Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Исторический клуб

Был скопищем кабаков, стал главным портом

Мне кажется, в истории каждого города, как и в жизни любого человека, бывают особые события. Те самые, после которых обычное существование убыстряется, меняется темп развития, ритм движения. Возможно, именно такой период в истории Владивостока мы переживаем сейчас, кто знает? Об этом можно будет судить только через несколько десятков лет. Итак, о переломных моментах. Таким годом для Владивостока стал 1870-й.

Доходы первого бюджета города значительно превышали расходы, потому что «некуда было девать»

Высочайшим повелением

Известный путешественник Михаил Венюков, посетивший Владивосток в 1869 году, так написал о нашем городе: «До последних годов это было скопище кабаков; теперь начал устраиваться портовый и административный город на широкую ногу, т. е. на большем пространстве. Но по длинным и широким улицам можно ездить только верхом из-за неровностей почвы. Домов порядочных нет, церковь чрезвычайно плоха». Согласитесь, картина неприглядная. Дело в том, что в 1860-х годах главным городом и портом всего тихоокеанского побережья России был Николаевск, расположенный в устье Амура.

Однако в июле 1869 года Приморскую область на пароходо-корвете «Америка» обследовала специальная комиссия из Санкт-Петербурга во главе с генерал-лейтенантом Иваном Сколковым. Цель визита – определение места для перенесения военного порта из Николаевска. К тому времени недостатки Николаевска стали очевидны; в качестве его замены рассматривались Владивосток, Ольга и Посьет. Выводы комиссии склонились в пользу нашего города: «Бухта Владивосток… представляет собой обширную и совершенно закрытую от всех ветров гавань, на пологих берегах которой удобно и без значительных затрат могут быть устроены доки, пристани и другие портовые сооружения».

13 июня 1870 года генерал-адмиралом, Великим князем Константином был издан приказ по Морскому ведомству № 21. В нем говорилось: «Государь император высочайше повелеть изволил:

1. Морскую часть в портах Восточного океана, изъяв из ведения генерал-губернатора Восточной Сибири, образовать на общих основаниях…

2. Командиру Сибирской флотилии и портов Восточного океана присвоить звание главного командира портов Восточного океана.

3. Главный порт с морскими учреждениями перенести из Николаевска во Владивосток.

О таком Высочайшем повелении объявляю к исполнению…»

Староста по приговору

В это же время организовалось и гражданское население нашего города, выбрав себе общественного старосту. Трудно сказать, повлиял ли на это грядущий перенос порта, но именно в 1870 году состоялись самые первые выборы. Историк Владивостока Николай Матвеев приводит такой исторический документ.

«1870 г. марта 27 дня. Жители г. Владивостока как домовладельцы, так и имеющие земли … на основании параграфа 14 временных правил общественного управления во Владивостоке и п. Новгородском … избрали старосту… и кандидата к старосте и постановили: всем обществом обязанности старосты возложить на купца Якова Лазаревича Семенова, а обязанности кандидата на Михаила Петрова Колесникова, а приговор этот, за общим подписом, предоставить военному губернатору Приморской области. В чем обществом и подписуемся».

Далее Николай Матвеев продолжает: «Любопытны подписи под этим приговором. Из тридцати их – десять иностранных, семь безграмотных русских. В числе их были также две женщины и один крещеный манза (китаец. – Прим. авт.)». Вот такой срез тогдашнего владивостокского «высшего» общества. Заметим, что в этом году впервые были введены доходные статьи, и в итоге городской бюджет 1870 года имел доход в 1781 рубль, а расход – 690 рублей. Как заметил все тот же Матвеев, «остаток в 1091 руб., по-видимому, некуда было девать». Сейчас бы так…

25 мая 1870 года Особое совещание по делам Приамурского края постановило: «Морские учреждения перенести из Николаевска во Владивосток, где назначить пребывание главному командиру… Для надобностей порта и для удовлетворения требований в стратегическом отношении остров Русский, разделяемый от Владивостока проливом Босфор-Восточный, передать из удельного в морское ведомство». Именно тогда Русский стал исключительно военным «Владивостокским Кронштадтом» и пребывал в этом статусе вплоть до начала постройки там кампуса Дальневосточного федерального университета.

С рублем, но голодный

Конечно, такое масштабное мероприятие, как перенос порта, требовало централизованного финансирования, и оно незамедлительно поступило. В 1871 году на это было выделено из сумм Морского ведомства сто тысяч рублей и такая же сумма – в 1872 году. В 1873 году сумма удвоилась, в 1874-м достигла цифры 415 с половиной тысяч рублей. В последующий период – до 1880 года включительно – эти затраты составляли 135-139 тысяч рублей ежегодно. Трудно сопоставить эти цифры с нынешними, но понятно, что вложения во Владивосток были весьма немалыми. Началось интенсивное строительство буквально всего, необходимого в первую очередь для военных; да и гражданский народ прибывал с каждым днем.

Разумеется, с ростом населения обострились и проблемы, характерные для больших городов. Вот впечатления 1872 года об иностранных купцах: «Они имеют тут свои лавки, в которых вполне без совести грабят население. Нам лично случалось покупать в этих лавках всевозможные товары для русской эскадры Тихого океана, и чудовищные цены на залежалый, бракованный товар поражали наше воображение и карманы. Неужели и теперь, когда Владивосток стал официально главным портом Амурского края, наши купцы останутся глухи и безучастны к своим же собственным интересам, а русским людям придется безвозвратно попасть в кабалу к двум-трем иностранным фирмам…».

