Вся правда о земле для многодетных

О земле для многодетных семей в последние недели говорилось очень много и по-разному. Тема сложная, разобраться в том, кто прав, а кто препятствует выделению участков, простому обывателю нелегко. Однако у земельного вопроса, как оказалось, еще теневая сторона. Сторона, стоившая карьеры двум титанам приморской политики последнего десятилетия, которые оказалась разменной монетой в политической игре.

5 март 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3500 (32) от 5 март 2014
7c1467b84d8414d69e477caea712a035.jpg

В проблеме раздачи бесплатных участков нашли крайних

Первопричина

Шумиха по поводу проблем с выделением земли для многодетных вПриморье поднялась в ноябре прошлого года. Все началось с того, что многодетныеродители написали публичное письмо президенту, в котором указали на бездействиекраевых властей в части выполнения указа президента. Добрая половина приморскихСМИ как-то упустила из виду скандальноеписьмо. Однако оно разошлось по Сети и, что самое главное, дошло до адресата.

Разумеется, губернатор не мог позволить себе такогорепутационного удара. Поэтому через несколько дней после появления критическогописьма в «Белом доме» созвали совещание по вопросам выделения землимногодетным, которое проходило под объективами телевизионных камер. На немгубернатор указал на виновных – муниципалитеты, и в особенности Владивосток.Таким образом, сняв с себя ответственность, краевые власти публично «отработали»жалобу многодетных перед высшим руководством. Мол, зря на нас многодетныежалуются, виноваты совсем другие.

Приморский политолог Сергей Гребенюк назвал тактику, которойпридерживалась администрация Приморского края, тактикой ледокола.

– Они совершенно игнорировали поступающую извне критику. В итогетакая тактика привела лишь к накапливанию негатива по отношению к краевойадминистрации, – резюмировал эксперт.

Однако Владивосток не пожелал быть козлом отпущения за чужиеошибки. Спустя несколько дней мэрия предоставила общественности полную картинупроисходящего. Первое – выдавать землю многодетным препятствует «Приморскоелесничество». Это краевая структура, которая подчиняется губернатору. Второе –земли для многодетных во Владивостоке не хватает. Поэтому необходимо, чтобыгороду вернули большой участок на ул. Артековской, который краевые властинамеревались передать Фонду РЖС. Третье – если с учетом Артековскойсуществующую очередь из многодетных город закроет, то для молодых и двухдетныхсемей (таких порядка 40 тысяч) во Владивостоке физически нет столько свободнойземли.

Для краевых чиновников откровенность коллег из города сталабольшой неожиданностью. Но обратной дороги для них уже не было. Публичнопризнать, что именно из-заих действий не выполняется указ президента, притом что губернатор передтелекамерами уже указал на якобы виноватых, равно политическому самоубийству.Остался лишь один путь: всеми возможными способами, включая ложь, снять с себяответственность и найти другого виноватого.

«Есть 17 тысяч гектаров?Нет17 тысяч гектаров»

Незадолго до приезда во Владивосток полпреда Юрия Трутневакраевые власти заняли твердую позицию по двум пунктам. Первое – Артековскуюнадо все-такиотдать Фонду РЖС. Этот вопрос лично лоббировал вице-губернатор Владимир Балан. Второе – во Владивостоке массасвободной земли, целых 17 тысяч гектаров. Об этом уверенно заявляет директордепартамента земельных отношений, который подчиняется первому вице-губернатору Александру Костенко.

СМИ заполнились сообщениями по земельному вопросу. Правда, отодной новости к другой краевые чиновники путались в своих заявлениях. Сначаладиректор департамента земельных отношений заявляла, что во Владивостокесвободно 17 тысяч гектаров муниципальной земли. Потом исправилась. И в следующемсообщении из ее уст уже звучало: 17 тысяч га земли неразграниченной.(Неразграниченной землей распоряжается администрация Приморского края. Мэрияимеет право использовать ее только для выдачи многодетным и с согласованиякраевой власти. – Прим. редакции).

В это же время в мэрии провели специальную проверку по учету всейземли в городе. Итог таков: во Владивостоке свободно только 5776 гектаров. Изних 2100 га – это участок на Артековской, который край намеревался отдать ФондуРЖС. Итого сегодня свободно и доступно только 3676 га.

Заявления о 17 тысячах свободной земли поначалу озвучивал иАлександр Костенко. Но спустя какое-то время перестал. Почему? Источники в администрации краясообщают, что первый вице-губернаторудостоверился, что никаких 17 тысяч нет, а говорить неправду дальше не пожелал.

Кто доложит полпреду?

Казалось бы, сейчас, когда краевые власти выяснили, что ихпозиция была ошибочна, поняли, где недоработали, теперь работа пойдет как помаслу. Однако этого не случилось. Причина? Все та же – руководство Приморскогокрая не пойдет на репутационные потери. Признать свою ошибку? Публично потерятьлицо? Взять на себя ответственность? Никогда! И краевые чиновники продолжилипублично озвучивать цифру 17 тысяч, а кулуарно готовить участок на Артековскойк передаче Фонду РЖС.

Но возникло осложнение – полпред решил лично разобраться вситуации и приехал в Приморье. За день до совещания с Юрием Трутневым вадминистрации края заинтересованные лица готовились к встрече с ним. Губернаторпоставил вопрос: кто доложит полпреду о ситуации с многодетными и выскажетпозицию краевой администрации? Кто скажет про 17 тысяч гектаров свободнойземли? Про необходимость отдать Артековскую Фонду РЖС? Вопрос повис в воздухе.Докладывать должен был Александр Костенко. Но он отказался говорить это.

