«22 минуты»: нас пугают, а нам не страшно

В Приморской столице накануне Дня Победы состоялась всероссийская премьера фильма «22 минуты». Кинолента вызвала неподдельный интерес у жителей краевого центра. Согласитесь, не каждый день и даже не каждый год, на экраны страны выходят блокбастеры о моряках-тихоокеанцах.

16 май 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3538 (70) от 16 май 2014
5832fdd1cc8ffbef0132bc51ff2995c5.jpg

Новый отечественный боевикмог бы стать «Пиратами XXI века», но не стал

Нодля начала – о сложной иприхотливой судьбе картины. Ссоры продюсера и прокатчика, взаимные обвинения,публичные письма министру культуры РФ, вычеркивание имен из титров – это всестало достоянием СМИ. Но вся эта кутерьма прокатной судьбе фильма никак непомешала. «22 минуты» вышли, как и намечалось, накануне Дня Победы.Единственное, что пострадало от дрязг между съемочной группой и компанией-прокатчиком, это хронометраж фильма: «22 минуты» из запланированных 120 минут урезалидо 83. Поэтому, что осталось за кадром, зрители уже никогда не узнают. Но, какзаявляет режиссер картины Василий Сериков, прокатчики вырезали самоеинтересное.

Любой фильм, снятый в России натему борьбы с пиратством в открытом море, не минует сравнения с «Пиратами XX века», любимым фильмом советского народа. «22минуты» исключением не стали. Первым делом критики подвергли сомнению шансыМакара Запорожского, исполнителя роли морпеха-первогодкиСани Ежова, против Николая Еременко в «схватке двух харизм». И это, наверное,обоснованно. Нет сейчас в отечественном кино ни одного претендента на титулгероя патриотического боевика, который бы эту битву выиграл. Поэтому претензиик Макару, на мой взгляд, необоснованны. У 24-летнегоактера еще будет время, чтобы нарастить мышцы в прямом и в переносном смысле.Хотя кто может гарантировать, что в некастрированной версии он не смотрелся бына голову выше?

Другое дело, что Еременко в «Пиратах...» был главным героем безвсяких скидок и оглядок, ему верили, в него влюблялись девушки по всей стране,а парни завидовали. Ему хотелось подражать, глядя на экран, за него сжималиськулаки, за него хотелось переживать. У Сани Ежова такой популярности,безусловно, нет. Но не по его вине: просто у него слишком мало времени наэкране. Конечно, морской пехотинец Могила (брутальный донельзя) и капитанотряда (актер Денис Никифоров, известный по «Бою с тенью») откровенно тянутфильм на себя. Они хотя и нарисованы одной краской, плоские, но яркие. Азначит, и запоминающиеся.В тоже время адмирал Виктора Сухорукова, казалось бы, и не ключевой персонаж, новсе равно въедается в память. Настоящий талант великого, без прикрас, актерапозволяет даже из трех (это максимум!) минут на экране выжать самый что ни наесть жир. Командир большого противолодочного корабля жует баранки, ходит втапках, держит в каюте котика. Смешно? Нелепо? Несомненно! А попробуй такоезабудь. Одной из немногих действительно удавшихся ироничных сцен фильм «22минуты» опять же обязан Сухорукову. Его философская реплика «Бывает...» послеизвестия о гибели пиратов достойна всяческих аплодисментов. Было ли изначальноу Сухорукова больше возможности развернуться? Мы этого тоже никогда не узнаем.Но, наверное, такому мастеру они и ни к чему: его адмирал и без того украшениеленты.Сомалийцы дики, особеннокапитан-сатана,это даже не обсуждается. Любовная линия Сани Ежова притянута за уши, но затотеперь фильм можно детям с 12 лет показать. Демоноидная сущность газовиков,хозяев захваченного танкера, которые платить не готовы, краткие зарисовки из будней морпехов, планированиештурма танкера, все это показано внятно и правдиво. Эту достоверность заверили лично офицеры с БПК «МаршалШапошников», присутствовавшие на премьере в «Уссури», а это дорогого стоит. Недумаю, что офицеры стали бы кривить душой ради того, чтобы похвалитьнеизвестных и незнакомых им кинодеятелей.

Главное, за что «22 минуты»действительно можно упрекать и совершенно заслуженно: единого полотна картиныпри всех ее плюсах не наблюдается. Не собираются кусочки в единое целое, как ихни крути. Все герои – главные, кое-кто – картонный, затояркий, экшен – ураганный, а море – оченьглубокое и очень синее. Все по отдельности хорошо или неплохо, все есть,настоящего кино вот только нет. Как мне кажется.

И еще: это, наверное, первый и последний отечественныйпатриотический фильм, в котором главная разборка проходит под самый что ни наесть черный гангста-рэп. Вот так дажеидеологически чуждая афроамериканская музыка служит российской морской пехоте.

Автор: Анатолий ФИЛАТОВ