Найти и удалить

Ежегодно в третье воскресенье июня в России отмечают День медицинского работника. Для многих медиков профессиональный праздник – обычный рабочий день, бывает, начинается он с экстренного вызова, и даже поздравить коллег времени нет.

12 июнь 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3553 (85) от 12 июнь 2014
852e2f3ea063dc298c617f16d9f621fc.jpg

Современный хирург должен быть не только врачом, но и инженером

– Никогда не загадываю наперед, получится ли праздник отметить, – сами понимаете, работа такая, что в любой момент могут вызвать. А в выходные всегда нештатных ситуаций больше, – говорит заведующий отделением нейрохирургии краевой больницы Родион Горбаренко.

Корреспондент «В» встретился с нейрохирургами краевой больницы накануне их профессионального праздника. Говорили о достижениях медицины, о тех огромных возможностях, которые дает хирургам новейшая медицинская техника – надо только успевать осваивать ее, а также о проблемах здравоохранения, в частности, о том, насколько доступна приморцам высокотехнологичная медпомощь.

…Автор одной из книг о медицине, выпущенной в Англии в середине 70-х годов, оценивал статус города и его развитие не по числу супермаркетов или развлекательных учреждений, не по чистоте улиц  или количеству общественных туалетов, а по развитию нейрохирургии. При этом учитывалось наличие современной медицинской аппаратуры, компьютеров в нейрохирургическом отделении местного госпиталя или клиники. А также операции, проведенные нейрохирургами, с благоприятным исходом для больного.

Если опираться на эти критерии, то Владивосток войдет если не в десятку, то в двадцатку самых развитых городов мира. И все благодаря нейрохирургическому отделению Приморской краевой клинической больницы. И это не осанна здешним врачам и медсестрам накануне Дня медицинского работника. И мы не умаляем значение врачей других специальностей: кардиологов, ортопедов, стоматологов, акушеров... Как говорит заведующий отделением нейрохирургии краевой больницы Родион Горбаренко, в медицине все специальности нужны. И особо подчеркивает, что основа основ в здравоохранении – это терапевты и семейные врачи, о которых в последнее время много говорят и пишут. Но речь сейчас о других...

Оптимальный путь к опухоли

Интенсивное оснащение нейрохирургического отделения краевой больницы современным медицинским оборудованием началось три года назад. Дорогостоящая импортная техника, о которой наши врачи еще недавно могли только мечтать, сегодня помогает им бороться с недугами пациентов. К примеру, был закуплен мобильный рентгеновский аппарат (С-дуга), позволяющий контролировать ход сложных операций на позвоночнике. То есть теперь хирург в режиме онлайн, без использования рентгеновских снимков может видеть, как и куда вкручивается специальный винт, соединяющий костную ткань. Это позволяет, во-первых, избежать ошибок. Во-вторых, сократить время операции, что благоприятно сказывается на состоянии пациента.

Сегодня весь мир стремится к малоинвазивной хирургии, чтобы во время хирургического вмешательства не повреждать здоровые ткани, а только ликвидировать проблему. И без использования современной техники и новых медицинских технологий здесь не обойтись. Например, для укрепления позвоночника после удаления грыжи вкручивают в кости четыре транспедикулярных винта. Лет пять назад больному надо было «распахать» скальпелем полспины. При этом травмировались шейные и другие мышцы со всеми вытекающими последствиями.

Сегодня делается разрез размером не более пяти миллиметров, и через него вводятся винты и стержни, стабилизирующие кости. Подобные операции в отделении нейрохирургии краевой больницы делают с 2010 года. Здешние специалисты первыми в Приморье освоили щадящие хирургические методы.

– При удалении опухолей на мозге мы используем аппаратнейронавигации. Его нам тоже закупила администрация больницы. Это большой плюснашему отделению. Каждый отдел мозга отвечает за что­-то очень важное. И чемменьше мы его разрушаем, тем меньше осложнений возникает у больного. Сегодняпри помощи навигации мы выбираем самый оптимальный путь к опухоли на мозге,чтобы ее удалить с минимальными потерями для головного мозга, – рассказалкорреспонденту «В» врач­-нейрохирург высшей категории Виталий Толокевич.

