Жизнь учителя как роман

22 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения Ивана Трофимовича Спивака – известного далеко за пределами Владивостока преподавателя русской литературы, литературного критика.

5 март 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3500 (32) от 5 март 2014

В ней было малолирики, но много испытаний – войной, расстоянием, временем

Еще в довоенные годыон был учителем на Сахалине и в Уссурийске. Потом его призвали в погранвойска.После Великой Отечественной войны, во время которой он был командиромкурсантских взводов Шкотовского пехотного училища, работал во Владивостокеучителем и директором школы. Позже стал преподавателем литературы воВладивостокском педагогическом институте, затем – в Дальневосточномгосударственном университете, где дорос до должности заведующего кафедройрусской литературы. Он умер в 1999 году, но многие бывшие студенты до сих порхорошо помнят светловолосого доброжелательного человека, прекрасного лектора,обаятельного старшего товарища… И мало кто знал, что в судьбе его отца и самогоИвана Трофимовича были такие повороты, перед которыми меркнет любая выдумкароманиста.

Восток – Запад

В 1900 году из селаРоскошного Таращанского уезда Киевской губернии на Дальний Восток прибылиочередные переселенцы. Мать, два сына-подростка, один постарше да еще двесестры. Осели в далеком селе Вассиановка (теперь Черниговский район Приморскогокрая). Жили тяжко: отвоевывали у тайги землю, корчуя клочок за клочком, пахали,засеивали – в общем, обустраивались как могли. Расскажем об одном из братьев –Трофиме Федоровиче, 1887 года рождения. Это был, понятно, отец ИванаТрофимовича.

В начале XX века он женился наМарии Михайловне, завел двух детей. А в 1915 году, в разгар Первой мировойвойны, в возрасте 28 лет был мобилизован в армию. Сначала служил в Иркутске, в1916 году получил назначение в особый батальон и был отправлен во Францию всоставе экспедиционного корпуса на помощь союзникам. Там Трофима Спиваканаправили в пулеметную команду, во 2-й полк 1-й бригады. Начальником 1-й Особойпехотной бригады русских войск во Франции в составе двух полков былгенерал-майор Лохвицкий.

В июле 1916 годавоинские части 1-й бригады были посланы на Шампанский фронт. Сражались противнемцев достойно: командование французской армии не раз отмечало хорошуюподготовку и храбрость русских солдат. Последний участок фронта, на который ихбросили (уже в 1917 году), был под Реймсом. Солдаты знали, что в Россиисвергнут царь, но пошли в наступление, чтобы выправить, как им говорили,тяжелое положение на русско-германском фронте.

После наступлениявсю 1-ю бригаду отправили на отдых в лагерь «Ла Куртин». По прибытии туда же3-й бригады был избран дивизионный исполнительный комитет, в который вошел иТрофим Спивак. Солдаты потребовали, чтобы всех отправили в новую Россию. Ихпринялись убеждать продолжать военные действия; этим занимались и французы, ирусское военное командование, и комиссары от Временного правительства. Каквспоминал сам Трофим Спивак, уговаривали с мая до сентября, а в сентябре стализапугивать расстрелами, тюрьмами, ссылками на острова.

В августе 1917 года,чтобы не вмешивать в этот конфликт французские войска, было решено привести вповиновение 1-ю бригаду силами солдат 3-й бригады. Издали приказ, согласнокоторому воинские части должны были выйти из лагеря «Ла Куртин» в районместечка Клерво. Однако лагерь покинуло около 7 тысяч, а примерно 9 тысячсолдат (в основном из 1-й бригады) остались там, подчинившись решениюдивизионного комитета. С 27 августа началась блокада лагеря: было отключеноэлектрическое освещение, вода, полностью прекращено снабжение.

Бунт и егопоследствия

Затем всехоставшихся в лагере окружили части 3-й бригады и совместно с французами сталиобстреливать из орудий и пулеметов. Обстрел продолжался трое суток, толькоубитых было около 80 человек, и дивизионный комитет решил прекратитьбессмысленное противостояние. К слову, вся эта трагическая история подробноописана в книге Р. Я. Малиновского «Солдаты России» – будущему маршалу тоже«посчастливилось» быть в «Ла Куртине». Пулеметная команда, в которую входилТрофим Спивак, вышла из осажденного лагеря на третьи сутки – 13 сентября 1917года.

В этот же день всехзачинщиков мятежа арестовали: 160 человек отправили в город Рошфор, из него –на остров Д`Экс в крепостную тюрьму, где Спивак провел три месяца. Когда-то наэтом острове сидел сам Наполеон I, император Франции, до того как его увезли наостров Святой Елены. Трофим Спивак рассказывал, что видел библиотекуимператора, а в ней – две книги на русском языке… Еще через три месяца 100человек из тюрьмы отправили на работы, а 60 – в пустыню Сахару, в концлагерьКридер. Из лагеря кто-то попал к фермерам на полевые работы, кто-то – настроительство шоссейных дорог.

