Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Политика

Есть демократия – давайте ею пользоваться

Объявленная президентом Владимиром Путиным реформа местного самоуправления вызывает опасения у экспертного сообщества и политиков. Как она будет реализована в Приморском крае? Ответа на этот вопрос пока нет, потому как нет четкого проекта. Его должны выработать в течение полугода в краевом парламенте. Однако уже отмечено, что если будет избран план-максимум, то жители могут лишиться прямых выборов мэра, а чиновничий аппарат возрасти в два-три раза. При этом эффективность новой структуры может быть снижена.
Есть демократия – давайте ею пользоваться

Приморье ждет проект реформы местного самоуправления.С опасениями и надеждами...

План-максимум – это масштабный передел всей системы управления. Если провести его проекцию на Владивосток, то это разделение города, по сути, на пять муниципальных образований с пятью администрациями и думами при сохранении общегородских администрации и думы. Общенародных выборов мэра больше не будет. Градоначальника выбирать станут депутаты гордумы, которые, кстати, будут избираться из числа районных дум. Голос населения будет задействован только на самой нижней ступеньке власти – на выборах депутатов районных дум. Дальше уже все решат за них.

К зиме останемся без главы?

– Во-первых, это только один из вариантов, не сто процентов, что будет именно так, – поясняет Евгений Бочаров, депутат ЗС ПК. – У меня отрицательное отношение к новой модели. Мы уже имеем практику двоевластия в муниципальных образованиях, когда одновременно управлением города занимаются глава городского округа и сити-менеджер. Не знаю ни одного примера, где бы эта модель не закончилась скандалом.

Именно отмена прямых выборов мэра стала наиболее дискуссионной позицией реформы.

– Во-первых, возникает вопрос соперничества главы и сити-менеджера, их межличностных отношений, – продолжает депутат. – Во-вторых, в предложенном варианте реформыместного самоуправления депутатская комиссия по выбору мэра будет на 50 процентов назначаться губернатором. По закону губернатор не может влиять на местное самоуправление. Здесь же он имеет прямое влияние. Это неправильно. Глава города будет ориентирован на губернатора, а не на нужды муниципального образования. В-третьих, нет четкого законодательного разделения, за что отвечает глава городского округа, а за что – глава администрации. Мы получим номинального главу округа, который, как президент Германии, будет только резать ленточки. При этом вся ответственность будет ложиться на него, а все управленческие рычаги, в том числе и распоряжение бюджетными средствами, у него заберут.

– Руководителей органов местного самоуправления должен избирать народ, а не какие-то, пусть даже очень уважаемые, депутаты, которых избрали по отдельным округам, – прокомментировал Владимир Беспалов, депутат ЗС ПК. – Очень вероятно, что к зиме город может остаться вообще без главы. Уже говорят: мы, дескать, распустим городскую думу, глава будет лишен полномочий. Это смешно. За полгода мы должны принять решение. Это будет ноябрь. И еще месяц дается на реализацию – декабрь. Хотя я думаю, что холодный рассудок должен помочь и губернатору, и главе города, и Законодательному собранию найти компромисс.

Константин Межонов, депутат ЗС ПК, также отрицательно воспринимает инициативу о мэрах-назначенцах.

– Если мы говорим о демократии, когда единственным источником власти по Конституции является народ, давайте этим пользоваться, – отметил он. – На муниципальном уровне должны быть всенародные выборы глав муниципальных образований. Плюсов в разделении муниципального руководства я не знаю. Мы проходили это на многих территориях – в Лесозаводске, в Большом Камне и других. Мэр, которого избрали депутаты, и мэр, которого поддержал народ, это два разных управленца и два разных вида ответственности.

По словам политолога Сергея Гребенюка, населению, по сути, не будет с кого спрашивать за принимаемые решения.

– Я не верю в эффект коллегиальной ответственности, – сообщил он. – Если мы говорим о том, чтобы спрашивать с депутатского корпуса, это значит, ни с кого конкретного.

Таким образом, по мнению эксперта, жители потеряют рычаг давления на власть.

Взять и поделить

Еще один спорный момент грядущей реформы – это разделение Владивостока на пять муниципальных образований.

– Очередной возврат к прошлому, – прокомментировал Владимир Беспалов. – Такое разделение существовало в советское время. Но тогда была единая структура районных и городского исполкомов, подчинявшихся районным и городскому советам народных депутатов. Мы не знаем, что нам сейчас предложат. С учетом опыта последних 20 лет все-таки наиболее эффективный вариант – это единая структура: городская администрация и городская дума. Тем более что на данный момент уже есть действующие районные структуры – административно-территориальные управления. В любом случае в этом вопросе нужен референдум.

