Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Служу Отечеству

Подводные истребители

Капитан 1-го ранга запаса Николай Вальков в свое время стал одним из самых молодых командиров атомного ракетного подводного крейсера на Тихоокеанском флоте. Еще капитан-лейтенантом он вступил в командование многоцелевой подлодкой. Командиром лодки 671-го проекта («Черный принц» – самый удачный и самый многочисленный проект советского флота, продолжением которого стали современные крейсеры «Барс» не менее успешного 971-го проекта) прослужил 5 лет. Подводному флоту боевой офицер посвятил более 15 лет.

На смену «Черным принцам» приходят «Бореи»

Когда мы служили…

– А что собой представлял подводный флот страны в годы вашей службы?

– Только в Индийском океане на постоянной основе несли боевое дежурство – самый минимум – две лодки с крылатыми ракетами и одна многоцелевая в охранении. Их поддерживали на поверхности эсминец и большой противолодочный корабль. Аденский и Оманский заливы полностью перекрывались. Сейчас восстановились походы надводников до Красного моря для проводки гражданских судов и защиты их от пиратов. Но атомные подлодки в ту зону уже не ходят.

В Приморье сейчас базируется бригада дизель-электрических подводных лодок «Варшавянка», еще две дивизии атомных субмарин находятся на северо-востоке России. А раньше в составе ТОФ были две флотилии – вторая на Камчатке и четвертая в Приморье. В разные годы службу несли семь-восемь дивизий, не считая отдельных бригад. Это десятки подводных лодок разного назначения. Базы материально-технического обеспечения были в Эфиопии и Вьетнаме.

– Николай Анатольевич, вам пришлось служить на подводном «истребителе». С каким оружием и где приходилось службу нести?

– Лодка несла на борту противолодочные ракетоторпеды, противолодочные торпеды, управляемые по проводам торпеды и ряд другого оружия. В военное время главной целью были бы стратегические атомные подводные лодки вероятного противника, которые мы должны были искать и уничтожать. Ракетно-торпедный комплекс позволял наносить ощутимые удары по крупным авианосцам и другим надводным группам кораблей.

Лодкам ТОФ нашего проекта приходилось ходить по Тихому и Индийскому океанам. В том числе и моему экипажу. Кроме того, был во Вьетнаме на базе в Камрани.

Скажу, что американские подлодки с базы на Гуаме не чувствовали себя безнаказанными, им приходилось считаться с нашим присутствием.

На «Черных принцах» за все годы службы не было ни одного серьезного происшествия, все до последнего матроса с многомесячной службы в океанских глубинах возвращались в пункты базирования, что служит подтверждением качества этих кораблей.

– Сейчас практика патрулирования у берегов «заклятых друзей» сохранилась?

– Наши лодки могут и от пирса вести стрельбу, настолько хороши ракеты. Причем стрелять могут с погружением и на поверхности. Понятно, что чем дальше уходишь в Тихий океан, тем меньше время подлета ракеты.

О роли подводного флота

– Борис Ельцин как-то сказал: «Неоценима роль подводного флота в экономике, науке и культуре России…»

– Смешно. Это он ляпнул на праздновании 300-летия российского флота страны, которое отмечалось в октябре 1996 года. Тогда памятными медалями награждали всех подряд, кроме собственно подводников. В этом же году летом на парад Военно-морского флота во Владивосток с Камчатки пришла подводная лодка в надводном (!) положении. О какой боеспособности могла идти речь, если подлодка «боялась» погружения. И речь шла не столько о технических проблемах корабля, сколько о слабости личного состава.

А буквально в дни празднования 300-летия военного и гражданского флотов на одной из атомных подлодок Камчатской флотилии, несшей в Тихом океане боевое дежурство, возникли технические проблемы. И ей пришлось экстренно всплывать, а потом в сопровождении надводных кораблей возвращаться в пункт базирования. И тоже двигаться в надводном положении.

– Моряки называют лихие 90-е годы Цусимой.

– А как еще можно об этом судить, если без единого вражеского выстрела великая океанская держава перестала существовать? Только от бездействия родного государства. Десятки надводных и подводных кораблей были списаны на гвозди, проданы в страны АТР для развлечений (речь об авианесущих крейсерах «Минск» и «Новороссийск». – Прим. авт.), поставлены на прикол. Почти 10 лет страна не закладывала на стапелях новых подводных стратегических ракетоносцев. А те, что строились еще в советские времена, успевали за долгие годы постройки морально и физически устареть, так и не увидев глубин. Поэтому и были те «сухопутные» празднования, как «последний парад наступает».

При завершении моей службы новые лодки практически прекратили приходить на Тихоокеанский флот, одной из последних был крейсер «Томск». Это сейчас сразу два современных подводных ракетоносца класса «Борей» с очень хорошими по тактико-техническим характеристикам баллистическими ракетами «Булава» пополнят Тихоокеанский флот. Это мощная сила. Позитивным считаю и то, что Россия строит их полностью самостоятельно. Это раньше приходилось подключать различные институты и заводы по всему СНГ, соответственно, и затраты несли огромные.

Адмирал Геннадий Хватов по состоянию здоровья был выведен в резерв главного командования ВМФ России.

Но если атакующее оружие на крейсерах сейчас имеется, то есть вопросы по оборонительному оружию. Вооружены ли они торпедами и противолодочными ракетоторпедами, чтобы могли себя защитить в море?

