Страус не бегает по кругу, а кенгуру – не боксер

Когда разговор заходит о цирковых животных, в первую очередь, конечно, вспоминаются медведи. Львы и тигры тоже не редкость на арене, а собаками и вовсе никого не удивишь. Но вот экзотических страусов и кенгуру, как ни крути, на манеже единицы.

9 апр. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3519 (51) от 9 апр. 2014

Но особенности поведения животныхстановятся основой цирковых номеров

Заслуженный артист России РауфРасулов занимается дрессировкой кенгуру восемь лет, страусов – пять.

– Я всю жизнь был акробатом, –рассказывает дрессировщик, – но однажды в голову пришла идея сделать номер сживотными, решил попробовать. Выбрал именно экзотических, потому что эторедкость. Надо сказать, что кенгуру и страусы практически не поддаютсядрессировке, поэтому за основу нужно брать то, что животные делают в природе,их врожденные инстинкты, и уже вокруг этого выстраивать номер. Например,страусы не умеют ничего, кроме как бегать, и мы, обыгрывая эту особенность,получаем веселое и интересное выступление.

Урал и Люлька

Многиезнают, что глаз страуса весит в два раза больше его мозга – 60 граммов против30. Понятно, что при таком малом количестве серого вещества научить животноеделать что-тоспециально практически невозможно.

–Они не только, мягко говоря, не сильно умные, при всем этом еще считаютсяхаотичными существами, – поясняет дрессировщик Рауф Расулов. – Птица, если ейзахотелось, может неожиданно побежать в другую сторону или, наоборот, резкоостановиться и начать разглядывать что-то блестящее или мерцающее,испугаться яркого света. Поэтому даже элементарно приучить страуса бегать покругу не так просто и занимает много времени. На то, чтобы мой первый страусХарлей начал это делать, не обращая ни на что внимание, ушло 8 месяцев.

Страусовневозможно дрессировать на прикормку. Даже если что-то вкусное поднести ему прямок клюву, он может не обратить на это внимания. Поэтому с ними приходитсяработать по-другому,использовать природные инстинкты этих птиц. Например, обычно страусы бегут зачем-то.

–Сначала мы ставим впереди страуса человека, и птица бежит за ним, – объясняетдрессировщик. – Потом человек убегает с круга. Первое время страус в отсутствиечеловека тормозит, но постепенно наступает момент, когда птица уже не обращаетвнимание на отсутствие раздражителя и продолжает бежать дальше. Так как страусыреагируют на блестящие вещи, мы при дрессировке используем их пристрастие. Наудочку крепится блестяшка, и уже за ней бежит страус. И в определенный момент унего наступает понимание, что, выйдя на манеж, нужно просто пробежать трикруга, а больше от тебя ничего не требуют.

Нов цирковом представлении Рауфа Расулова страусы не просто бегают по кругу, наних еще скачут джигиты. Роль наездника выполняет так называемый верхний партнер– человек, вес которого около 50 килограммов. Но в любом случае птицунеобходимо приучить к весу. К тому, что на ней кто-то едет, она привыкаетбыстро – примерно за месяц. Несколько месяцев уходит на то, чтобы приучить кнеобходимому весу. Сначала страусу на спину кладется мешок весом в 10килограммов, и он несколько недель бегает с ним, накачивая мускулатуру. Наследующем этапе добавляется еще 10. Так постепенно доводят вес до 45килограммов. И только после этого на страуса садится человек. Правда, послепереездов, во время которых у страуса нет атлетических нагрузок, первую неделюон бегает без «веса».

СейчасРауф Расулов работает с двумя большими африканскими страусами. Старшему, Уралу,три с половиной года. В цирке он всего полгода, но за это время уже научилсябегать по кругу, а во Владивостоке впервые вышел на манеж перед публикой. Таккак мотоцикл «Урал» чаще всего выпускается с люлькой, то второго страусаназвали Люлькой или Леликом. Ему еще нет двух лет, и на манеж он выйдетпримерно через полгода, после того как обучится и подкачается.

Хвостатый боксер

Вномере с кенгуру Рауф Расулов также использует врожденные природные инстинкты –самцы в период полового созревания бьются с конкурентами за самок и дерутсязадними ногами. Эта особенность берется за основу и получается смешной номер«Бокс с кенгуру». Хотя с учетом правил классического бокса в данном случаеполучается кикбоксинг, так как животное бьет ногами.

–Номера с кенгуру можно делать разные – это может быть бокс или балет, но итогодин: кенгуру встает на хвост и бьется ногами, – рассказывает дрессировщик. –Сейчас у меня годовалый кенгуренок Рой, пока он еще слишком мал, ростом сбарьер, и просто выходит на манеж. В два-три года, когда он станетполовозрелым, с ним можно будет начинать репетировать боксерский номер.Дрессура проходит в виде игры, пока мы приручаем Роя к манежу, прикармливаем,чтобы он знал, что здесь дают вкусняшку. Он очень любит сухари, прямо трясется,когда ему их дают. Поэтому это лакомство мы оставляем на прикорм. Конечно, скенгуру легче работать, чем со страусами, все­-таки они более интеллектуальные,быстрее соображают. У них хорошая рефлекторная память – стоит ему несколько разпоказать маршрут из вольера за кулисы и на манеж, как он запоминает его.

Постановкабоксерского номера тоже проходит в игровой форме. Кенгуру раззадоривают, толкаяв грудь, ему это не нравится, и он начинает идти на обидчика. И когда человекот него убегает, животное понимает, что на самом деле оно сильнее, и тут встаетна хвост и пускает в ход ноги.

–Дальше дело техники, как правильно уйти от удара, – поясняет Рауф Расулов. –Существуют два варианта принятия удара на себя так, чтобы не было больно.Первое: надо вовремя уйти на такое расстояние, чтобы зритель видел, что кенгурутебя задел, но удара не было, а вышло только касание. Либо самому подойти ближе,чтобы был не сильный удар, а толчок. Но поверьте мне, если ты упустил этотмомент и кенгуру ударил тебя, то улетишь метра на три точно. Проходил это насебе с первым своим кенгуру Чарли. Поэтому дрессировщику нужно находить этугрань, ведь совсем далеко отходить нельзя, тогда зритель увидит, что удара не было. В номере я выхожу на«ринг» в качестве судьи, второй человек «работает» боксером. Одному на манеже свзрослым кенгуру находиться нельзя, это просто опасно. Если он разозлится исхватит передними лапами за шею, то сам ты можешь и не разомкнуть их, а душитон сильно.

Конечно,дрессуру любого животного нельзя назвать легкой. Но зрители в цирке вряд лизадумываются над этим, когда с восторгом смотрят представление. Кажется, чтоживотные уже рождаются артистами цирка, а дрессировщик их просто выводит наарену. Оказывается, при обучении страусов нужно запастись тройным терпением, акенгуру будет делать что-то только играя.

Автор: Карина ПОЗДНЯК