Вызвался Владимир Балан. Ведьименно он на протяжении двух последних лет делал все возможное, чтобы участокна Артековской отошел Фонду РЖС. И на совещании с Трутневым Балан доложил так,как и было условлено. Однако события приняли неожиданный поворот. Во-первых, заместитель министра по развитию ДальнегоВостока Олег Скуфинский в своем докладе подчеркнул: во Владивостоке существуеттолько 3,6 тысячи гектаров свободной земли. Таким образом, он подтвердилрасчеты и правоту мэрии Владивостока. История с 17 тысячью га потерпела крах.

Во-вторых, Юрий Трутневпотребовал от краевых чиновников, представителей РЖС и Росимуществанезамедлительно подписать соглашение о том, что Артековская будет переданаВладивостоку. Владимир Балан не ожидал такой развязки, ведь он два годадобивался совершенно другого. Но выбора не было. Пришлось тут же составитьдокумент и подписать, после чего Трутнев сразу же забрал экземпляр с собой.Полпред заявил, что лично проконтролирует, чтобы в правительстве было приняторешение передать Артековскую Владивостоку.

Учитывая, какую широкую огласку получил скандал с невыдачей землимногодетным в Приморье, теперь Юрий Трутнев лично отвечает перед президентом заисполнение его указа. А это значит, что теперь за чиновниками края будет особыйконтроль. Ситуация для губернатора стала очень напряженной…

Вчера – титаны, сегодня – разменная монета

На совещании с Трутневымправда вышла на поверхность – позиция и действия администрации Приморского краябыли ошибочны и едва не сорвали выполнение закона. Скандал дошел до президента.Чтобы разобраться в ситуации, пришлось вмешаться его полномочному представителюи министру. Разумеется, когда заваривается такая каша, непременно полетятголовы. Только вот чьи?

– В этой ситуации краеваяадминистрация сработала непрофессионально, не сумев урегулировать возникшийконфликт на низовом уровне и допустив сам факт ознакомления с ним полпреда, –комментирует политолог Сергей Гребенюк. – Кроме того, столкнувшись ссуществованием другой точки зрения на возможность реализации закона, они непересмотрели критически свою первоначальную позицию и продолжили еепридерживаться. В идеале после возникновения этой ситуации чиновникам краевойадминистрации стоило бы более внимательно прислушаться к позиции своих коллегиз мэрии, выработав компромиссное решение и начав максимально быстро претворятьего в жизнь.

Виновных быстро нашли. Сразу же после совещания на подходе кпрессе губернатор Владимир Миклушевский заявил о «неудовлетворительной работекурирующего вице-губернатора». Кого онимел в виду? Это стало известно спустя два дня. Указом губернатора ВладимирБалан был отстранен от строительного сектора и земельных вопросов. Теперь егоудел – бюрократия, взаимодействие с различными госструктурами. Такую ротациюполномочий Балана эксперты назвали «почетной отставкой».

Эксперт-политологотмечает: после такой кадровой рокировки аппаратный вес и возможность влиять нахозяйственную сферу жизни края у Владимира Балана существенно снизились.

– Фактически мы можем говорить о его выходе на почетную пенсиюбез реальных полномочий, – отметил Сергей Гребенюк.

Нельзя не сказать, кем был Балан в политическом и экономическомсекторе Приморья. Многие годы на этого человека замыкался весь строительныйсектор края. Без него никакие вопросы не решались, ничего не двигалось. Онкурировал все грандиозные стройки саммита АТЭС. В своей сфере Владимир Баланбыл титаном. И теперь титана «попросили» – после истории с Артековской.Разумеется, официальная причина перевода Балана не связана с пресловутой землейдля многодетных. Но хронология событий и факты не оставляют сомнений.

На этом особенности кадровой политики губернатора незаканчиваются. Отказ Александра Костенко «доложить» полпреду Юрию Трутневу имелпоследствия. Одновременно с переводом Балана губернатор отнял у еще одноготитана приморской политики кураторство земельных вопросов и вывел из егоподчинения департамент земельных отношений. И передал его новому человеку –Василию Усольцеву. Фундамент под непотопляемым Костенко пошатнулся.

Полный провал.Начинаем заново

До совещания с полпредом краевая власть очень твердо стояла насвоих позициях по части 17 тыс. гектаров и передачи Артековской, доказывая всеми каждому свою правоту. Но после совещания все изменилось. Если краевая властьбыла действительно права, то почему Балан и Костенко, которые годами занималисьземельными вопросами, внезапно были отстранены? Почему вдруг понадобилосьотдавать это направление совершенно новым людям – Василию Усольцеву и ЕвгениюКоржу? Такие тектонические перемены в системе управления края не происходят из-­замелочей. А значит, история с землей для многодетных – большой провал в работекоманды губернатора.

Только на публичное признание своих ошибок краевая власть непойдет. Ведь репутация и рейтинг крайневажны для губернатора. Однако для вышестоящих инстанций были найдены виноватые– Костенко и Балан. Карьера одного из них ныне фактически завершилась, авлияние другого существенно снижено. На место Балана поставили новых людей,которые будут выстраивать систему с нуля.

 

Автор: Евгений СИДОРОВ