Гипермаркет с «зеленым секретом»
Во Владивостоке в выставочном зале учебно-научного музея ДВФУ «Артэтаж» проходит 17-я региональная выставка-конкурс архитектурно-дизайнерского творчества молодежи «Параллели-2014». Одним из наиболее ярких и перспективных для дальнейшей реализации проектов стал «зеленый» гипермаркет на Первой Речке студентки 5-го курса Инженерной школы университета Яны Марус.
Его для родного городапроектируют студенты ДВФУ
Подкова на склоне
Как это ни парадоксальнозвучит, истоки современной европейской моды на «зеленую» (экологичную, комфортную)архитектуру торговых центров можно найти еще в XIXвеке, в архитектуре «Хрустального дворца» английского садовника Джозефа Пакстона.Громадная галерея из железа и стекла площадью 90000 кв. м, защищавшая от непогодыи сохранявшая солнечное тепло, осталась излюбленным местом прогулок жителей Лондонаи после завершения Всемирной выставки 1851 года.
Лучшие современные торговыецентры и комплексы давно перестали быть только местом реализации товаров и сталиместом встреч, развлечений и отдыха. Это потребовало более внимательного отношенияк комфорту окружающей территории и самих торговых залов, к разработке специальныхприемов ветрозащиты и регулирования инсоляции общественных пространств. Поэтомуразработка подобного торгового центра на реальных площадках родного города сталатемой очередного курсового проекта второй «зеленой» архитектурной мастерской кафедрыархитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ. Студенты проектировали зданияв реальной городской среде – в районе Первой Речки, на проспекте 100 лет Владивостокуи в Голубиной Пади. Авторы этих проектов Александра Коломоец, Антон Санцевич, МариамВартанян, Дмитрий Щукин, Яна Марус. Кстати, работы Александры и Дмитрия в ноябреотправятся на Всероссийский конкурс экопроектов. А проект гипермаркета «Зеленаяволна» на улице Некрасовской во Владивостоке (автор – студентка 5-го курса Яна Марус)участвовал этой весной в конкурсе национального архитектурного рейтинга «Золотаякапитель», вошел в шорт-лист рейтинга и был награжден Серебряным дипломом. Зданиепредполагается разместить в Голубиной Пади – одном из самых ветреных зимой меств городе. Долина в виде воронки, основанием раскрытая на северо-восток, собираетогибающий сопку Орлиное Гнездо ветер и разгоняет его вверх по склону. Склон междуулицами Гоголя и Некрасовской северный, поэтому к ветру зимой добавляется и дефицитсолнечного тепла. Яна предложила здание-пассаж в форме подковы, развернутой внешнейстороной к ветру, а внутренней — к солнцу. Благодаря этому холодный ветер обтекаетвнешний контур, а во внутреннем дворе-амфитеатре всегда тихо. Витражи комплексане только пропускают свет и сберегают тепло (селективный витраж отражает до 90 процентовлучистого тепла в торговые залы и по теплоизоляционным свойствам близок к кирпичнойстене в полметра и больше). Интегрированные в витраж и жалюзи фотоэлементы вырабатываютэлектричество на солнечном свете, солнцезащитное покрытие стекла защищает от перегревалетом. Подземная парковка позволила создать платформу в основании гипермаркета иподнять основные помещения для посетителей к солнечному свету, выдвинуть их из тенисеверного склона.
Магазин с теплицей
Безусловно, современнаяархитектура не только повторяет идеи прошлого, но и предлагает свои, подчас совершеннонеобычные. «Зеленый» торговый центр сегодня не только сберегает тепло и электроэнергию.Городская ферма – новая тенденция в современной экологической архитектуре, пришедшаяк нам из городов Америки и Европы. Выращивая овощи и фрукты под боком у потребителя,мы сокращаем выбросы парниковых газов при консервации и транспортировке продуктов,да и экохарактеристики таких продуктов несравненно выше привозных (вспомним популярнуюкогда-то у горожан продукцию тепличного хозяйства с «Зеленого Угла»). В гипермаркетеАлександры Коломоец центральный пассаж совмещен с подобной городской фермой, обеспечивающейпосетителей не только солнечным теплом, но и свежей зеленью и овощами в продуктовыхлавках. А сама теплица восполняет утраченные при строительстве деревья и газоны,также сокращая выбросы СО2. Привычный нам облик торговых центров появился в 50-хгодах прошлого века с массовым внедрением холодильника и автомобиля. За это времяони прошли эволюцию от утилитарного торгового центра – формулы (где только торговля)к торговому центру – фестивалю. Можно сказать, что современная торговля вспомнилатрадицию средневековых ярмарок: продавай,развлекая. Поэтому лучшие примеры торговых зданий предлагают комплексные решения– площадки для музыкантов и актеров, выставки художников, кинозалы, детские площадкии даже катки. Наверное, возникновение подобных мультифункциональных пассажей нетолько в студенческих фантазиях, но и в реалиях родного города не за горами. Темболее что современные технологии «хрустальной» архитектуры за последние годы шагнулидалеко вперед.
