Кто вынесет модный приговор

Коллекции владивостокских дизайнеров, показанные в рамках Недели моды, стиля, индустрии красоты стран АТР «Pacific style week», прошедшей в приморской столице, поразили зарубежных кутюрье. Профессионалы сошлись во мнении: владивостокскую индустрию моды ждет большое будущее.

3 июль 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3564 (96) от 3 июль 2014
91e947675fec676a21de25a342333096.jpg

У приморских швейниковпоявился шанс бросить вызов Китаю

Однако это взгляд зарубежныхэкспертов, незнакомых с реалиями нашего рынка. Все мы помним, как вперестроечное время закрывались фабрики по всему Приморью, с тех пор крупныхпошивочных производств в регионе нет. Так может ли край стать пошивочным цехоми флагманом легкой промышленности пусть не России, но хотя бы Дальнего Востока?

На коленке кутюрнепошьешь

Евгений Серебренников,руководитель компании Selendjee, ведет вместе с супругой Аленой – главным дизайнеромсвой бизнес уже шестой год. Начинали они с небольшого ателье, где отшивали вещина заказ, сейчас у них цех более 100 кв. метров. Помимо заказов от крупныхорганизаций, например таких как театр оперы и балета, супруги раскручивают свойбренд, отшивают оригинальный дизайн и выставляют изделия на продажу всобственном интернет-магазине.

– Я не думаю, чтоПриморью грозит бум легкой промышленности в ближайшем будущем, – объясняетЕвгений Серебренников. – Во-первых,дизайнерам, чтобы заслужить признание и получить приемлемый доход, необходиморегулярно творить. И это не единицы изделий в сезон, а десятки. Где им шить вмассовом количестве? Рядом есть Китай, но, чтобы сделать заказ, нужно иметьгарантированный сбыт – меньше чем на тысячу изделий договор мастера изПоднебесной не подпишут. Смущает еще один вопрос: сколько средств потратитчеловек на таможенное оформление? Можно везти из Китая свои коллекции буквальнона себе, проходя таможню в статусе помогаек. Для бизнеса, конечно, такой способдоставки коллекций не годится.

Второй вариант – шить своиизделия в России. В западной части страны достаточно фирм, которые работают спартиями от 100 штук. Однако тут тоже свою роль играет логистика, делаяконечную продукцию дороже в разы.

Можно ли шить у нас? Это оптимальныйвыход. В крае довольно-таки много ателье, однакобольшинство из них работают под индивидуальный заказ. Ателье или мини-цеху нет нужды тратить свое время на отшивнезапланированной коллекции, потому как загруженность у них, как правило, и безтого очень высокая. В дополнительных заказах они не нуждаются. И расширятьсяпод массовое производство не намерены, тем более для обслуживания начинающихкутюрье.

С новичками сложно работать из-за того, что они зачастую не имеют необходимыхзнаний в технологии пошива – в конструировании и материаловедении. К намобращались такие модельеры. В основном молодые. Они представляли свои эскизы.Мы указывали им на ошибки в конструкции или совместимости материалов.Большинство дизайнеров готовы к компромиссу, но некоторые воспринимали критикув штыки. Они считают: главное – нарисовать картинку, показать идею, а воплотитьее в жизнь – пустяки и мелочи. На самом деле отшить коллекцию означает провести полноценную работу поразработке модельного ряда со всеми вытекающими расходами. Не все дизайнеры этопонимают и готовы нести дополнительные финансовые и временные затраты.

Цены космические,и рук не хватает

– К тому же местные модельеры ставят порой завышенный ценник наизделие, – продолжает Евгений Серебренников. – Наши граждане в основной массене готовы платить за изделие более 10 тыс. рублей. Чтобы выйти на массовыйрынок, придется искать пути по заметному снижению себестоимости продукции.

Например, женская блуза в среднем стоит до 2 тыс. рублей. Если же ее сделает дизайнер, онпопросит за нее как минимум 5 тыс. рублей. Но для того, чтобы ее брали за такиеденьги, сначала нужно завоевать рынок, сделать свой бренд узнаваемым, в иномслучае все закончится единичными продажами.

Есть еще одна проблема. На мой взгляд, очень острая: в Приморьемало квалифицированных кадров. Всех грамотных закройщиков и портных в городе мызнаем в лицо.

Невозможность укомплектоватьштат профессиональными швеями, закройщиками, технологами швейного производствапризнали многие эксперты. Именно специалисты являются главной ценностьюшвейного предприятия. Например, когда продавали цех по пошиву в Уссурийске, тоглавным достоинством предприятия называлось не помещение, не оборудование, а 15сотрудников: швеи, конструкторы и закройщики!

Задачи расти не стоит

– Сегодня перед дизайнерами вообще нет цели выходить на массовый сегментрынка, – считает пиар-директор модного дома SUCCUBКсения Писарева. – Наша компания работает в сегменте pret-a-porter. Это небольшая долярынка, такой выбор продиктован, скорее, производством. Мы можем обеспечитькачество пошива и в силу своей близости к потребителю правильно реагировать наспрос. Чтобы выйти на массовый сегмент, необходимы опт, большие вложения – какчеловеческих, так и производственных ресурсов, которых у нас сейчас нет. Умодного бизнеса очень высокие издержки и не самая быстрая окупаемость – около 3-4 лет. Да и потребности от рынка мы такой нечувствуем, если говорить о нашем регионе.