Так прошло несколькобесконечных лет. Только в 1920 году оставшихся в живых русских переправили вгород Алжир, а оттуда – в Одессу, куда бывшие солдаты прибыли в первых числахоктября 1920 года. Им выдали проездные билеты до места жительства, и в родноесело Вассиановку Трофим Спивак вернулся 20 декабря 1920 года. Интересно, чтовместе с ним служил и его брат, который был контужен под Реймсом, и с тех порони не виделись. А дома обоих считали погибшими, так как письма из Франции неприходили с 1917 года. Так вот, брат вернулся в Вассиановку практическиодновременно с Трофимом.

Хозяйство былоневелико: хата и сарай под сгнившей соломенной крышей, подпертые палками, ипустой амбар. Все эти годы делами занимались только мать, Мария Михайловна, дадве сестры, тоже солдатки, с двумя детьми каждая…

Попытки братьевустроиться на работу во Владивостоке и Уссурийске не удались, поскольку увласти в Приморье были еще белые. Пришлось и «в людях» поработать, иплотничать, и класть печи. Так прошло десять лет.

В 1931 году, ввозрасте 44 лет, Трофим Спивак устроился на Дальзавод в строительную бригаду,был бригадиром. Потом поступил на курсы при «Экспортлесе» и по окончании ихработал бракером. Позже, вернувшись в свое село, стал начальником лесоучастка.В 1943 году стал председателем сельсовета; в 1944 году по решению райисполкомапринял сельпо, которым заведовал до 1948 года. В 1951 году его попросилипоработать на строительстве школы в Вассиановке в качестве бригадира. Хотяздоровье было уже не то, Трофим еще трудился в родном селе до 66 лет…

Любовь нечаяннонагрянет

Итак, ИванТрофимович Спивак родился в селе Вассиановка в 1914 году – как раз перед тем,как его отец был призван в армию, а потом пропал на шесть долгих лет. Так чтодетство у него было не из легких. Но пришедшая в Приморье Советская властьпозволила учиться сначала в начальной школе, а потом в школе II ступени. В 1931 году17-летнего Ивана в числе четырех лучших учеников направили в Благовещенскийагропединститут на литературный факультет. Этот вуз готовил учителей длясельских школ – потому и название было таким «объединенным».

В одной группе с нимучилась Регина Слицан – она была старше Ивана на 5 лет. Студенты создали винституте коммуну «Красный вузовец», Иван ею руководил. Регина отвечала закультурно-массовый сектор: волейбол, пинг-понг, художественнаясамодеятельность, посещение театров... Общественные отношения постепенноперешли в личные. Иван и Регина жили то на квартире, то в отдельной комнате вобщежитии. О детях не думали, отношения официально не регистрировали –понимали, что после окончания вуза судьба разбросает их в разные стороны.

В 1935 году ИванСпивак и Регина Слицан получили специальность учителя русского языка илитературы. Вышло так, что распределение они получили в одно место – вСахалинское облоно. Иван стал работать учителем образцовой средней школы вгороде Александровске. На Сахалине – во избежание кривотолков – жили отдельно,но Иван, конечно, у Регины бывал. «Мы договорились так, – вспоминал он позже, –пока нам хорошо друг с другом, будем вместе». Видимо, тогда Регина, желаясохранить память о первой любви, решила родить ребенка. Или, может, думалатаким образом привязать к себе Ивана. Как бы там ни было, но в 1936 годуродился Володя, получивший фамилию матери.

Судьба раскидала

Когда ребенку быловсего три месяца, отца призвали служить в морской пограничный отряд – там же,на Сахалине. А потом Ивана отправили в Приморье. Когда шли колонной в порт напогрузку, он в последний раз увидел сына на руках у няньки. Попал на границу,участвовал в Хасанских событиях. Когда Володе исполнилось три года, Регинауехала с ним в Ленинград к своим родителям. Иван после демобилизации в 1938году остался учительствовать в Уссурийске, они переписывались. А потом началасьВеликая Отечественная.

Регина с Володейчуть ли не с последними поездами эвакуировались из Ленинграда на Урал.Переписка прервалась, и так сложилось, что Регина с Иваном были уверены всмерти друг друга...

Регина замуж невышла, жила одна, воспитала сына. Умерла в 1984 году. Владимир Иванович,писавший в анкетах об отце «пропал без вести» (такой вот парадокс!), много разбывал во Владивостоке. После школы он ездил в наш город поступать в институт, вПриморье служил в армии, отдыхал на курорте...

А Иван Трофимовичпреподавал: в школе, в пединституте, потом в ДВГУ. Женился, у него появилисьсын и дочь, затем внуки и правнуки. Жизнь его была вполне благополучной, хотя ив ней случалось всякое. Так, его монография, посвященная творчеству ИванаТургенева, почему-то вызвала резкое неприятие столичных литераторов. О Спивакес издевкой писали в журнале «Крокодил», и даже сам Самуил Маршак в 1960 годуудостоил его эпиграммы, в которой были такие слова:

Порой врага опаснейскучный друг.

Спивак на частиделит «Бежин луг».

Но одного Спивакдобьется этим:

Тургенев ненавистенбудет детям.

(Продолжениеследует).

  

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