Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Исторический клуб

Покушение на качество. История подделок

Наверное, подделки рождаются одновременно с оригинальным товаром. Причем буквально любым. Трудно даже найти в окружающем мире что-то, что не имеет дубликата-фальсификата.

«Клонировать» популярных артистов придумали задолго до«Ласкового мая»

Еще в 1951 году в Париже по инициативе французского Союза производителей был создан Музей подделок. Среди его экспонатов – сумки, кошельки, галстуки, игрушки, «древние» статуи и амфоры, солнцезащитные очки, духи… Аналогичный музей есть в немецком Золингене; большая часть подделок в его экспозиции – из стран Юго-Восточной Азии, причем внешне отличить оригинал от плагиата очень трудно.

Травкой Кузьмича здоровье не поправишь

Надо сказать, что и у нас можно создать такой музей, причем даже вполне исторический. Простое описание подделок прошлых веков может занять несколько газетных страниц. Разумеется, в первую очередь фальсифицировали то, что пользовалось спросом и легче продавалось: чай и кофе, меха и чулки, керосин и спички, лекарства и парфюмерию, банкноты и монеты, антиквариат и картины… Так что вовсе не случайно в старых газетах нередко встречались уведомления типа «Подлинный только с этою фабричною маркою» или «Требуйте оригинальную алюминиевую упаковку с фабричною маркою (три портрета) и с таможенной пломбой». Даже всемирно знаменитая фирма «Нестле» обращалась к покупателям с призывом «Бойтесь подделок!».

Как и в наше время, широко подделывались различные лекарства и медицинские препараты. Поэтому фирмами печатались такие предупреждения: «Следует обращать внимание на название и остерегаться малоценных негодных подражаний, которые с нашим снадобьем ни по составу, ни по действию ничего общего не имеют и часто содержат вредные для здоровья вещества». Или: «Следует обращать внимание на упаковку и отказываться от всех вытяжек и жидкостей с разными названиями, о негодности которых издана особая брошюра». Дело доходило до того, что медицинский департамент был вынужден печатать такие заявления (газета «Владивосток», 1899 год).

«Несмотря на принятые меры к недопущению печатания в газетах беззастенчивых реклам о так называемой траве Кузьмича, способствующих распространению в публике совершенно неосновательного мнения о полезности названной травы, предлагаемой торговцами по совершенно несообразной высокой цене в качестве лекарства от всевозможных болезней, такие рекламы тем не менее проникают в общество… Ввиду изложенного Медицинский Департамент доводит до всеобщего сведения, что растение эфедра, называемая также «Кузьмичевой травой», произрастает во многих местностях Европейской и Азиатской России и представляет собою сравнительно дешевый материал… между тем как торговцы назначают на нее цену в 3 и даже 5 руб. за фунт».

Ненастоящая водка

Разумеется, в нашей стране алкоголь был одним из «важнейших» фальсификатов. Простейшим способом подделки была переклейка этикеток, и в результате столь несложной процедуры обычное «плодово-выгодное» элементарно превращалось в элитный кагор. Что характерно, грешили этим даже такие известные торговые дома, как «Чурин и Ко» и «Кунст и Альберс». Описывая один такой «казус», газета «Дальний Восток» в 1901 году язвила: «Выходит, бутылка местная, риковская, этикетка одесская, кроновская, а мадера неизвестного происхождения – альберсовская». Но в таком случае хотя бы содержимое бутылки было безопасным (хотя и не соответствующим цене).

Гораздо опаснее были китайские и японские подделки знаменитой смирновки. В 1901 году газета «Владивосток» публиковала такую заметку: «Нам передавали, что в Тяндзине появилась фальсификация известной российской водки фирмы Петра Смирнова, в точно таких же бутылках, в каких помещается и настоящая водка, и с точно такими же этикетами. Только разница в самой водке. Подделка гораздо слабее настоящей, притом при взбалтывании мутнеет и делается беловатого цвета. Любители выпить совсем эту водку забраковали. «Помилуйте, – негодует один такой любитель, – вдвоем пять бутылок выпили и ни в одном глазу? Тогда как настоящей смирновки нам две бутылки достаточно!».

В том же 1901 году газета «Дальний Восток» писала о той же смирновке, но иного места фальсификации. «Нам только что доставлена «сороковка» смирновки, купленной в Японии... Та «сороковка», на которую мы смотрим с умилением, как на продукт национального творчества, нашедшая себе доступ на рынки Японии, на деле оказалась чисто японского производства, начиная с самой водки и кончая бутылкой и этикеткой. Выделывается наша смирновка на заводах в Йокогаме и Нагасаки. Есть сорта весьма хорошей выделки (60 коп. бутылка), есть поплоше (50 коп.), есть и совсем плохие. Этикетка подделана в совершенстве; отличить подделку можно только по двум «опискам». На поддельной этикетке значится: «в Одесса» и «у Чуионного моста».

Подделано все, что сделано

Поскольку за подделки в общем-то никого не наказывали, честным торговцам приходилось помещать в газетах такие, например, объявления: «ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ. Прогрессивно увеличивающийся спрос на впервые выпущенные товариществом «Н.Л. Шустов с сыновьями» настойки и ликеры: яблочную, нежинскую на коньяке, ежевику, красную-клюквенную, уральскую бруснику, крымский дюшес, белую сливу и другие – ВЫЗВАЛ ПОДРАЖАНИЯ» («Дальний Восток», 1900 год). Или такие: «Настоящее прованское масло БЕССЕД совершенно здорово и высшего безупречного качества. Просят не принимать бутылки с поврежденными ярлыками или без подписи. Остерегаться подделок, подражающих ярлыку и форме бутылки» («Владивосток», 1899 год).

Особенно тяжело приходилось производителям парфюмерии и косметики – рынок был буквально наводнен всевозможными фальсификациями. Приходилось надеяться только на то, что покупатели внимательно читают газеты. В них регулярно публиковались предостережения, подобные этому: «Ввиду появившихся за последнее время многочисленных подделок и подражаний нашего глицеро-вазелинового мыла «Молодость» покорнейше просим публику обращать внимание на № 1017 разрешения врачебного управления и на фирму «А. Сиу и Ко». Этикет утвержден Департаментом торговли и мануфактур. Подделки будут преследоваться законом». Интересно, что порой такие фальсификаты (явно плохого качества) изготавливались не в Китае, как можно предположить, а в Японии.

Разумеется, и местные китайцы нередко обманывали покупателей. В далеком 1885 году купец Федоров через газету «Владивосток» предупреждал: «Прошу обратить внимание на моих разносчиков, которые на корзинах будут иметь вывески; другим не доверять, так как китайцы торгуют своим печеньем, похожим формой на мое изделье». А первый историк города Николай Матвеев описывал такие ухищрения китайцев, относящиеся к 1896 году: «Дрова складываются особенным образом с щелями, к зерну прибавляется мусор, к уксусу – вода, мука дополняется низшими сортами и т.д.». Если же к этому списку добавить некачественные услуги парикмахеров, зубных лекарей, массажистов, то картина жизни владивостокского обывателя вырисовывается и вовсе неприглядная.

Артист-то ненастоящий

Можно понять, как подделывали табак. Но бумагу для курения… Однако и такие случаи (видимо, нередкие) были, поскольку век назад в газетах публиковалось «Предостережение господам курящим». В нем от имени московского Торгового дома «А. Катык и Ко» говорилось: «Настоящая бумага «Филигрань» и настоящая бумага «Триумф», приятные на вкус и безвредные для здоровья, приготовляются товариществом «Небе» исключительно для Торгового дома «А. Катык и Ко», которому принадлежит секрет состава названных сортов бумаги, и потому папиросные гильзы, выпускаемые в продажу другими фабриками под теми же названиями, выделываются из поддельной бумаги, в чем легко убедиться посредством сравнения». Вот такой дым от папирос…

Еще более необычным можно назвать производство «на местах» поддельных фильмов. Разумеется, зритель был непритязательным, в кинотеатры ходил редко, и его можно было элементарно обмануть. То есть прокатчики брали старые фильмы, готовили из пленки «нарезку» – и получалось совсем новое кино. В итоге дирекция «Гранд-Иллюзиона» в газете «Дальний Восток» в 1911 году сообщала «о недобросовестной конкуренции местных иллюзионов, для поднятия своих сборов не стесняющихся присваивать громкие и боевые названия к картинам, которые ничего общего с действительными фильмами не имеют». Например, фильм «Циклон и последняя катастрофа в Италии» был составлен из одного отрывка из «Пате-журнала» и нескольких кусков, взятых из наводнения в Париже год назад.

Далее в сообщении говорилось: «Не желая предавать гласности о подобной фальсификации, нашли нужным промолчать, но дерзость подобных демонстрантов переходит всякие границы. На днях другим же иллюзионом, всем известным своими банальными рекламами, была поставлена известная историческая картина «АГРИППИНА», которая в действительности не более как «Танец Одалиски», желая подобным обманом «сорвать», что называется, на кинематографическом рынке настоящую картину «Агриппина», которую не имел возможность приобрести». И теперь «Гранд-Иллюзион», купивший подлинную «Агриппину», приглашал всех зрителей убедиться в наглом обмане конкурентов…

И еще об искусстве. Любопытно, что даже музыкальные группы-двойники, частенько гастролирующие по просторам России, тоже явление не новое. Так, еще в 1907 году газета «Дальний Восток» под рубрикой «Театр и искусство» информировала читателей: «В одной из харбинских газет появилось сообщение, что концертирующий в настоящее время по Сибири и направляющийся на Дальний Восток известный артист Петербургских и Московских театров Ник. Геор. Северский не настоящий Северский, а «фальсифицированный». Так что все в мире повторяется. Особенно фальсификация.

По материалам газет из архива ОИАК


Автор : Иван ЕГОРЧЕВ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Крутая девятка
Крутая девятка

В последний день марта в новом городском микрорайоне Снеговая Падь открылась современная поликлиника. Медицинское учреждение будет обслуживать 40 тысяч человек, проживающих в долине Второй речки и частично в районе «БАМа». Хотя при наличии полиса и паспорта сюда может обратиться любой желающий.

Какая жизнь – такие и материалы
Какая жизнь – такие и материалы

В 1996 году наступили тяжелые времена для всех печатных изданий в России. Резкий рост цен на почтовые и полиграфические услуги, бумагу привел к увеличению подписной стоимости. Не всем читателям это оказалось по карману, люди стали отказываться от газет и журналов. Некоторые бумажные издания прекратили свое существование.

Что творят эти примадонны...
Что творят эти примадонны...

Впервые во Владивостоке прошла акция «Ночь в театре», организованная театром ТОФ, академией искусств и любительскими театрами Владивостока.

Пернатые предпочитают научные кольца

В Международный день птиц во Владивостоке в Зоологическом музее ДВФУ открылась тематическая выставка «Властелины колец», посвященная миграции птиц.

Широта крымская, долгота колымская

В Российском правительстве появится министерство по делам Крыма. Функции нового ведомства будут схожи с обязанностями министерства по развитию Дальнего Востока.

Последние номера
журнал
газета
газета
газета