С коллегой солидарна директорателье «AnnaSan» Анна Сансецкая: выходитьна массовый рынок нет смысла.

– Я работаю под индивидуальныйзаказ, потому что мне так нравится, – признает Анна. – Цены не для массовогопотребителя – наши изделия обойдутся от 2 до 15 тыс. рублей. Например, платьестоит в среднем 3,5 тыс. рублей, костюм брючный – 7 тысяч. Вполне рыночнаяцена. За месяц мы с помощницей отшиваем около 40 изделий, но в дальнейшемпланируем наращивать объемы работ, расширять клиентуру и собственноепроизводство. Выходить на какие-то массовые рынки или ввысокую моду пока нет потребности.

Приморскихшкольников одевают сибирские мастера

В том, что местные кутюрье несмогут обеспечить массовый спрос населения, говорит и завкафедрой сервисныхтехнологий ВГУЭС Инна Клочко. По ее словам, даже если и перекрыть границу с Китаем,то и тогда нас будут одевать не местные ателье, а западная часть России иЕвропа. Мнение специалиста наглядно подтверждает ситуация с пошивом школьнойформы. Спрос есть, но очереди из приморских швейников на выполнение заказовнет.

Компании, которые занимаютсяпродажей школьной формы во Владивостоке, предпочитают взаимодействовать не сместными, а с новосибирскими фабриками. По словам коммерсантов, даже несмотряна логистические затраты, работать со столь отдаленным от Приморья региономудобнее, чем налаживать связи с местными фабриками и ателье.

– Мы бы и рады сотрудничать сприморскими предприятиями, – объясняет руководитель отдела продаж компании«Синар» Александра Чусикова, – но даже не знаем, к кому обратиться.Владивостокские ателье имеют свои точки сбыта и к нам с предложениями невыходят. А нас устраивает Новосибирск – все лекала и конструкции тамошние мастера создают без проблем по нашемузапросу. Мы только объясняем сибирякам, какие изделия хочет видеть потребитель,а те высылают нам эскизы, из которых мы выбираем нужное. Идти с их наработкамив местные ателье было бы неправильно. Более того, исследуя рынок, мы, какпродавцы, не увидели достойного качества изделий, которые отшивают в Приморье.Нет у нас и хороших дизайнерских решений. Поэтому, имея огромный спрос нашкольную форму в крае, вынуждены развивать новосибирскую промышленность.

С надеждой на помощьвластей

И все же идею развиватьпошивочную индустрию в крае не все специалисты считают утопией. Трудовыересурсы в КНР заметно подорожали, плоды их труда также взлетели в цене, и уотечественных швейников появился шанс раскрутить собственное производство. Нотребуется помощь государства.

– Во Владивостоке хватаетнебольших ателье, которые могут стать базой развития модной индустрии в крае, –считает директор швейной фабрики «Юта» Алексей Сиворакша. – Есть возможностьпоставлять ткани хорошего качества из Кореи и Китая. Не все коллеги со мнойсогласны, но я уверен: наши дизайнеры могут делать отличные вещи, воВладивостоке хорошее качество образования.

Однако нужно, чтобы государствопомогало участникам модного рынка. Нужны субсидии на создание и развитие своегодела, нужно обеспечить достойную зарплату работникам, швеям, конструкторам ит.д. Все-таки без помощи государства мы не сможем развиваться.

Инна Клочко также считает, чторегиональной власти стоит больше внимания уделить отрасли и тогда бизнес будетвкладывать капитал в швейное производство. К тому же не с нуля начинатьпридется.

– Нужно восстанавливатьпошивочную индустрию в крае. Сейчас нашу промышленность легкой назвать нельзя.Скорее «легонькой».

В Приморье присутствуют три группыпроизводителей. Фабрики, реанимированные на базе имевшихся предприятий, –небольшие трикотажные производства, которые поставляют изделия малыми партиями.Вторая группа – это частные предприниматели, которые открывают свои ателье иработают с индивидуальными клиентами. Третья группа – дизайнеры-самородки. Они работают с небольшой группойпотребителей. Их клиенты готовы платить немалые деньги за бренд, задизайнерскую, штучную одежду.

– А Приморью действительнонужна текстильная промышленность. Но нужно найти свою фишку. Например,ивановский трикотаж, ситец – уже бренд, положительный образ. Так и Приморьюнеобходимо найти свое направление. Там, где есть фабрики, где есть бренд,легкая промышленность развивается. В Астрахани посеяли хлопок. В Алтае растетлен. Эксперты считают, что в этих регионах через 30 лет уже можно будетговорить о результатах. Но у нас все равно промышленность будет развиваться как-то по-своему. Если вообще будетразвиваться. Нужна заинтересованность региональной власти в возрождении легкойпромышленности края, но пока реальной поддержки не видим, – резюмирует ИннаКлочко.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА