Слишком добрая для двоек?

Финалист конкурса профессионального мастерства, организованного администрацией Владивостока, и всероссийского конкурса «Молодой специалист» преподаватель английского языка школы № 28 в педагогику попала, можно сказать, случайно, но удачно и, похоже, надолго…

28 май 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3544 (76) от 28 май 2014

или О пользе случайных педагогических генов

Бывает так: мечтаешь о профессии, готовишься к ней, а витоге, проучившись долгие годы и проработав столько же, выясняешь – нетвое. Редко, но бывает. А бывает идругое: случайно ткнув пальцем в справочник абитуриента (вернее, в егоэлектронный аналог), совсем необдуманнопоступаешь, учишься. И понимаешь: руку явно Бог направил. Тоже редко, но случается. Приблизительно подобное произошлои в жизни Алисы Живодровой. Хотя правильнее будет сказать: Алисы Александровны– учителя можно называть только по отчеству.

– Поступила на английскую лингвистику совершенно случайно,просто времени думать над выбором профессии уже не оставалось, – откровеннопризнается Алиса Александровна. – Впрочем, выбор был не совсем уж неосознанный– я серьезно увлекалась языками, поэтому и выбрала эту специализацию. Ну уж вшколу в то время я точно не планировала идти.

Хотя, честно говоря, она и в школу попала случайно. Послеуниверситета сразу искать работу не стала. Устроила себе капитальныйполугодовой отдых – мало ли когда еще удастся так отдохнуть, после того как наработу устроится. А потом долго раздумывать не стала и пошла в школу, ведь незря же столько лет педагогике училась. Наверное, сыграл свою роль и одинслучайный семейный ген – прабабушка была учителем начальных классов. Хотя, чтоскрывать, первое время Алисе было очень тяжело.

О летающих партах

– Нельзя сказать, что я ни разу непожалела о своем выборе. Порой до слез доходило, – рассказывает АлисаЖиводрова. – Скажу больше, иногда думала: все, хватит с меня, ухожу. Что я сосвоим английским другой, более спокойной работы не найду?! Но школа, знаете,затягивает. Дети и забирают у тебя энергетику, но и с лихвой ею заряжают. Так что, по большому счету,много, очень много положительных моментов приносит эта работа.

Поначалу сложно было и знания до ребят донести. Даже простонайти общий язык с ними и то не всегда удавалось. Ребята ведь очень разные,есть те, кто легко идет на контакт, а есть сложные. Было дело, у меня на урокахученик партой бросался. И только сейчас ко мне приходит опыт: какие-тонюансы начинаю постигать – те, которые можно узнать только на практике. Ипотихоньку узнаю детей. Это долгий процесс.

Алиса Александровна не только предметник, она еще и классныйруководитель у девятого класса. Причем ведет этих ребят практически все своитри школьных года.

– Понимала, что первое время много делала не так. Мне мойкласс достался уже сформированным, со своим укладом, со своими характерами. Иродители меня всерьез не воспринимали, на собрания не ходили. Но их тоже, наверное,можно было понять: я, только-только университет окончившая, какойдля них авторитет? Но все-таки удалосьорганизовать родителей для совместной работы. Училась у старших коллег, много,очень много читала педагогической литературы. Так что сейчас я, можно сказать,уже свысока смотрю на свой ранний педагогический опыт, отмечаю и анализирую всеего недостатки.

Дружба дружбой…

На одном из городских конкурсов профессионального мастерствадля педагогов, на котором автору материала довелось присутствовать, педагогипоспорили на тему: может ли и должен ли учитель быть другом для учениковили достаточно просто давать ученикузнания? Надо сказать, что и у того и у другого мнения были свои убежденныесторонники.

У Алисы позиция однозначная:

– Ребенок идет в первый класс и еще не знает своего учителя,но тот уже для него является авторитетом. «Мне учитель сказал сделать именнотак, а не иначе», – утверждает он в спорах с родителями. Я слышала фразу отпедагогов со стажем, которая меня очень впечатлила: авторитет учителя – аванс доверия. Так вот, ребенокдолжен доверять учителю. Если ты доверяешь, то ты, естественно, хочешь бытьдругом этому человеку.

Однако дружба дружбой, но двойки Алиса Александровна всеравно ставит.

– Но только тем, кто не работает, – сразу предупреждаетучитель. – Если я вижу, что человек старается, но у него не получается,конечно, я пойду ему навстречу. А есть такие, которые даже не пытаются учиться,а я знаю, что они могут. Вот им двойку поставить у меня рука поднимется. Хотябольшая моя проблема в том, что я очень добрая и не люблю ставит неудыученикам, – смеется она.

И вновь просинхрофазотрон

Отвечая на вопрос, что сложнее, донести знания по предметуили найти общий язык с ребятами, она не мучилась с размышлениями.

– Все важно в комплексе – нужно воспитывать, обучая. Хотя, конечно, сложно и воспитать в человекеличность, и обучить его, дать ему знания в том объеме, чтобы он не только смогих усвоить, но и применить на практике. Сейчас современные стандарты требуют отнас очень много, порой, кажется, невозможного, но мы стараемся. Вы знаете,сейчас ведь существенно выросли и требования к самим ученикам: сложность уже втом, что от ребенка требуется более быстрое усвоение материала. Для примера:если раньше на его освоение давалось полтора – два года, то согласно нынешнимстандартам сроки, за которые ребята должны усвоить материал, сократилисьпрактически в два раза. Понятно, что нагрузка на детей и учителей возросла.

На семинарах (администрация Владивостока обеспечиваетнепрекращающийся процесс обучения педагогов, поскольку закон об образованиивнес в нашу жизнь многочисленные новшества) в нас закладывают необходимыеметодические и образовательные базы, адаптируют к понятиям, которые требуютновые методики.

Учителем быть модно?

Странно, наверное, было бы в разговоре с молодымспециалистом не удивиться ее выбору в связи с непопулярностью профессии.

– А все, непопулярность уходит в прошлое. И вообще, обуровне престижности профессии, наверное, можно судить по числу молодыхспециалистов, которые приходят работать в школу, – на самом деле их не так уж имало в последнее время, – отмечает Алиса.

В какой-то степени на мнениеобщественности повлияло и то, что вшколе активно вводятся интерактивные технологии и зарплата повышается.

– У молодых специалистов вполне адекватная заработная плата– тридцать тысяч рублей выходит. Во-первых,благодаря городской программе по привлечению молодых специалистов всемпришедшим в школу выпускникам вузов выплачиваются подъемные в размере пятидолжностных окладов. Кроме того, в соответствии с той же программой к нашемуокладу ежемесячно идет существенная прибавка, которая составляет еще полтораоклада. Если нужно больше заработать, возможность есть – классное руководство,какие-тодополнительные кружки. Ну а после, когда статус молодого специалиста уйдет впрошлое, придет опыт, надбавки за молодость сменят надбавки за категории.

Вот так, совершенно случайно попав в педагогику, Алисауверена, что останется в ней надолго.

– Если и уйду из школы, то, может быть, только затем, чтобыоткрыть свою школу…

Амбициозно? Ну так ведь амбиции учителю не помеха…

Автор: Лика ТКАЧЕНКО