Дети, до которых родителям нет дела

Этот рейс на остров Попова больше напоминал оптовый завоз бакалеи – был буквально заставлен коробками с продуктами питания: крупами, консервами, выпечкой, колбасами. Катер вез помощь от предпринимателей Владивостока.

18 июнь 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3555 (87) от 18 июнь 2014
d3c97ea5843fec51d6a27095f169bb7a.jpg

Мамы и папы просто вычеркнули их из своей жизни

Специалистыуправления по организации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защитеих прав администрации города, инспектор по делам несовершеннолетних отдела полиции№ 2 и специалист отдела опеки Первомайского района совершали очередноймежведомственный рейд по неблагополучным семьям этой островной части города.

Комиссияехала проверить условия проживания и воспитания несовершеннолетних детей. Атакже передать продукты нуждающимся семьям.

Кслову, подобные рейды проводятся администрацией города еженедельно, а на Попова– ежемесячно. По итогам рейдов специалистами проводится огромная работа посоциализации неблагополучных семей. На этот раз планировалось посетитьпятнадцать семей – откровенно неблагополучных, многодетных и опекаемых…

–Нуждающихся детей планируем поместить для оздоровления в реабилитационный центр«Парус надежды», – рассказывает главный специалист управления инспектор поработе с детьми по Первомайскому району Анна Позняк.

Лучше денег дайте…

Проще всего, наверное, иметь дела сопекунами. Опекунши на острове восновном бабушки. У кого-то из детей родители умерли, но такихменьшинство. В основном папы-мамы просто вычеркнули их из своейжизни.

Вера Сергеевна (имена мы изменили)живет с двумя внуками на базе отдыха (работодатель по доброте душевной выделилим большую комнату). Дом-то у нее есть, вот только жить тамнельзя – сын-алкоголикпобоями вынудил сбежать. Сбежала женщина, захватив и внуков, – мать ребятишекеще раньше ушла к другому мужчине и о детях от первого брака думать забыла.

– А ведь ходит мимо и непоздоровается даже с ними, – сокрушается пенсионерка. – Бывает, что у соседейспрашивает, интересуется их успехами в школе. А что у соседей-тоспрашивать, пришла бы к нам или в школу. Там бы ей сказали, что сын ее –молодец, умница, пятерки получает, – бабушка в доказательство демонстрирует намграмоты, которые вручили мальчику за успехи в учебе. – А внучка только первыйкласс окончила – их еще не аттестовывают, так что пока хвастать нечем.

Во многих семьях бабушки – этостержни, на которых все держится. Хуже там, где дети остаются с родителями,опустившимися из-за пьянства до безразличия к своему будущему, к жизнисвоих детей. Правда, имеющими активную потребительскую позицию: вы мне вседолжны!

– Покажите, в каких условиях у васпроживают дети, – потребовали члены комиссии у одной из мамаш, принимавшей насво дворе и плотно прикрывшей дверь в дом.

– Вот еще, я же к вам в квартиру нервусь. И что вы тут все ходите, лучше денег дайте. Вы же деньги получаете, –упрекнула она опешивших от такой наглости членов комиссии.

– Ну так мы зарплату получаем, потомучто работаем, – попытались те объясниться. Но, похоже, эта логика женщиненедоступна.

– Они не привыкли и не хотят ничегодля себя делать, ждут, когда найдется кто-нибудь, кто взвалит на себя все ихпроблемы и решит их, – рассуждает одна из сопровождающих нас сотрудницадминистрации острова. – Есть, например, у нас те, кто живет в сгоревших бараках(были мы в этих барках, действительно ужасающее зрелище: прокопченные потолки,залатанные стены, проваливающийся пол. – Прим.авт.). Большинство уже переселились по специальной программе –город предоставляет такую возможность.Ну так ведь для этого подняться надо, документы необходимые собрать, а они иэтого не хотят делать.

Вагончик для жизни

Хотя бабушки бабушкам тоже рознь. Ещепо дороге на остров Анна Ивановна рассказала: в планах у специалистов –поместить в реабилитационный центр двоих детей. Причина – отсутствие нормальныхусловий для проживания. Я еще тогда, помнится, подумала: «нормальные условия» –это такое абстрактное понятие. Как их оценить?

Теперь я точно знаю, что такоененормальные условия для проживания детей. Одно из жилищ, из которого комиссияпланировала забрать ребенка (двухлетнюю девочку), вагончик на берегу моря,буквально пропитанный запахом перегара и дешевого табака и окруженный злобнымисобаками. В нем вповалку существовали проспиртованные тела со смазаннымигендерными признаками – я, честно говоря, так и не поняла, кто из них женщина,кто – мужчина. И вот среди них несколько недель жила малышка, пока ее незабрала – накануне нашего приезда – родная мать. Женщина рожала второго и на время родов не могла дляпервенца найти ничего лучшего, чем притон-вагончик своей мамаши.

Последний наш визит был в дом Ксеньки– кучерявой и довольно болтливой пятилетки. Хотя дом – это сильно сказано: мрачная, грязная, неухоженная,по самые окна вошедшая в землю изба, в которой Ксюша живет с абсолютно слепойбабушкой, совсем непригодна для ребенка. Да и слепая женщина, честно говоря, нелучший опекун для малышки. Скорее Ксюшка опекает старушку по мере своихскромных детских сил – она ее поводырь. Во всяком случае, подъезжая к дому, мыстолкнулись с бабушкой, которую внучка за руку вела в магазин.

– А дома еще пьяный Сашка, –оповестил нас ребенок.

Действительно, третий жилец –старушкин племянник, пятидесятилетний Сашка (именно Сашка, отчество к такому вжизнь не приклеится) был неприлично пьян.

– Он приехал помогать ремонт делать,– объяснила женщина присутствие нетрезвого родственника.

Судя по дому, до ремонта рукиплемянника так и не дошли. Пока время он проводит в дружеских попойках – одиниз его дружков в момент нашего визита валялся пьянющий тут же на кухне.

Ивот этот пьяный дальний родственник вынужден ухаживать за маленькой девочкой –мыть, кормить ее. Родители у Ксеньки в принципе есть, только, похоже, дела имдо дочери никакого нет. Папа, по словам бабушки, на Рейнеке дачи строит – деньгизарабатывает. Мама где-то во Владивостоке личную жизнь устраивает, и,вероятно, ей при ее активных амурных похождениях пятилетняя девочка лишь обуза.

Понятно, что члены комиссии,посмотрев, как, с кем и где живет ребенок, решили Ксюшу забрать – хотя бывременно.

– Может быть, это заставит родителейзадуматься и вспомнить, что у них есть дочка. Пока мы ее поместим вреабилитационный центр «Парус надежды», а дальше… смотреть будем. Возможно,если родители не одумаются, будет идти речь о лишении их родительских прав, –пояснила специалист отдела опеки.

У Ксеньки, похоже, надежды народителей уже не осталось. Естественно, разревелась, когда ее стали собирать впоездку, и только после того, как ей пообещали купить белые туфельки (по еенастоятельной просьбе!), согласилась поехать в «гости к другим деткам». Но всюдорогу мечтала, что она обязательно позвонит бабушке и та все равно приедет изаберет ее обратно.

Кстати

Помочь неблагополучным семьямострова Попова могут все желающие. Для этого необходимо обратиться в адресуправления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Первомайскогорайона. Телефон 2614­-318.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО