Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Парк культуры

Сказка с хорошим концом

Владивосток Евгения и Оксаны Осиповых узнать очень легко. Если с картины на вас смотрит удивительно уютный, чуть сказочный, очень теплый – и обязательно со светящимися, зовущими окнами старинных особнячков – город, значит, это работа Осиповых. Они любят, знают и видят Владивосток именно таким.
Сказка с хорошим концом

Хрущевки уже обретают художественность, а вот «крейсера» еще не созрели

В город у моря Оксана и Евгений приехали учиться после окончания Новоалтайского художественного училища. Из всех возможных вариантов выбрали Владивосток, и это притом, что у Оксаны, например, было направление в институт имени Сурикова в Москве.

Утром увидели – дух захватило

– А все потому, – улыбается Оксана, – что мы выбирали сердцем. Мне всегда хотелось жить у моря. Еще в детстве побывала в Одессе, увидела Черное море, и это впечатление осталось навсегда. И когда встал вопрос о высшем образовании, единственным городом, который стоял на море и имел институт искусств с художественным отделением, был Владивосток. Так и решили. Приехали и поняли: не ошиблись. Хотя, признаюсь, не сразу поняли.

Прибыли мы глубокой ночью. Шел дождь. Мы шли пешком от железнодорожного вокзала по Корабельной набережной, а потом в сопку – на Суханова, где находились общежития. И так, казалось, долго шли – с чемоданами, с этюдниками, с холстами. Я думала: боже, как здесь живут люди, по таким горам ходят?! А утром, когда мы встали и подошли к окну, то увидели город после дождя, залитый солнцем, море, на котором играли блики, увидели корабли… Дух захватило! Мы схватили этюдники и побежали к морю рисовать – на Корабельную набережную.

Вряд ли тогда, в начале 90­-х, супруги Осиповы могли подумать, что виды города станут их вдохновением, что по их пейзажам, подписанным знаменитым «велосипедом» (фирменная подпись Осиповых – два О, соединенные меж собой Е), люди будут влюбляться во Владивосток.

О том, что греет душу

– А когда возник ваш знаменитый велосипед-подпись?

Евгений (считая в уме): – 93-й… 92-й… Нам только что открывшееся американское консульство заказало пять или шесть работ с видами города. На них впервые наша общая подпись и появилась.

Оксана: – Мы учились и вошли в самостоятельную творческую жизнь во времена, трудные как для страны, так и для ее граждан. Перестройка, 90-е… Искусство никому особенно не нужно было. Но в город стали приезжать иностранцы, они покупали картины. И когда открылась «Ностальгия», художники свои работы понесли туда. Вообще тогда продавать картины, писать на продажу было неприлично, что ли. А стипендия маленькая, мизерная, жить как-то нужно было. Женя устроился работать. А я, помню, делала брошки. Ракушки собирали на берегу – белые-белые. Приделывали к ним застежки. А я рисовала на ракушках миниатюры – гейша с сакурой, гейша с трубкой.

Евгений: – Недавно в супермаркете увидел на платье у одной из покупательниц брошку Оксаны. Изумился – ведь столько лет прошло! Присматриваться было неудобно – брошка была на декольте, но и взгляд отвести сразу не мог.

Оксана: – А потом к Жене на работу зашла одна американка, увидела наш с Женей этюд – вид Владивостока. И купила. Мы подумали: ну надо же. Собрали городские пейзажи, что-то доделали. И отнесли в «Ностальгию». И они продавались. Но интересно, что деньги, которые мы получали за эти работы, нами как заработок вообще не воспринимались. Казалось, что это просто удача, с неба упало.

– А когда вы стали осознавать, что это и есть ваш заработок, ваша работа?

Евгений: – Я работал где мог. Сторожем. В рекламном агентстве. Еще где-то. Ксюша работала. Всегда вроде на службе. А писать не переставали.

Оксана: – Вот когда появились заказчики, тогда мы поняли, что наше творчество может приносить деньги. Я знаю, многие художники не любят писать на заказ, мол, ниже достоинства и так далее. Для меня же люди, которые умеют писать на заказ и делают это честно, – молодцы. Я это уважаю. И знаете, как это замечательно, когда заказчик приходит, смотрит на работу и говорит: о, это именно то, что я хотел. Это греет душу.

– Когда вы поняли, что доросли до первой выставки?

Евгений: – Когда я психанул и бросил работу. В рекламном агентстве сказали: работать будете больше, а получать меньше. Я закрыл эту дверь и открыл другую. Вот так, на решении, что отныне мы занимаемся только живописью, и родилась первая выставка.