Столичные «Биржевые ведомости» в октябре 1874 года сообщали: «Квартиры во Владивостоке продолжают дорожать, так что небольшие конурки доходят до 25 руб. в месяц; причиной тому выставляют, что не дают участков для постройки новых домов, а народу прибывает более и более, с переводом постепенно всех отраслей морского управления и разных учреждений из Николаевска. Другая беда во Владивостоке – это недостаток мелкой разменной монеты, от чего преимущественно страдают бедный люд и торговцы съестными припасами и мелочными товарами. Имея рубль, бедный рабочий бывает нередко голоден единственно от того, что нет сдачи у продавца; отдать рубль он боится, а продавец в долг не верит».

О будущем

В марте 1872 года журнал «Всемирная иллюстрация» опубликовал обзор «южных портов Восточного океана». Очерк представляет интерес и сейчас, а приводимые в нем соображения явно не утратили своей актуальности. Вот отрывки из него.

«Часть, омываемая водами Японского моря, вдается в материк огромной впадиной, образуя залив Петра Великого. Этот обширный залив заключает в себе, в свою очередь, множество заливов меньшей величины, гаваней и бухт, весьма удобных не только для временной стоянки судов, но и для устройства отличных морских портов... В заливе Петра Великого находятся прекрасные естественные гавани, как Владивосток и Посьета.

Теперь, когда 17 лет существования Николаевска на неудобном во всех отношениях месте убедило в необходимости перенести главный порт и администрацию Амурского края на юг, в порт Владивосток, мы находим нужным сказать несколько слов о характере вообще наших южных гаваней и порта Владивосток в особенности. Можно сказать без преувеличения, что гавани на Восточном океане есть лучшие из принадлежащих России… Глубокие берега, закрытые от ветров рейды, с хорошими якорными местами, навигация, продолжающаяся круглый почти год, за исключением каких-нибудь двух месяцев, – все это очень веские достоинства.

Близость Японии, лежащей в двухдневном переходе под парусами при хорошем ветре, соседство с приморскими китайскими городами делают восточные порты отличным базисом для торговых сношений с Китаем, Японией и даже Америкой. Наши купцы, опираясь на такие пункты и имея в них склады, магазины, верфи для исправления и постройки судов, могут вполне завладеть торговлею в Китайском и Японском морях, оживить весь край... Жаль одно – мы, русские, непредприимчивые купцы и пока неудачные колонизаторы. Пройдут еще десятки лет, пока наш Восток подымется из той глухой жизни, которую он влачит теперь...

Обратимся к Владивостоку. Порт этот идет по северному берегу бухты Золотой Рог, растянувшись почти на две версты. Бухта при своей ровной глубине, хорошем грунте для якорной стоянки закрыта со всех сторон высокими горами, защищающими рейд от всех ветров… Во Владивостоке пока еще мало зданий. Кроме солдатских казарм, офицерского дома и маленькой механической мастерской находится не более шестидесяти домов и трех десятков китайских мазанок. Теперь Владивосток ничего пока не производит, кроме так называемой морской капусты. Это составляет главную его отпускную торговлю, и та пока в руках трех или четырех иностранных купцов...

Места около Владивостока изобилуют строевым лесом, что весьма важно для вновь возникающего порта. В 15-верстном расстоянии от него находится даже корабельный лес, который может дать громадные преимущества Владивостоку, обеспечивая собственную постройку судов… Во Владивостоке открыта ломка каменного угля, хотя не блистательного качества, но достаточно удобного для потребностей портовых нужд и для паровых судов, приходящих на рейд… События скоро покажут, насколько способны наши южные гавани к устройству в них военных и купеческих портов; насколько успешно пойдет в них заселение и как откликнутся русские люди на зов колонизации…»

Как мы видим, Владивосток оказался вполне способен к развитию. А станет ли он российским центром в Азиатско-Тихоокеанском регионе, покажет будущее. Надеемся, вполне оптимистичное.

Автор : Иван ЕГОРЧЕВ, действительный член Общества изучения Амурского края

comments powered by Disqus
В этом номере:
Четверть века? Всего 25!
Четверть века? Всего 25!

Наша газета отмечает 25-летие – возраст, когда накоплен опыт, заслужена репутация, но самое главное – впереди еще столько планов! Мы поздравляем всех журналистов, кто стоял у основания газеты, тех, кто на протяжении этих лет был верен своему изданию. Всех сотрудников редакции, которые сегодня, когда печатные СМИ испытывают большие трудности, выпускают газету «Владивосток» – единственную из газет края, до сих пор выходящую в ежедневном формате. И конечно же всех наших читателей, многие из которых были с газетой «Владивосток» все эти 25 лет.

Торжества и развлечения ждут город в день рождения
Торжества и развлечения ждут город в день рождения

Владивосток празднует свой 154-й день рождения.

Дорогие владивостокцы!

От всей души поздравляю вас с днем рождения нашего удивительного города! С годами он становится только опытнее, комфортнее и красивее.

Дорогие друзья, жители и гости Владивостока!

От всего сердца поздравляю вас с Днем города!

Уважаемые жители и гости Владивостока!

От всей души поздравляю вас с днем рождения нашего города!

Последние номера
газета
газета
газета
газета