И все же у США до сих пор и близко нет подобных подводных лодок. У них движителем корабля является гребной винт в отличие от современных российских субмарин, где установлены водометы. Это значит, что дальность обнаружения супостата нашими гидроакустическими комплексами достаточно высока (они, кстати, тоже не хуже американских). Соответственно, появляется возможность для маневра или нанесения упреждающего удара.

И если внимание стратегическим крейсерам теперь уделяется, то многоцелевые лодки пока выпадают из поля зрения власти. Ведь проблемы подводного флота должны решаться не по отдельности, а целиком. В любом случае приход в состав ТОФ сразу двух мощных кораблей – это позитивная новость. И если сейчас отстанем, то потом и догнать не сможем. Ведь в составе США на данный момент порядка 40 лодок на ходу. И они несут на борту ядерное оружие.

А Россия вынуждена стратегический паритет поддерживать за счет ракет берегового базирования – «Тополей», «Ярсов». Хочется верить, что и морское базирование вернется в триаду ядерного оружия России.

– С друзьями по экипажу часто видитесь?

– Раньше часто встречались. Но и сейчас изредка видимся, созваниваемся, переписываемся. Флотская дружба – это на всю жизнь!

Редакция «В» поздравляет капитана 1-го ранга запаса Николая Валькова, всех ранее служивших и служащих сейчас моряков-подводников с профессиональным праздником – Днем подводника.

Справка «В»

День моряка-подводника отмечается по указу императора Российской империи Николая IIв честь включения в состав судов военного флота боевых кораблей нового класса - подводных лодок. Это произошло 19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года. Лодки того класса имели название «Форель», к тому моменту также были построены субмарины типов «Касатка», «Сом» и «Осетр». Еще раньше в порту Либава в Балтийском море по решению императора Александра III создали учебный отряд подплава, где и базировались первые субмарины. После событий октября 1917 года отмечать праздник перестали. Почти восемь десятилетий спустя праздник был возрожден. Главком ВМФ адмирал флота Феликс Громов подписал приказ, в котором предписывалось отмечать День моряка-подводника ежегодно 19 марта.

Кстати

Накануне праздника во Владивостоке состоялся премьерный показ документального фильма о подвиге в годы Великой Отечественной войны экипажа торпедной подводной лодки «С-56», которая сейчас является памятником-музеем. Она находится на Корабельной набережной на берегу бухты Золотой Рог по соседству со штабом ТОФ и мемориалом «Боевая слава Тихоокеанского флота».

Автором фильма выступил телевизионный ведущий программы «Вести в субботу» Сергей Брилев. В картине рассказывается, как «С-56» в паре с другой подлодкой ТОФ «С-51» совершила кругосветку из Владивостока через Алеутские острова, Сан-Франциско, Панамский канал, Кубу, канадский Галифакс, Атлантику, Шотландию на Кольский полуостров. И уже там тихоокеанцы вступили в морскую схватку с кораблями фашистской Германии.

«С-56» совершила восемь боевых выходов из Полярного в Баренцево и Северное моря. Произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив четыре корабля (два боевых корабля и два транспорта) и повредив один. На подводную лодку было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб и выпущено несколько вражеских торпед.За боевые заслуги лодка «С-56» награждена орденом Красного Знамени. Субмарина удостоена звания Гвардейской. За время Великой Отечественной войны «С-56» 19 раз объявлялась погибшей! Командир лодки Григорий Щедрин стал Героем Советского Союза, а впоследствии вице-адмиралом, командующим Камчатской военной флотилией, писателем. Офицеры и матросы субмарины награждены множеством орденов и медалей.

После войны лодка из Полярного по Северному морскому пути вернулась во Владивосток, завершив тем самым кругосветку. И еще несколько лет служила в составе Тихоокеанского флота. Пока не встала на постамент как памятник и музей.

 

Автор : Николай КУТЕНКИХ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Первая пятилетка. «В» подводит итоги
Первая пятилетка. «В» подводит итоги

В этот год «Владивосток» отмечал свой первый юбилей – нам исполнилось 5 лет! Главным подарком стал подписной тираж на второе полугодие 138364 экземпляра и общий тираж 154300 экземпляров, что составило 72 процента от всех подписных тиражей в Приморье. Каждую неделю «В» выпускал в свет 54 страницы форматом А-3, это больше, чем совокупный объем всех остальных краевых газет.

Лес с прудами и дорожками
Лес с прудами и дорожками

Сравнительный анализ мировых парков, обновление зеленых насаждений – об этом и многом другом говорили на втором публичном обсуждении идей для парка Минного городка. Атмосфера, в которой проходило общение, в этот раз была более доброжелательной, отметил начальник отдела дизайна городской среды администрации Владивостока Павел Шугуров.

Война и мир одного человека
Война и мир одного человека

- Трудно жить только первые 100 лет, а потом уже легче, – шутит в беседе с журналистом «В» наш прославленный земляк, житель Владивостока Ефим Гольдберг, который 15 марта отметил свой юбилей – 100-летие.

Увидел леопардов – и взлетел
Увидел леопардов – и взлетел

В аэропорту Владивостока в зоне вылета внутренних авиалиний открылась фотовыставка, посвященная дальневосточному леопарду.

Компьютер для общения с миром
Компьютер для общения с миром

Первое занятие по компьютерной грамотности для людей с ограниченными возможностями пройдет во Владивостоке уже в эту пятницу, сообщили «В» в пресс-службе администрации города.

Последние номера
газета
газета
газета
газета