Для «зеленой» архитектурыне созрели
За комментариями «В»обратился к профессору кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школыДВФУ кандидату архитектуры Павлу Казанцеву.
– Известного голландского«зеленого» архитектора Эрика Ван Эгерата спросили,какие бы «зеленые» (кстати, профессионалы употребляюттермин «sustainable», в переводе с английского – устойчивые) здания он мог бы назвать в Москве?Тот, не задумываясь, ответил, что «самые устойчивые здания в Москве – это сталинскиевысотки» (МГУ, гостиницы «Украина», «Пекин»…). Очень дорого, но построены на века, тем самым экономят ресурсы».Экологическая архитектура – стайер (бегун на длинные дистанции). Инвестиции в «зеленое»здание – это отложенная прибыль. И пока мы считаем стоимость строительства на моментсдачи объекта,на короткой дистанции «зеленой» архитектуре трудно выиграть. Но, допустим, если к той же стоимости квадратногометра жилья добавить стоимость коммунальных услуг по отоплению, охлаждению в жаруи содержание инженерных сетей за 25 лет, картина может кардинально поменяться. Дешевыйпроект, в котором экономили на утеплителях, энергосберегающих стеклопакетах, насолнечном свете в квартирах, на защите дворов от ветра, на тех же парковках, допускаястихийные стоянки на детских площадках, проиграет по более высоким расходам на эксплуатациюи по здоровью его обитателей. Считайте сами и делайте выводы.
– Павел Анатольевич,а насколько реально этот проект внедрить в жизнь?
– Шансов не так уж имного. Именно в силу длительной окупаемости. И бизнесменам нужен быстрый оборотсредств. От обычного супермаркета он отличается на 30-50 процентовпо цене. Но если посчитать на удаленную перспективу, то станет ясно, что «зеленые»технологии гораздо выгоднее при эксплуатации здания. Наше общество и бизнес к этомупридет. Позднее. Как это уже произошло во всем развитом мире. Мои ученики отучилисьили еще учатся в аспирантурах Японии и Северной Америки, Московской архитектурнойшколы. Это Оксана Грицай, Елена Калунзига, Наталья Бакаева, Анастасия Левщянова,другие выпускники. Со своими «зелеными» проектами они оставили прекрасное впечатлениена международных конкурсах, их даже приглашали на стажировки лучшие архитектурныешколы США.
Пока о таких современныхи перспективных проектах в Приморье знает ограниченное количество специалистов.Новые экологические технологии применяются в краевом центре и пригороде штучно.Однако информация постепенно становится более доступной для широкой аудитории. Втом числе и для потенциальных заказчиков в лице бизнеса и власти, индивидуальныхзастройщиков. Это означает постепенное наращивание заказов, ведь такие здания нетолько красивы и экологически престижны, но и экономически выгодны при их дальнейшейэксплуатации. К примеру, вторую очередь кампуса Дальневосточного федерального университетана острове Русском будут строить с учетом наработок и элементов «зеленой» архитектуры.Именно такую задачу ставит перед проектировщиками правительство России. Сообщениеоб этом было озвучено на церемонии официального открытия 17-й региональной выставки-конкурсаархитектурно-дизайнерского творчества молодежи «Параллели-2014». Организаторы выставкипризвали будущих архитекторов и дизайнеров – студентов Инженерной школы смелее предлагатьсвои новаторские идеи для будущих учебных и лабораторных корпусов университета иинститутов ДВО РАН, которые станут инновационной площадкой на востоке России.
Так что рано или позднои у нас во Владивостоке «зеленая» архитектура займет свое место.
Автор: Николай КУТЕНКИХ