– У каждого муниципального образования будет свой бюджет, который зависит от сбора налогов. Это приведет к обособленному, различному развитию районов, – считает Евгений Бочаров. – Не будет единой бюджетной политики. К тому же пять муниципальных дум, пять администраций – это лишние траты бюджета. Число чиновников возрастет как минимум в два-три раза.

– Не стоит забывать, что у Владивостока есть своя специфика, – подчеркивает Константин Межонов. – Она говорит о неоправданности районного деления города. Взять Фрунзенский район – там нет земли под детские сады. Путевки для местных жителей даются в учреждения других районов. Как это впишется в новый формат внутригородского деления? К тому же нужно будет решить вопросы с благоустройством. Если сейчас созданы единые службы, которые этим занимаются достаточно эффективно, то понадобится создавать отдельные службы в каждом районе. Вдобавок у нас есть административно-территориальные управления, которые вынесены из мэрии на места. Они занимаются благоустройством, следят за территорией, ведут прием населения и транслируют запросы жителей в центр.

Президент и прецедент

Владимир Путин, подписав закон о МСУ, однозначно предостерег местные власти от чрезмерного реформаторского рвения.

– Определяя оптимальную модель организации местной власти, надо учитывать особенности наших регионов, национальные традиции проживающих там людей, народов и, конечно, нужно слышать жителей конкретных территорий. Именно участие граждан в принятии решения наполняет местное самоуправление подлинным смыслом, – подчеркнул президент.

– Изменения, внесенные в 131-й ФЗ, не обязывают, а делегируют право субъекту РФ изменить структуру организации местного самоуправления, – прокомментировал Константин Межонов. – В законе не прописано однозначно, должен ли быть сити-менеджер или нет. Все отдается на откуп краевой власти. Существующая система – городская дума и всенародно избранный глава – не противоречит действующему законодательству. Более того, мотивацией реформы МСУ может быть увеличение эффективности и приближение местной власти к народу на тех территориях, где это необходимо. Во Владивостоке когда-то были полноценные районы. Потом было принято решение объединить их в единую структуру. И решение было принято как раз с точки зрения эффективности – за меньшие средства достичь максимальной управляемости города.

Кстати, в России уже есть прецеденты, когда региональные власти решают оставить все так, как есть. Знаменателен опыт Иркутской области, где губернатор Сергей Ерощенко волевым решением поставил точку в вопросе реформы МСУ. Он внес в региональное Законодательное собрание законопроекты, согласно которым глав местного самоуправления и органов представительной власти в муниципальных образованиях будут выбирать прямым голосованием жители территорий.

Согласно окончательной редакции 131-го закона именно региональная власть в лице правительства и Законодательного собрания должна решить, оставлять ли в каждом из муниципальных образований прямые выборы мэра, организовывать ли в городских округах внутригородские районы. Но решение об отказе от прямых выборов должны приниматься только с учетом мнения населения конкретного муниципалитета, которое может быть либо выражено на общественных слушаниях, референдуме, либо сформулировано местной думой. В любом случае власть обязана спросить народ. Будем ждать этого вопроса.

Автор : Сергей ПЕТРАЧКОВ

В этом номере:
Крышам добавят зелени
Крышам добавят зелени

Первое в нынешнем году заседание Градостроительного совета Владивостока при администрации города обошлось без острых дискуссий и бурных споров. Заслуженные и авторитетные эксперты были практически единодушны в оценках представленных проектов: экологии – да, скученной застройке – нет. Вниманию специалистов предлагались жилой, административно-жилой и гостиничный комплексы в разных районах города.

Война фантиков завершится банкротством?
Война фантиков завершится банкротством?

Входящий в состав холдинга «Объединенные кондитеры» концерн «Бабаевский» 30 мая подал в Арбитражный суд иск с требованием признать ОАО «Приморский кондитер» банкротом. Сумма иска составляет 4,5 млн рублей.

Куклы играли, учились лепке и оригами вместе с детьми

В воскресенье, 1 июня, в приморской столице управление по исполнению программ по поддержке населения администрации Владивостока организовало праздник, посвященный Дню защиты детей для мальчишек и девчонок с ограниченными возможностями по состоянию здоровья.

Неплательщиков оставят без света

В Приморье энергетики грозят отключить от энергоснабжения за долги перед ОАО «ДЭК» почти 200 тыс. потребителей.

О жизни горожан расскажет антиквариат

Необычный проект «Душа вещей» представят горожанам в рамках празднования 154-й годовщины со дня основания Владивостока.

Последние номера
журнал
газета
газета
газета