Электричкам пришел секвестр

В преддверии дачного сезона приморцев ожидает неприятный сюрприз: с 1 апреля ОАО «Экспресс Приморья» намерен снять с пригородного сообщения 13 электричек.

13 март 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3504 (36) от 13 март 2014
a3727e841dc8eba622f8d420c4750b27.jpg

Из-за бездействиякраевых властей приморцы могут остаться без пригородных поездов

Мера вынужденная: компания-перевозчик до сих пор не получила средстваиз бюджета края на компенсацию выпадающих доходов, возникших из-за установлениятарифа для населения ниже себестоимости проезда, и продолжает накапливать убытки.

Как подчеркивается в открытом обращении руководства «Экспресс Приморья»,31 марта 2014 года истекает срок действия договора на выполнение регулярных пригородныхперевозок в Приморском крае. Администрацией Приморья до сих пор не принят «Порядокпредоставления субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с перевозкойпассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении».

В результате только за 1-й квартал этого года убыток от перево-зок составит более 100 млн рублей, что превышает предусмотренныйкраевым бюджетом объем финансирования на весь 2014 год (на весь текущий год в бюджетекрая предусмотрено 90,6 млн рублей дотаций«Экспрессу Приморья». – Прим. ред.). Дополнительные финансовые средства для полной компенсациивыпадающих доходов перевозчика в 2014 году в настоящее время бюджетом края не предусмотрены.

Не первый раз жители Владивостокаи Приморья сталкиваются с этой ситуацией: найти общий язык с «Экспрессом Приморья»по оплате перевозок пригородными электропоездами не могла и предыдущая администрациякрая. Но впервые за много лет Приморье сталкивается с массовым сокращением пригородныхмаршрутов: с 1 апреля компания-перевозчик отменяет 13 электричек на разных направлениях,а кроме того, сокращает количество вагонов в каждой электричке до четырех.

Автор этих строк своими глазами видел эти «усеченные» электрички напартизанском направлении. Мысль о том, как же в четыре вагона будут забиваться многочисленныедачники, а также купальщики-отдыхающие, которые летом отправлялись на Санаторную– Седанку – Чайку именно электричками, уже сейчас представляется кошмаром.

Они как – на крышах поедут? Или дачникам, среди которых более 60 процентов пенсионеры, надо заранее приучатьсяк мысли, что селедкам в бочке тоже не очень комфортно? Однако что поделать?

В своем открытом обращении «Экспресс Приморья» добавлял, что приноситизвинения за доставленные неудобства и сообщает пассажирам: данная мера вынужденнаяи направлена на максимально возможное сохранение движения пригородных электропоездовв летний период.

Известие о грядущем «электрическом секвестре» вызвало шок у жителейкрая. Утром 11 марта в редакцию позвонил Владимир Федорович, читатель «В», живущийна станции Красноармейский (Партизанский городской округ).

– У нас нет иного способа сообщения с миром, кроме электричек, – рассказывалВладимир Федорович. – На нашей станции нет ни магазина, ни предприятий бытовогообслуживания – за продуктами и за всем необходимым мы ездим на электричке в Партизанскили в Находку. Да, нас тут немного – садятся на станции обычно два-три человека.И что? Не люди мы? Автобусы к нам не ходят, связи у нас нет, чтобы позвонить, есливдруг, к примеру, «скорую» вызвать, бегаем по всему поселку, пытаясь найти место,где ловит сеть… А чаще всего бежим на станцию к дежурному – у них есть стационарныйтелефон. Что будет с нами? Краевая власть думает хоть немного о приморцах?

Задумываются ли в краевой администрации над вопросом, что будет сжителями станции Красноармейский (а таких станций с теми же проблемами в Приморьедесятки), с дачниками, с жителями Владивостока и пригорода, для которых электричкибыли и остаются быстрым и самым надежным способом добраться в краевой центр и обратно,пока неясно.

Единственной реакцией на заявление «Экспресс Приморья» стал невразумительныйответ в эфире одного из телеканалов. С экрана прозвучало: «Краевые власти назвалитакое решение монопольным и нарушающим законодательство, так как этот вид деятельностиподлежит регулированию. Более того, тариф останется прежним: 16 рублей на одногочеловека за 10 километров». В рамках этого же телесюжета Иван Тирских, директоркраевого департамента промышленности и транспорта, заявил: «Поскольку администрациякрая владеет 49 процентами акций, Сергеем Сидоровым (вице-губернатор. – Прим.авт.) было принято решение эту программу в действие не запускать до созывасовета директоров и проведения акционерного собрания». Это конечно же «сильно» прояснилоситуацию и «позволило» жителям края вздохнуть с облегчением: ну вот, будет собраниеакционеров, ура! Вот радость-то! Заметим, проблема не вчера образовалась. Так почемуже до сих пор этот вопрос не урегулирован? Приморцы вправе ожидать от краевой властисистемной работы во всех сферах народного хозяйства, а не заявлений по случаю постоянновозникающих проблем то тут, то там.