Кстати, у нас всегда проблема набрать работы на выставку. Их всегда меньше, чем нужно. Мы пишем небыстро, без суеты. И к каждой выставке стараемся не продавать работы или просим покупателей потом дать разрешение выставить. Не все, кстати, соглашаются.

Город для двоих

– На ваших общих работах – ваш общий Владивосток? Или где-то он больше Оксаны, а где-то – Евгения?

Оксана: – Нет, мы уже 26 лет вместе и настолько вросли друг в друга, что нам нравится одно и то же. Если кому-то из нас не нравится место, картина просто не состоится.

– И у вас не бывает разногласий?

Оксана: – Конечно, бывают! Особенно когда мы пишем портреты. Один видит человека так, другой – иначе. Нет, мы не льем елей ежедневно, споры случаются часто, но это естественно. Иначе творчества не бывает. Просто мы научились разделять обиды, не вносить их в личную жизнь, в семью. И стараемся держать этот разумный баланс.

Как только мы состоялись как семейная пара, мы тут же состоялись как творческий союз. И это естественно – подойти, когда Женя работает, или он подходит, когда работаю я, и сказать: может быть, тут что-то изменить.

Евгений: – А часто бывает, что говоришь: возьми да покажи. И подходишь, показываешь.

Оксана: – Поэтому я не могу вспомнить даже, когда же мы написали первую совместную работу. Это само собой произошло.

– Во всех ваших работах Владивосток такой теплый, такой романтический.

Оксана: – Мы так его видим. И ничего не приукрашиваем. Владивосток правда такой, как на наших работах. Мы стараемся сохранять в себе то первое ощущение от Владивостока: когда проснулись, подошли к окну, а там – море в бликах, умытый дождем, сверкающий на солнце город. Наш город – это реальная сказка. Сказка с хорошим концом, я в это верю.

– Вас привлекает старый Владивосток. Современные микрорайоны типа 71-­го, наверное, не могут вызвать вдохновения в художнике.

Евгений: – Могут. Они просто пока не созрели. Вот хрущевки уже становятся живописными, в них проявляется некий ореол.

Оксана: – Город должен развиваться и строиться, я понимаю. Просто хочется, чтобы застройщики серьезнее относились к архитектуре, к красоте зданий. Думаю, мы к этому придем. Перерастем эту болезнь.

– Вы стремитесь к тому, чтобы люди узнали место, которые вы пишете?

Оксана: – Нет. Мы пишем то, что нам нравится, а люди уже сами пытаются узнать место. И у нас даже есть работы, где соединены несколько мест в некий общий пейзаж… Это не сам Владивосток, а эмоциональное ощущение от него.

– Вы свое будущее связываете с Владивостоком?

Евгений: – У нас все время чемоданное настроение, поэтому, может быть, такая пронзительность и в работах…

Оксана: – Все наши родные живут в Москве, в Сибири и все время нас зовут. Мы упираемся.

Евгений: – Да уже просто интересно остаться и посмотреть, каким же оно будет, будущее Владивостока.

Оксана: – Собраться и уехать – нет ничего проще. Но хочется остаться.

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

В этом номере:
Однажды, музейной ночью…
Однажды, музейной ночью…

В «Ночь музеев» во Владивостоке впервые открыли свои двери сразу несколько учреждений, сохраняющих прекрасное и историю. Подключилось к музейному празднику и одно экскурсионное бюро. Корр. «В» ожидаемо не смог побывать везде, но кое-какими путевыми заметками все-таки готов поделиться с читателем.

Кто поможет«потеряшке»?
Кто поможет«потеряшке»?

Владивосток, 15 мая. Около 17 часов на высокой посадочной платформе железнодорожного вокзала был найден 7-летний мальчик. Он спрашивал у взрослых, как доехать до Партизанска, просил копеечку и заглядывал в урны.

Хронограф Победы

Из сводок Совинформбюро с 15 по 21 мая 1944 года

Студотряды открывают трудовой сезон
Студотряды открывают трудовой сезон

В конце мая начинается трудовой студенческий семестр. Порядка 300 бойцов студенческих отрядов Владивостока отправятся на путину, 69 человек будут трудиться на стройках, 450 ребят станут вожатыми, 25 – представителями экологического отряда «Тигр», еще 240 поработают проводниками.

Нанкин ждет Дашу из Владивостока

Волейболистка из «Приморочки» Дарья Рудых представит наш край на юношеских Олимпийских играх, которые пройдут в Нанкине в августе этого года.

Последние номера
газета
газета
газета
газета