Опять сменили председателя

9 апр. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №354 от 9 апр. 1998

Ставка на городского

Еще зимой в товариществе “Иннокентьевское” выбрали нового руководителя - Владимира Юрченко. И тогда, сразу после бурного голосования, и теперь, когда страсти поутихли, многим кажется странным: почему крестьяне отдали предпочтение человеку городскому? Ему ли понять заботы и проблемы умирающего таежного села? И прежний председатель, живя в городе, многие годы ездил на работу и обратно, накручивая за день добрых полсотни километров. Неужели так оскудела Иннокентьевка на людей толковых, деловых, хватких, что не нашлось своего? Еще лет 10 назад здесь было крепкое многоотраслевое хозяйство. Помимо главного - выращивания плодов и ягод - славились в районе высокими надоями молока, хватало работы на пилораме - тайга под боком. Тайга же кормила тучи пчел... Но даже крылатые труженицы, приносившие доход в казну бывшего совхоза, нынче не могут прокормить. Осталось 2 пасеки. По сути, 3 года люди без зарплаты. Вместо денег получают зерно, сою, фрукты, которые сами же вырастили...

- После собрания я начал знакомиться с наследством, - рассказывает Владимир Иванович. - По итогам минувшего года только от животноводства убытки - 680 миллионов в старых деньгах. На ходу 2 трактора. На одном развозили по домам воду, на другом - корма на ферму.

Позже начальник районного управления сельского хозяйства Владимир Астраков добавит: за долги не раз отключали здесь электричество, телефоны в конторе. По той же причине не работает пилорама. А как без электричества на ферме, в мастерских? Но городская хватка нового руководителя помогла восстановить несколько тракторов, грузовиков, легковушек. Отремонтированы 4 гусеничных и 2 колесных трактора с набором техники, готовы к посевной плуги, сеялки, культиваторы. Нынче в товариществе планируют занять под соей 600 гектаров, по 100 - под овсом и яровой пшеницей. Есть надежды на многолетние травы - сократившееся стадо стало нынче пополняться.

Саду цвесть!

Но главная надежда иннокентьевцев на сады, которые раньше приносили ощутимую прибыль. Правда, от прежнего богатства осталось лишь 64 гектара (3 года назад было вдвое больше). Нынче содержать фруктовый сад дело хлопотное. Деревья требуют подкормки, для борьбы с вредителями - дорогих ядохимикатов. Нужны средства и на содержание надежной охраны поспевающих плодов - время-то нынче вороватое.

Продовольственная корпорация выделила средства для ядохимикатов. И если они будут вовремя доставлены, можно рассчитывать на прибыль даже от урезанных садов. Новый руководитель решительно настроен за 2-3 года возродить плантации клубники, черной смородины, крыжовника, винограда. Ягода нужна и для выгодного бартера, и в цехах бывшего горпищекомбината, ныне АО “Снедь”. С переработчиками сладкого сырья уже заключен договор на поставку фруктов. Еще один договор на 10 тонн оформлен с местной администрацией. Как показывает опыт прежних летне-осенних сезонов, иннокентьевские абрикосы, сливы и груши не залеживаются на прилавках городских магазинов и рынках. Готовы садоводы поставлять их на Шмаковский курорт - за живые деньги. На неплохой медосбор рассчитывают также пчеловоды.

Только бы смежники не подвели

Сад будет расширяться, но есть проблема. Со старых времен осталась база для переработки ягод и фруктов. Здесь выпускали прекрасные соки и компоты, варили варенье, повидло и джем. Теперь от капитального консервного цеха с современным оборудованием остались лишь стены. Между тем упомянутая “Снедь”, с кем селяне имеют дело, сама на ладан дышит. А потому - везут фрукты и ягоду на переработку в город. Пока везут...

Кстати, о смежниках. Когда в соседней Шмаковке строился завод по выпуску эфирных масел из пряных и лечебных трав (фирма “Славда”), иннокентьевцев ориентировали на выращивание для него сырья. Но его до сих пор не хватает, и высокопроизводительное оборудование работает вполсилы. Может быть, что-то не рассчитали проектировщики. Так или иначе, иннокентьевцы, как и другие хозяйства Лесозаводского и Кировского районов, начавшие было выращивать достаточно капризные травы, так и не получили долгожданной прибавки. А потому, понятно, их стремление стать партнерами “Славды” охладело. Тогда “Славда” взяла у иннокентьевцев в аренду 100 гектаров пашни для выращивания мяты. Но из этой затеи ничего не получилось. Нынче крестьяне попытались вернуть землю, однако на заводе по-прежнему настроены быть одновременно производителями и переработчиками ценного сырья. Считают, так выгоднее. А потомственные земледельцы лишь разводят руками - каждый должен заниматься своим делом.

Если не правы, то в чем?

Несмотря на убытки от животноводства, сворачивать эту отрасль в хозяйстве не собираются. Молоко, хотя и обходится в копеечку, нужно и в селе, и в городе. Это и работа, и живые деньги для хозяйства. Без фермы, как и без щедрого сада, селу никак не выжить. Это понимает новый председатель товарищества и находит понимание у земляков. Задача одна - снизить себестоимость продукции. Но тут новая беда, правительство пообещало лишить селян прежних льгот на электроэнергию. Удар ниже пояса! Ни саду, ни ферме в таких условиях не выжить. А по осени, когда “цыплят считают”, крестьяне опять будут ломать голову: в чем не правы они, в чем не прав их председатель? А может, дело в другом председателе? В том, который... во главе правительства?

Автор: Валерий ЛЕДЕНЕВ, "Владивосток"