– Пока что администрация края проявляет поистине олимпийское спокойствие,– рассказали корреспонденту «В» в пресс-службе «Экспресса Приморья». – Никаких действийили программных заявлений не было. Мы представили администрации Приморья все расчеты.Еще 21 июня прошлого года ОАО «Экспресс Приморья»направило в адрес департамента по тарифам Приморского края пакет документов на установлениеэкономически обоснованного уровня тарифов на пригородные пассажирские перевозки.Один только перечень направляемых документов состоял из 12 листов: 7 частей,347 документов, включая бухгалтерскую отчетность компании за 2012-й и 1-е полугодие2013 года, копии всех заключенных договоров, штатное расписание… Если департаментуне хватало каких-либо документов, то он вправе был запросить дополнительную информациюу компании-перевозчика. Однако чиновники обратились с дополнительным запросом одинраз – в конце августа. Запрашиваемая информация была сразу предоставлена.

После рассмотрения всех документов в краевой администрации сделализаключение и рассчитали тариф на пригородные железнодорожные перевозки (16 рублейна 10 километров), с которым «Экспресс Приморья» не согласен. Подобный тариф, пословам перевозчика, в администрации края рассчитали без применения исследованийили экспертных оценок, без учета ситуации в транспортном комплексе региона, темсамым нарушив основные требования к расчетам затрат на перевозки пассажиров железнодорожнымтранспортом, которыми он обязан руководствоваться.

– В итоге мы и получили кризис с пригородными железнодорожными перевозкамив Приморье, – объяснил официальный представитель пресс-службы «Экспресса Приморья»Максим Каленник. – Аналогичная ситуация сложилась и в Амурской области, но там спервых же дней наметившегося кризиса администрация области начала диалог с представителямиперевозчика, они вместе ищут приемлемый выход. Ничего подобного со стороны администрацииПриморского края мы не наблюдаем…

А чему удивляться, собственно говоря? Администрация Амурской области,как заметил один из коллег корреспондента «В», «хаяттов» недостроенных на шее неимеет, на достройку театра оперы и балета тратиться не должна, на заграничные вертолетыс роскошными салонами не претендует, яхт непонятных за миллионы не ремонтирует ипочти полмиллиарда рублей на поддержку своего имиджа не выкраивает.

Комментарии

Евгений Бочаров, депутат ЗС ПК:

– Считаю, что проблема создана искусственно. Дотация перевозчику– не такая большая сумма, чтобы бюджет ее не потянул. Возможно, возникли техническиеразногласия между руководством компании и администрацией Приморского края в частиколичества пассажиров, поездок и, следовательно, финансирования. С обеих сторонимеются специалисты, которые, думаю, в ближайший месяц смогут эту ситуацию уладитьи найти правильное решение.

Павел Ашихмин, депутат ЗС ПК:

– Финансирование из бюджета этой сферы деятельности должно быть, таккак пригородные перевозки у нас, естественно, убыточны. При этом их необходимостьбезусловна, самому приходилось наблюдать переполненность электричек в дачный сезон.Сейчас перед исполнительной властью края стоит задача провести серьезную работу(оценить пассажиропоток, справедливость требования компании) и сделать все возможное, чтобы возобновить пригородноесообщение в необходимом объеме. Тем более что финансовый резерв в бюджете есть.

Справка «В»

Список поездов, которые планируется отменить с 1 апреля 2014 года, предоставленный «Экспрессом Приморья»:

№ 6306 «Океанская – Владивосток» отправлением в 9.34; № 6345 «Владивосток– Надеждинская» отправлением в 15.18; №6333 «Мыс Чуркин – Владивосток» отправлениемв 6.47; № 6313 «Владивосток – Мыс Чуркин» отправлением в 18.10; № 6437/6438 «Владивосток– Смоляниново» отправлением в 20.27; № 6701 «Мыс Астафьева – Партизанск» отправлениемв 8.22; № 6737 «Тихоокеанская – Партизанск» отправлением в 12.57; № 6467 «Тихоокеанская– Партизанск» отправлением в 17.35; № 6703 «Мыс Астафьева – Партизанск» отправлениемв 20.20; № 6702 «Партизанск – мыс Астафьева» отправлением в 5.50; № 6706 «Партизанск– Тихоокеанская» отправлением в 15.00; № 6704 «Партизанск – мыс Астафьева» отправлениемв 17.50; № 6460 «Партизанск – Тихоокеанская» отправлением в 11.00.

С 1 мая 2014 года отменяется пригородный электропоезд № 6464/6463«Партизанск – Владивосток» отправлением в 6.19.


Автор: Михаил НЕЩЕДРИН