Морская пехота голодает и готовится бастовать

БТРы, ревя моторами и беспорядочно постреливая из крупнокалиберных пулеметов в воздух, вышли на улицы города. Крепкие молодые люди в камуфляже с автоматами захватили почту, телеграф и телефон. Чиновники мэрии и краевой администрации, а также группа адмиралов и высших офицеров штаба ТОФ под конвоем военных в черных беретах и вывезены за пределы города. На празднично украшенных столбах висит празднично одетая интеллигенция. 12 декабря. Россия празднует День Конституции, согласно которой каждый российский гражданин имеет право на справедливую оплату своего труда.

6 дек. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №35 от 6 дек. 1996

БТРы, ревя моторами и беспорядочно постреливая из крупнокалиберных пулеметов в воздух, вышли на улицы города. Крепкие молодые люди в камуфляже с автоматами захватили почту, телеграф и телефон. Чиновники мэрии и краевой администрации, а также группа адмиралов и высших офицеров штаба ТОФ под конвоем военных в черных беретах и вывезены за пределы города. На празднично украшенных столбах висит празднично одетая интеллигенция. 12 декабря. Россия празднует День Конституции, согласно которой каждый российский гражданин имеет право на справедливую оплату своего труда.

...Эта страшная картина может стать реальностью, ибо военные уже всерьез стали задумываться о проведении коллективных акций протеста. А где пикеты и демонстрации, там недалеко и до путчей черных полковников.

Для товарища полковника и товарища сержанта денег нет

На столь безрадостные размышления наталкивают последние события в 165-м полку соединения морской пехоты Тихоокеанского флота. "Брожение" в офицерских рядах началось давно, но в течение последней недели ситуация накалилась. В полку прошли 2 офицерских собрания, на которых группа офицеров предъявила командованию соединения ультиматум. В нем военнослужащие требуют немедленного погашения задолженности по заработной плате, предоставления возможности подрабатывать в свободное от основной службы время и взимать деньги со всех организаций, использующих для стрельб полигон морской пехоты. В случае невыполнения этих требований офицеры готовы к акции протеста.

Командование полка и соединения на офицерские собрания корреспондентов "В" не допустило. Посему весь собранный материал нами был получен из бесед с офицерами 165-го полка.

В уставе Советской армии был пункт, согласно которому военнослужащие были обязаны мужественно переносить все тяготы и невзгоды воинской службы. В новом уставе армии российской этого пункта уже нет. Как нет и пункта, запрещающего подачу коллективных жалоб на действия командования. Этим, по сути дела, и воспользовались офицеры полка морской пехоты.

В случае невыполнения своих требований, которые были официально доведены до командования соединения, они готовы прибегнуть к крайним мерам - в том числе и приостановить в части занятия по боевой подготовке с личным составом. Офицеры будут приходить на службу, находиться в казармах, "гонять" подчиненных на занятия по физкультуре, но готовить бойцов к ведению боевых действий не будут. По сути эта акция протеста может быть приравнена к бессрочной забастовке.

Последний раз зарплату офицеры морской пехоты приносили домой в августе. Тогда им выплатили довольствие за июнь. С этого времени денег военнослужащим больше не давали. Это при том, что в среднем сумма, получаемая офицерами от капитана до подполковника, варьируется от миллиона до 1,2 миллиона российских рублей. Это без так называемых "пайковых" и "квартирных", которых, впрочем, офицеры не видели уже почти год.

Военнослужащие вполне резонно могут заявить: с какой стати они должны защищать государство, которое довело их до нищеты? Практически у всех есть жены и маленькие дети, которых нужно кормить и одевать. Жены уже смирились. "Мне проще, - говорит один из офицеров, - когда я прихожу домой и жена спрашивает меня: "Товарищ подполковник, где деньги?", я ей отвечаю: "Товарищ старший сержант, денег нет". Но как объяснить детям, почему на завтрак, обед и ужин на столе лишь хлеб и чай. На собрании у командования части спросили: чем кормить детей? Последовал ответ: кормите тушенкой из НЗ. И грудных тоже? Баночка детского питания стоит около 30 тысяч рублей. Поглощать же солдатскую перловку-шрапнель с говяжьими жилами груднички почему-то отказываются.

Бывали случаи и "покруче". Один из офицеров полка занял в свое время крупную сумму денег для того, чтобы устроить достойную свадьбу своей дочери. ...В конце концов к КПП подъехали парни на дорогих автомашинах и заявили его сослуживцам, что, возможно, вскоре им придется распрощаться со своим товарищем навсегда.

Кроме того, есть и другие проблемы, прямо связанные с боевой подготовкой. Практически единственное воинское формирование на Дальнем Востоке, способное реально действовать в боевых условиях, сейчас парализовано. На ремонт техники, покореженной в чеченской бойне, денег не выделено до сих пор.

Пригодится ли чеченский опыт?

О Чечне стоит сказать особо.

165-й полк морской пехоты провел в этой мясорубке около 3 месяцев и потерял более 40 человек только убитыми. "В" не раз рассказывал о том, что в числе первых требований чеченцев на переговорах стояло: вывести морскую пехоту. Офицеры и матросы участвовали в штурме Грозного, боях в предгорьях, вступали в рукопашную схватку с элитными дудаевскими "серыми волками".

