Гарпунер на вечном постаменте, киты – в безопасности

Кому будут посвящены новые скульптуры, которые украсят улицы города? Горожане продолжают обсуждать предложенные администрацией Владивостока эскизы арт-объектов. Ветераны китобойного промысла дают оценку памятнику легендарного морского охотника.

20 июнь 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3557 (89) от 20 июнь 2014
f555a6f0893b4f349aa7d512b2700480.jpg

Монумент китобоям Дальнего Востока напомнит о романтике и экологии

В копилке идей собралось уже несколько десятков предложений.Здесь и строители Большого Владивостока, и шахтеры, и первые переселенцы, и голубь на сопке Голубиной,и няньки-японки, и девчонки в юбчонках, и памятник вальсу «Амурские волны», а такжескульптуры юмористической направленности

Идея из копилки

Памятник китобою – предложениеиз «Копилки идей», созданной по поручению главы Владивостока ИгоряПушкарева. В рамках этого проектаспециалисты отдела дизайна городской среды администрации города ведут работу посбору и обсуждению самых разных идей будущих городских скульптур. Все желающиемогут предложить образы героев, которые передают колорит столицы Приморья,сохраняют в памяти важные и дорогие сердцу страницы истории, добавляют обликуулиц тепла и юмора.

Как сообщил главный художникПавел Шугуров, все присланные идеи обсуждаются в социальных сетях и публикуютсяна официальном сайте, наиболее удачные и получившие широкую поддержкугородского сообщества будут доработаны и предложены к реализации. Некоторыеэскизы могут быть в перспективе созданы за счет бюджета, однако главнымфинансовым двигателем в деле рождения новых городских арт-объектов должны стать меценаты. Именно поэтомупомимо идей в отделе дизайна городской среды ждут заявок от спонсоров – техлюдей или коллективов, которые хотели бы увековечить свое имя в историиВладивостока хорошим делом или подарком, но до сих пор не знали, что подарить.

В копилке идей собралось уженесколько десятков предложений. Здесь и строители Большого Владивостока, ишахтеры, и первые переселенцы, и голубь на сопке Голубиной, и няньки-японки, и девчонки в юбчонках, и памятник вальсу «Амурские волны», а такжескульптуры юмористической направленности. Горожанам было предложено оценитьсемь проектов.

«Эскизы проработали городскиехудожники, – рассказал Павел Шугуров. – И вот теперь хотелось бы получитьобратную связь, услышать мнение горожан, какую скульптуру людям больше всегохотелось бы увидеть на одной из улиц Владивостока».

Эскиз памятника китобою– один из семи представленных. И конечно, самой важной оценкой варианта этойскульптуры стало мнение ветеранов китобойного промысла.

Какой он,настоящий китобой?

Изначально идея тематического памятника былавысказана в книге «Антарктика за кормой» известным ветераном промысла ВикторомЩербатюком. В свое время Виктор Павлович работал капитаном судна «Ретивый» истарпомом китобойной плавбазы «Советская Россия».

В аннотации к книге прославленный капитан отмечал важную ролькитобойного промысла в истории города, чьи сыновья уходили в море на тяжелуюохоту.

Проект памятника инициативная группа бывших китобоев и активныхжителей обсуждала совместно с заслуженным художником РФ Эдуардом Барсеговым.

Предложенный эскиз изображает степенного бородатого гарпунера,стоящего рядом с пушкой, дуло которой опущено вниз. Охота, как видно, в данныймомент не ведется, а сам труженик моря задумчиво смотрит из-под ладони куда-то вдаль – вероятно, в поисках новой цели. Так вот, по мнению некоторых участниковобсуждения, едва ли не вся эта композиция не соответствовала действительности –настоящий китобой им запомнился другим.

Во-первых, пушка всегда былас той стороны от гарпунера, какой рукой он мог за нее ухватиться, когда замечалцель. А поскольку большинство из них были правшами, то и стояла она обычносправа.

Далее. Китобой – это в первую очередь охотник, а потому и тем,кто знаком с профессией не понаслышке, хотелось бы увидеть его в действии, тоесть наводящим на цель.

Да и приходили на китобойные суда работать в основном молодые икрепкие ребята, бороды не носившие…

В целом корреспондент «В» отметил, что, хоть ветераны ипризнавали, что китобой – это тяжелая работа, и только потом романтика,запомнившийся им образ был весьма идеализирован и отражал лишь самые яркиемоменты промысла.

Большая охотаво имя жизни

Автор эскиза Эдуард Барсеговпояснил свое видение этого вопроса. Он отметил, что композиция памятника вомногом продиктована художественным вкусом: отсюда и «нетипичное» расположениепушки, и борода, которую многие отпускали в рейсе, чтобы защититься от брызг ихолодного ветра.

Но большую роль в созданииобраза сыграл и личный опыт скульптора: Эдуард Владимирович в юности и самуспел поработать мотористом на китобойном флоте, а в дальнейшем еще и писалдиплом на ту же тему. Правда, заканчивалась та научная работа неутешительнымвыводом, основанным на анализе имеющихся данных: промысел становится убыточными требует немедленного сворачивания. В тот период лишь ограничились переброскойфлота в Антарктику, но судьба китобойных флотилий была уже предрешена.

– В поисках идеи для памятникапрочитал немало тематической литературы и столкнулся с отношением к китобоямкак к убийцам. Но ведь можно посмотреть на это и с другой стороны: ониобеспечивали ценным сырьем страну в послевоенный период, когда был дефицит едыи лекарств, – говорит заслуженный художник РФ Эдуард Барсегов. – Признаться, яи сам, когда работал на младших должностях с фиксированным окладом, жалелбедных животных. А когда заработок стал зависеть от объема добычи, пришлось ужепосмотреть на проблему с точки зрения выполнения плана. В любом случае, в своейработе я хотел бы намеренно отойти от темы убийства китов.

Киты в будущемпамятнике тоже будут: они как бы выныривают из воды за спиной гарпунера. Поитогам обсуждения будет составлено письмо в адрес администрации города.

Напомним, что присылать предложения и отзывы можно на адресэлектронной почты: [email protected].

Автор: Антон ВАЛЬТОН