Господа офицеры, детей на весла!

Прошедший Международный день защиты детей просто обязывает нас обратиться к этой теме в историческом плане. Дети во все времена нуждались если не в защите, то уж в общей заботе – точно. Понимало это и государство, но больше надеялось на общество.

4 июнь 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3548 (80) от 4 июнь 2014

Развлечений для подрастающего поколения в дореволюционномВладивостоке было мало и не для каждого

Казаки-разбойники

Интересная тема: игра в казаки-разбойникисуществовала всегда, причем разбойники были отрицательными персонажами, а казаки– положительными. При советской власти идеологическое наполнение как-то ушло, ноназвание, как ни странно, осталось. Причем просто играли «в войну», уже не разделяясьна казаков и разбойников. А вот теперь нет в детской среде (по крайней мере городской)ни названия, ни самой игры. Почему – неясно. Полагаю, что даже слово «казаки» многимсовременным подросткам непонятно. Ну хоть в полицаев-преступников не играют, и тохорошо…

Для сравнения с современностью– цитата из газеты «Владивосток» за 1896 год: «На улицах около Тигровой батареидети-гимназисты, вооружившись хоть детскими, но все же саблями с острыми лезвиями,встречая по вечерам детей других партий, нападают на них, обнажая оружие, махаютим над головами противников, грозя зарубить. А последние, не имея денег купить этооружие, убегая от них, хватают первый попавшийся камень и бросают в обидчиков. Догреха недалеко, могут пострадать и те и другие». Вот такая классовая борьба в детскомварианте. Причем заметим, что до революционных событий в России было еще очень далеко.

Хотя хулиганами и даже малолетнимипреступниками могли стать отпрыски вполне благополучных семей. Газета «Владивосток»в 1904 году сообщала: «На днях обнаружена была приставом 1-го участка целая шайка мальчуганов-воришек, «атаманом»которой был некто Литвинцев. Шайка кроме мелкого воровства производила кражи совзломом. Большинство членов этой шайки, состоявшей из 6 человек, дети местных мещан-домовладельцев». То есть из семей далеко не безденежных.В подобных случаях в качестве наказания в прошлое время обычно применялись розги.Говорят, помогало.

Опасно быть ребенком

Конечно, детям, особенно бедным,всегда было непросто жить. Если учесть, что большинство населения Дальнего Востокабыли переселенцами, беды этих семей начинались с долгого пути. По дороге через Сибирь,занимавшей обычно два года, от болезней и голода гибло немало детей. Не лучше обстояло дело и при переселении морскимпутем, через два океана. Хотя такое путешествие занимало около полутора месяцев,оно тоже сопровождалось болезнями, а нередко и жертвами. Духота, качка, недостатоклекарств, плохое питание сказывались в первую очередь на детях. Вот что сообщалагазета «Восточный вестник» в июне 1899 года:

«На пароходе Русского обществапароходства и торговли «Одесса» прибыли переселенцы в количестве 1771 чел. Все этовыходцы из Полтавской губ. Трюмы битком были набиты этим живым грузом, и вследствиетакой огромной скученности переселенцев между детьми последних развилась огромнаясмертность: за 40-дневный переход их из портаОдессы умерли 65 детей. Это страшно много. Одной корью переболело 275 детей, отосложнений которой погибло 45 детей. Было 9 случаев дифтерита, от которого умерлочетверо. 25 детей погибли от истощения, один от дизентерии. Несколько детей задохнулосьвследствие огромного накопления угольной кислоты в трюмах и лазарете… Это первыйопыт перевозки переселенцев на пароходе РОПТ. Ужасный опыт, за который платят невинныедети! Хорошо, если он будет последний».

Конечно, малолетним угрожали идругие беды, причем даже в относительно благополучном и цивилизованном Владивостоке. Если сейчас можнопопасть под автомобиль, то раньше опасность представляли извозчики, а то и простотротуары. Подтверждение этому – сообщение газеты «Дальний Восток» от июля 1909 года:«Вчера, около пяти часов дня, проходившая лет шести девочка по мосткам около соборапопала между досок и, очевидно, получила сильный ушиб, так как ее без памяти посадилина извозчика и отправили к доктору. Неужели на самом деле некому позаботиться, чтобыхотя бы на Светланской улице эти давно негодные мостки были заменены новыми и исправнымиили же устроить тротуар. Ведь то, что мы видели вчера, не есть частичное явление,а повторяющееся не однажды».

…И пирожок для Золушки

Заметим, что официальное – и никем не оспариваемое – отношение к детскомувопросу в прежние времена подразумевало деление детей на бедных и богатых. Представлялосьсоциально справедливым, что одни должны были получать образование и становитьсячиновниками, офицерами, врачами, учителями и юристами, а другим было уготовано оставатьсянеграмотными и трудиться на черных работах. Исключения были весьма редки: у насво Владивостоке можно назвать, пожалуй, только Николая Матвеева, который, начинаяс ученика литейщика, исключительно самообразованием добился положения члена городскойдумы, журналиста и издателя.