Образ заграницы меркнет…

– Нейрохирургия в отличие от другихвидов хирургии более всего зависит от материально­технического снабжения. Яимею в виду технику, которая находится в операционном блоке. Например,интра­операционный микроскоп позволяет нам делать микронейрохирургическиеоперации. Это основа хирургии головного мозга. Это сейчас является стандартом.Головной мозг без микроскопа не оперируется. Это касается опухолей, сосудистыхпатологий и многих других заболеваний. Микроскоп позволяет более качественновыполнять операцию, что, соответственно, отразится на ее исходе, – говоритРодион Горбаренко.

Проецируя его рассказ на нашу действительность, можно сказать,что дорогостоящие поездки за здоровьем в Китай, Корею или даже Сингапур ужетеряют свой смысл. Сегодня нашим специалистам, и не только нейрохирургам, посилам операции, которые раньше делали только за рубежом. Благодаря внедрению вотечественные больницы современной медицинской техники из сознания обывателейпостепенно вытесняется образ всемогущей иностранной медицины.

– Изначально микронейрохирургия пришла из­-за границы.Микронейрохирургия – это понятие зарубежное. Но сегодня в России эти операциистали обыденностью. Поэтому ехать за рубеж оперироваться, как правило, смысланет. Более того, сейчас все доктора обучаются как минимум в центральных клиниках страны. Как максимум – за рубежом. ВКорее, Германии, Сингапуре, Америке. И привозят оттуда знания. Сейчас все этостало доступно. И плюс Интернет. Сегодня все знания в Интернете, и мастер­классыв зарубежных клиниках тоже, – рассказал Родион Горбаренко.

Больные есть, квот нет

В здании краевой больницы, гденаходится нейрохирургическое отделение, установлены магниторезонансный томограф(МРТ), два компьютерных томографа (КТ), что очень удобно и для больных, и дляврачей. Если, к примеру, во время операции возникнет непонятная ситуация, топациента и его головной мозг можно тут же просканировать и рассмотретьпроблемный участок на мониторе.

И все-­таки компьютеры, навигация,супермикроскопы, МРТ и КТ, телемедицина – это всего лишь аппаратура, «железо», напичканное микросхемами ипроводами. Без человека вся эта техника ничего не значит. Лозунг времен СтраныСоветов «Кадры решают все!» в отделении нейрохирургии актуален до сих пор. Как,впрочем, и во всей медицине. По словам Родиона Горбаренко, в его отделенииострая нехватка младшего и среднего медперсонала, который выполняет основнуюрутинную работу. За копейки нет желающих работать в больнице уборщицами,санитарками, медсестрами. Когда я сказал, что в Корее медсестра получает вмесяц 5­6 тысяч долларов США, в ответ Виталий Толокевич показал мне своюрасчетку за май. Я не стану называть цифры в графе «Итого», чтобы не смущатьдепартамент здравоохранения Приморья. Но у заместителя заведующего отделением нейрохирургии докторамедицинских наук «ставка явно меньше, чем жизнь». И, как сказал бы в данномслучае Михаил Жванецкий, «это унизительно для коллектива». Ситуацию с зарплатоймедперсонала могли бы улучшить дорогостоящие операции по квотам. За выполнениетаких операций хирурги, анестезиологи, операционные медсестры получают доплату. Но Фонд обязательногомедицинского страхования (ФОМС) выделяет ежегодно не более 15 квот дляпациентов отделения нейрохирургии. Хотя в краевую больницу приезжают жители совсего Приморья. Кстати, дорогостоящее обследование на МРТ и КТ входит вперечень стандартных услуг для граждан, то есть их оплачивает ФОМС. Можно, конечно,заработать за счет платных услуг. Но не все нуждающиеся смогут их оплатить.Получается палка о двух концах. И решится ли эта проблема в ближайшем будущем,неизвестно.

И все-­таки не хочется заканчивать наминорной ноте. По словам Родиона Горбаренко, в его отделении работаетзамечательный коллектив врачей, медсестер, санитарок, которые возвращаютпациентам здоровье, качество жизни и хорошее настроение.

– Мы выполняем классические операции, которые приняты вовсем мире при стандартном лечении. Попасть к нам легко. Наши двери открыты дляпациентов. Мы преимущественно плановое отделение. За исключением сосудистойпатологии, – говорит Родион Горбаренко.

Автор: Сергей КОЖИН