Напомним, что 2 года назад - в январе 95-го - некоторые командиры подразделений отказались везти в Чечню необученных молодых парней. Как вспоминают офицеры, для того, чтобы они только согласились сесть в самолет, высшие чины флота обещали все что угодно: от званий до квартир. Где они теперь, эти обещания? Остались только память о месяцах, проведенных в чеченской грязи, горечь обмана и ценный боевой опыт, который, не дай бог, может пригодиться сегодня.

Офицеры вполне резонно замечают: если государство не может выплачивать денежное довольствие военнослужащим, пусть оно разрешит им самим добывать средства на пропитание. Как известно, по действующему российскому законодательству офицеры не имеют права на побочный заработок. Исключение составляют лишь научная, преподавательская и писательская деятельность. Преподавать молодого лейтенанта никто, понятное дело, не позовет, а писать книги боевые офицеры как-то не научены. Впрочем, они умеют, и очень даже неплохо, делать другое - воевать и защищать Родину.

Практически каждую неделю офицерам поступают предложения о работе в различных охранных компаниях. Платить предлагают до 2 тысяч долларов в месяц. "Да меня с моим-то "личиком" в любое агентство возьмут, с руками оторвут", - заявил в беседе с корреспондентами "В" командир разведроты кавалер ордена Мужества старший лейтенант Михаил Кирилов.

"Мы работали бы ночью. Иначе нельзя, человек приходит на службу в 6.30, и если в 9 часов вечера он дома, то это считается нормальным", - говорят офицеры. Смело можно сказать, что командование дивизии не сумеет выполнить и это требование, никто не осмелится пойти на нарушение федерального закона.

Впрочем, на самом деле и офицеры, и матросы дивизии морской пехоты выполняют массу работы, очень нужной и важной для города и края. Кто первым оказывается на месте стихийного бедствия? Морская пехота. Кто обезвреживает взрывные устройства и прочие взрывоопасные "штучки", которые частенько находятся в нашей приморской земле? Морская пехота. Кто разбивает головой и другими частями тела кирпичи и доски перед высокими гостями? Опять же морская пехота. Когда городские власти хватаются за голову и разводят руками при очередном гололеде, вновь парализовавшем город, именно БТРы морской пехоты растаскивают большегрузные машины, перегораживающие проезжую часть. А строительные работы и благоустройство прилегающих к городку соединения улиц? Львиная их доля выпадает на военнослужащих морской пехоты. Власти же, как правило, ограничиваются лишь торжественными поздравлениями да напутственными речами...

Какую армию лучше кормить - свою или чужую?

Офицеры голодают. Но один час смертельно опасной работы сапера оценивается в кругленькую сумму в долларах. Достоверно известно, что за показательные выступления по рукопашному бою деньги куда-то перечисляются. Платят и за стрельбы на Горностае. Матросам и офицерам не достается даже пачки сигарет.

Зато информация о том, что российское правительство под честное слово главы нового чеченского правительства перечислило бывшим "сепаратистам" энное количество миллионов рублей, морпехи воспринимают довольно своеобразно. "Представляете, какие классные противотанковые комплексы будут теперь у чеченцев", - задумчиво заметил один из офицеров.

Безысходность в 165-м полку чуствуется повсюду. Закон в подобных случаях предоставляет один выход - подать в суд на командира соединения. "Но в чем я могу его обвинить? - говорит помощник командира полка по правовой работе капитан Владислав Непомнящий. - Он же такой же, как и я, столько же времени не видел денег".

Впрочем, все офицеры прекрасно понимают, что ни от командира дивизии, ни даже от командующего флотом здесь ничего не зависит. И, может быть, не зависит даже от министра обороны, который во время своего недавнего визита пообещал доложить о состоянии дел на ТОФ верховному главнокомандующему и попросить его о помощи. "Я скажу ему: люди служат, люди терпят..." - говорил министр во Владивостоке. Терпение кончилось. Денег по-прежнему нет. Что, впрочем, не мешает высоколобым политикам рассуждать о том, что Тихоокеанский флот является важнейшим звеном, обеспечивающим стабильность в сложившемся балансе сил в северной части Тихого океана.

Зарплату сегодня не платят многим. Если не платят учителям - наши дети будут слоняться по улицам неучами. Если шахтерам и энергетикам - замерзнем зимой. Но если на голодном пайке держать армию и флот, то вполне вероятно, что Новый год мы будем встречать не 31 декабря, а несколько позже. Вместе со всем великим китайским народом.

P.S. К сведению читателей. По просьбе начальника штаба Тихоокеанского флота за публикацию номера полка морской пехоты Комитет РФ по печати объявил газете "Владивосток" письменное предупреждение. Поэтому специально для сотрудников военной цензуры, которые уже, очевидно, потирают в нетерпении руки - можно, дескать, направить газете "Владивосток" очередное официальное предупреждение в связи с разглашением государственной тайны - номера полка морской пехоты, сообщаем, что номер полка взят нами из открытой печати, так как во время участия полка в боевых действиях в Чечне в 1995 году номер этот называли все кому не лень - от журналистов до командующего флотом и губернатора края. Список средств массовой информации, называвших 165-й полк и не получивших по вашей просьбе письменное предупреждение, можем предоставить в рабочем порядке.

Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, Сергей ЧЕЧУГО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"