Конечно, и в дореволюционные временазаботились о нищих и беспризорных детях, но это были попытки отдельных граждан ичастных фондов – государство, как правило, оставалось в стороне. Благотворительностьв прежние времена была в чести: ею занимались власти и богатые компании, различныеобщества и состоятельные граждане, да и просто обыватели. Практически все крупныефирмы Владивостока буквально соревновались в том, кто больше средств выделил напомощь бедным, на оплату образования «несостоятельных», на устройство новогоднихелок и прочих праздников.

Вот цитата из местной газеты1900 года: «Наступает праздник Рождества, тот праздник, который целый год с нетерпениеможидается юным поколением, пользующимся в большинстве случаев в это время всевозможнымиудовольствиями, начиная от традиционной елки. Но среди этого поколения есть многои таких детишек, которые могут только смотреть бесплатно на безжизненные елки, выставляемыев окнах наших магазинов. Таких детей, как нам хорошо известно, найдется во Владивостокеочень много. Сделать и для них наступающий праздник праздником было бы более чемсправедливо и гуманно. Мы уверены, что нашлись бы и инициаторы, и жертвователи срединашего общества, всегда отзывчивого к таким целям».

Солнце, зеленьи «жанровый флирт»

Как говорится, дети – цветы жизни.Поэтому им нужны свежий воздух, солнце и вода, особенно летом. В городе лучшим местомсчитался сад «Италия», открытый в 1888 году и расположенный на необжитом Чуркине.Вот как его рекламировали местные газеты в начале прошлого века: «Приняты все старания,чтобы сад служил действительным местом отдыха и развлечения. Сад прекрасно освещен.По воскресеньям и праздничным дням имеющийся в распоряжении сада катер «Новь» отходиткаждые 10 минут от Адмиральской пристани. Цена за вход в сад вместе с переездомна катере туда и обратно – 20 коп. Дети бесплатно».

А вот очень актуальная статья подназванием «Детский парк» из газеты «Дальний Восток» 1905 года. Цитируем: «Сезоноблаков пыли, разносимой ветром по всем улицам Владивостока, вступает в свои права,а уйти от этого нездорового атрибута нашей жизни некуда: наши скверы … не представляюттех необходимых удобств, какие присущи другим городам, чтобы наши дети могли резвитьсясвободно, не рискуя попасть в свидетели «жанрового флирта»… Иначе придется разбиватьновый сквер на горе, где имеется в виду поставить памятник Александру III. Сюдапыль не долетает, почему для детей эта горка являлась бы пунктом, где было бы приятнои детской груди, и детскому глазу. Думается, что за 1,5-2 тысячи рублей легко можно бы сделать легкую оградку,расчистить площадку для детских игр и обсадить ее несколькими клумбами цветов. Дляначала и этого довольно».

В 1909 году, как ни странно, городскоевольно-пожарное общество оборудовало детскую площадку в городском саду (это гдесейчас площадь Борцов за власть Советов). Газеты сообщали: «Детские игры будут вестисьежедневно два раза в день – утром и вечером. Программа игр очень разнообразна иприменена к детям различного возраста». Позже идея организации детских площадокв городе получила развитие, в чем легко усмотреть аналогию с настоящим временем.В 1910 году во Владивостоке появилось «Общество содействия и устройства детскихразвлечений»: зимой оно устраивало бесплатный каток, обучало хоровому пению, игрена балалайке, танцам и выразительному чтению, а летом – гребному спорту на баркасахморского ведомства под руководством господ офицеров флота».

Немного о скаутах

Только в 1909 году российские властипоняли, что детьми надо заниматься по-государственному. К этому временив Европе набирало популярность скаутское движение. Его основателем стал английскийполковник Роберт Стефансон Смит Баден-Пауэлл (попросту Б-П.). Он был профессиональным военным, вернее, разведчиком.В 1907 году Б-П. организовал первый палаточный лагерь для подростков,а через год вышла в свет его книга «Скаутинг для мальчиков». Официальное движениебойскаутов было основано в том же 1908 году. Эту идею подхватил капитан 1-го лейб-гвардии стрелкового полка ОлегПантюхов, 30 апреля 1909 года организовавшийпервый «разведческий» патруль «Бобр» в Санкт-Петербурге.

Российский скаутизм весьма успешноразвивался, дойдя до самых окраин страны: в 1918 году даже выходил журнал «Владивостокскийскаут». Эти отряды смогли пережить две революции, Гражданскую войну и были официальнораспущены лишь в 1919 году. Вернее сказать, их организация была «переориентирована»в пионерскую. Но это уже совсем другая история…

По материалам газет из архива Общества изученияАмурского края


Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, действительный член ОИАК