Выдворенцы на шее

Согласно данным УФМС России по Приморскому краю, на территории региона находится 89 тысяч зарегистрированных иностранных граждан. Из них только граждан Узбекистана 32165 человек.

5 июнь 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3549 (81) от 5 июнь 2014
71d735da74902bb12e97bebed9a36b9e.jpg

Нелегальные гастарбайтеры слишком дорого обходятся налогоплательщикам

Но сколько сегодня нелегальных гастарбайтеровв Приморье, никто не знает. И, судя по всему, их численность только растет.

Исключительно женские романы

Нелегалы прибывают в наши края разными путями, но покидают по проторенному маршруту: через спецприемник-распределитель в городе Артеме, далее самолетом из Владивостока до Москвы. А из первопрестольной – на историческуюродину либо по воздуху, либо поездом.

На минувшей неделе из Приморьядепортировали шестерых узбеков и одного турка.

Максуд Маликов приехал вПриморье из Самарканда восемь лет назад. Обосновался в одном из городов края.Вкалывал на стройках разнорабочим, грузчиком на овощных базах и в магазинах. Поего словам, в России он приобрел много профессий, и теперь ему по плечу любаяработа. Наладилась и личная жизнь: познакомился с девушкой, они решили создатьсемью, а через девять месяцев избранницаМаксуда подарила ему дочь. Их брак – неофициальный, потому как его временноеразрешение на проживание в России давно закончилось.

Максуда задержал нарядпатрульно-постовой службы в Уссурийске, где онработал на стройке. Перед депортацией он четыре месяца провел в спецприемнике,дожидаясь оформления документов на выезд. Парень признается, что непременновернется в Приморье, но уже легально.

– Я уехал из дома, когда мне исполнился 21 год. Хотел мирпосмотреть, побывал во многих местах, а в Приморье задержался. Наверное,навсегда. У меня здесь семья, ребенку один год и четыре месяца. Вернусь, сженой официально зарегистрируемся. ВСамарканде тоже работа есть, но родственники не поймут, почему я женился нарусской, – рассказал Максуд.

На момент моего визита в спецприемник таких, как Маликов, здесьнаходилось около 50 человек. Сюда, в двухэтажное здание бывшей школы, свозят нелегаловсо всего края. Всего же с начала года вэтих стенах дожидались выдворения 122 нелегала. В основном это узбеки, таджики,киргизы. Реже армяне, белорусы, украинцы, дагестанцы, корейцы, китайцы и турки.Многие «отдыхали» по полгода.

Узнав, что в учреждении журналист, мигранты тут же поспешили кпредставителю прессы с жалобами.

– У нас отобрали телефоны, и нет телевизора! Разве это жизнь безинформации? – негодовал один из протестующих.

– Мы кушаем овес! Вы сами посмотрите, что мы едим, сейчас завтракпривезут, – возмущался другой.

– И читать нечего! Газет нет, в шкафу одни женские романы, –говорит третий (шкаф – это библиотека в коридоре. – прим.авт).

На вопрос корреспондента «В», почему они не пишут по этому поводуписьма в соответствующие инстанции, ответ нелегалов был прямолинейным:

– Бесполезно! Наши жалобы до первого унитаза.

– А вы что, прибыли в Россию нелегально и рассчитывали на лаваш смедом? – спрашиваю у «протестантов», понимая, что мой вопрос им не понравится.Но сами напросились.

В ответ тишина: мужики,опустив головы, расходятся по комнатам читать женские романы и свежие номерагазеты «Владивосток», привезенные мной в качестве «гуманитарной помощи».Телефоны, кстати, изымаются у нелегальных мигрантов на законном основании.

Оповещатьзаранее

Турецкоподданный Мурат Вашипопал в спецприемник из аэропорта Владивостока, когда он возвращался домой. Еговзяли в момент регистрации. У парня не было разрешения на въезд в Россию.

До приезда в Приморье Муратчетыре года жил в Баку, там у него семья, родители. В столице Азербайджана унего была своя кондитерская. Бизнес развивался успешно, но кто-то ему сказал, что на окраине России, на берегуТихого океана, можно открыть свое дело. Мурат мечтал организовать воВладивостоке свою кофейню с фирменной «турецкой» выпечкой и мороженым. Хотя по-русски он ни бельмеса.

Проведя год в столицеПриморья, кулинар так и не смог здесь прижиться. Его подставили знакомыеазербайджанцы, продав парню фальшивый патент на работу в России…

Мурат Ваши покидает Приморье собидой на россиян. Но это исключительный случай.

– Все выдворяемые – людиадекватные. С нашей стороны отношение к ним тоже нормальное. Нелегалы хотят какможно скорее попасть домой, поэтому никаких обид и претензий они невысказывают. Многие обзавелись здесь семьями и детьми, поэтому хотят вернутьсяв Приморье. У всех проблемы с документами: либо их вообще нет, либо онипросрочены. На их восстановление уходит по нескольку месяцев, – говоритсудебный пристав специализированного отдела оперативного дежурства МихаилБотнарь.

Возглавляемой им группесудебных приставов-исполнителей из семи человекпредстоит сопровождать шестерых нелегалов до Москвы на самолете. Перелетоплачивает государство, то естьналогоплательщики. Как и пребывание в спецприемнике.

Михаил Ботнарь признает, чтотакие гастарбайтеры слишком дорого нам обходятся, и в то же время несоглашается, что надо запретить въезд мигрантов в нашу страну.

– Я считаю, что этихграждан надо оповещать заранее, перед прибытием в Россию, что после окончаниясрока регистрации им надо покинуть нашу территорию или продлить срокпребывания. В принципе, люди они не плохие. Пьяниц и бандитов среди них нет.Все они работяги. Они приезжают к нам, чтобы заработать денег для своих семей.Я уже много раз ездил на выдворение, и никаких эксцессов с ними не было, –говорит Михаил Ботнарь...

По данным УФМС России по Приморскому краю, в 2013 году за пределынашей страны выдворено 2580 иностранных граждан. Всего же, согласно недавнооглашенным данным Федеральной миграционной службы, в России проживают около 16 миллионов гастарбайтеров.Больше половины из них – нелегалы. При этом, как сообщил прессе руководитель Федеральной миграционной службыКонстантин Ромодановский, за последние годы количество мигрантов, въезжающих натерриторию РФ, увеличилось на треть. Половина из них прибывает из республикСредней Азии и Северного Кавказа, тому способствуют условия безвизового режима.Кроме того, изменилось и качество приезжих. К примеру, нынешнее поколение гастарбайтеров, буквально оккупировавшееВладивосток, выросло в постсоветские времена. О Союзе нерушимом эти люди знаютпонаслышке, поэтому понятие «братство народов» им неведомо. Они менееподготовлены для общения с нашим населением, есть и языковые проблемы, и профессиональные.Отсюда и многочисленные проблемы. В том числе и криминальные. Но это уже инаяистория.

И еще: если бы при пересечении границы с каждого гастарбайтеравзимался депортационный сбор, как это делают в западных странах, а при первомже нарушении миграционного законодательства он отправлялся к себе на родину, топроблем с нелегалами было бы меньше. При этом избавление отнедисциплинированных иностранцев происходило бы для России без малейшихбюджетных затрат, а возможно – даже с определенной прибылью для государства. Апока они возвращаются на родину за счет россиян.

Автор: Сергей КОЖИН