отечественных швейников появился шанс раскрутить собственное производство. Но требуется помощь государства.

– Во Владивостоке хватает небольших ателье, которые могут стать базой развития модной индустрии в крае, – считает директор швейной фабрики «Юта» Алексей Сиворакша. – Есть возможность поставлять ткани хорошего качества из Кореи и Китая. Не все коллеги со мной согласны, но я уверен: наши дизайнеры могут делать отличные вещи, во Владивостоке хорошее качество образования.

Однако нужно, чтобы государство помогало участникам модного рынка. Нужны субсидии на создание и развитие своего дела, нужно обеспечить достойную зарплату работникам, швеям, конструкторам и т.д. Все-таки без помощи государства мы не сможем развиваться.

Инна Клочко также считает, что региональной власти стоит больше внимания уделить отрасли и тогда бизнес будет вкладывать капитал в швейное производство. К тому же не с нуля начинать придется.

– Нужно восстанавливать пошивочную индустрию в крае. Сейчас нашу промышленность легкой назвать нельзя. Скорее «легонькой».

В Приморье присутствуют три группы производителей. Фабрики, реанимированные на базе имевшихся предприятий, – небольшие трикотажные производства, которые поставляют изделия малыми партиями. Вторая группа – это частные предприниматели, которые открывают свои ателье и работают с индивидуальными клиентами. Третья группа – дизайнеры-самородки. Они работают с небольшой группой потребителей. Их клиенты готовы платить немалые деньги за бренд, за дизайнерскую, штучную одежду.

– А Приморью действительно нужна текстильная промышленность. Но нужно найти свою фишку. Например, ивановский трикотаж, ситец – уже бренд, положительный образ. Так и Приморью необходимо найти свое направление. Там, где есть фабрики, где есть бренд, легкая промышленность развивается. В Астрахани посеяли хлопок. В Алтае растет лен. Эксперты считают, что в этих регионах через 30 лет уже можно будет говорить о результатах. Но у нас все равно промышленность будет развиваться как-то по-своему. Если вообще будет развиваться. Нужна заинтересованность региональной власти в возрождении легкой промышленности края, но пока реальной поддержки не видим, – резюмирует Инна Клочко.

Автор : Катерина МАТВЕЕВА

comments powered by Disqus
В этом номере:
Чтобы помнили сын и правнук
Чтобы помнили сын и правнук

Возложением цветов к памятникам и мемориалам стартовали торжества, посвященные празднованию 154-й годовщины Владивостока.

У курильщиков отберут балкон?
У курильщиков отберут балкон?

Роспотребнадзор заявил, что запрет на курение действует на всей территории кафе и ресторанов, включая пристройки, летние веранды, шатры и балконы. Официальное письмо главы ведомства Анны Поповой опубликовано на сайте организации.

В столице Приморья деревья засветились изнутри

К празднику в краевом центре появилась новая нарядная подсветка. На проспекте 100 лет Владивостоку – от остановки «Фабрика «Заря» до остановки «Магнитогорская» – засветились деревья.

Принцессы, мы вас ждем
Принцессы, мы вас ждем

Владивосток включен в ротацию портов захода нескольких международных круизов компании Princess Cruise Line.

Ну, за архитекторов!

Завтра у архитекторов и дизайнеров Владивостока профессиональный праздник – День приморской архитектуры.

Последние номера
газета
газета
газета
газета