Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Главное

Прощай, «Кунст и Альберс»?

Ситуацию, развернувшуюся вокруг реконструкции здания торгового дома «Кунст и Альберс» во Владивостоке, не назовешь, к сожалению, ни уникальной, ни из ряда вон выходящей. Увы, подобное отношение к памятникам культуры, истории и архитектуры, особенно со стороны собственников, у которых лишь баксы зеленые в глазах, стало приметой нашего времени.
Прощай, «Кунст и Альберс»?

Уникальный архитектурный комплекс может превратиться в безликий торговый центр

У кого поднимется рука?

Помню, как около года назад обсуждали мы с историками и краеведами Владивостока так называемую реконструкцию торгового дома «Чурин и К0», известного в народе больше как Малый ГУМ. С тоской говорили люди о безнадежно выхолощенном здании, о том, что «ремонт» советской эпохи хотя бы намек на уникальность помещений сохранял. А вот новорусские новомодные «архитекторы и дизайнеры» просто убрали всю начинку здания и, по сути, построили его заново, оставив относительно нетронутым только фасад. Зайдешь теперь в это здание – и не поймешь сразу, в каком из многочисленных торговых центров находишься. Все одинаковое, все унылое, все безликое. Бутики, неоновый свет, эскалаторы, скучные витрины…

На том же обсуждении вспомнили и про последний оплот уникальности в городе – ГУМ, «Кунст и Альберс». Вспомнили о Кристиане Берникене, далеком потомке одного из основателей этого торгового дома – Адольфа Даттана. Кристиан приезжал во Владивосток не раз и не два. И всегда ходил в ГУМ, рассматривал сохранившиеся там клейма на радиаторах, на держателях для ковров, что еще были закреплены на лестницах, на лепнину… Все это, по его словам, напоминало о далеком предке, о человеке, который любил Владивосток и отдал ему свои силы…

– Нечем ему скоро станет любоваться, – вздохнули тогда краеведы и историки. – Начнут реконструкцию ГУМа – камня на камне не оставят. Какие там кольца для ковров и радиаторы… Хоть бы фасад сохранили…

Скажу честно, год назад лично мне рассуждения эти показались несколько пессимистичными, что ли. Ну у кого поднимется рука рушить здание, ставшее для пяти поколений владивостокцев символом родного города?

Оказалось, это я была наивно-оптимистичной. А умудренные жизнью краеведы – людьми, вполне реально оценивающими коммерсантов от архитектуры.

Не все новое лучше старого

Когда еще только появилось описание грядущей реконструкции, уже стало не по себе. От одних только бодрых слов: «Объект культурного наследия должен измениться кардинально: первые четыре этажа планируют выделить под торговые площади, еще два — под офисные помещения, на двух верхних этажах расположится парковка. В планах объединить ГУМ с кинотеатром «Уссури», возвести стеклянный купол над крышей и расширить территорию в три раза – до 25 тысяч квадратных метров. Реконструкция ГУМа подразумевает реставрацию и капитальный ремонт существующих зданий по адресу: ул. Светланская, дом 33, дом 35, исторический облик которых планируется полностью сохранить, а также строительство современной торговой галереи на внутренней территории комплекса».

Парковка на последних этажах? Объединение с «Уссури» путем снесения уличной стены? Это как?

Оказалось, что на вопрос «как?» ответ будет получен очень скоро. И превзойдет он даже самые кошмарные ожидания…

Нет, здание «Кунста и Альберса» не сровняли с землей, дабы выстроить там очередную унылую «стеклобетонную» подделку. И даже – во всяком случае, пока – не снесли крышу уникального здания, чтобы установить на ней кошмарные стеклянные надолбы типа тех, что «украшают» торговый дом «Центральный». Но ГУМ действительно выхолостили – или попытались выхолостить…

Бетоном по старинной плитке

Планировалось, что будут отремонтированы фасад и оконные проемы, а также восстановлен исторический облик центрального входа в здание.

На деле же случилось вот что. В середине февраля реконструкция Владивостокского ГУМа была приостановлена из-за не согласованных с департаментом культуры Приморья ремонтных работ внутри помещения. Оказалось, рабочие, ведущие «ремонт» в залах, сбили лепнину, разрушили оконные рамы, испортили уникальную плитку на полу…

Вот как эти самые «несогласованные работы» охарактеризовал Виктор Шалай, директор музея имени Арсеньева на своей страничке в Фейсбуке.

– Было красиво. Так красиво, что даже в советское время не тронули. И 20 постсоветских лет тоже не калечили, рука ни у кого не поднималась, да и в голову не приходило. А сейчас подняли. На виду у всех. Не побоялись, – написал Виктор Шалай. – Сначала предложили снести всю старинную инфраструктуру во дворе, чтобы расширить торговые площади. Много говорили о том, что ценность всех этих складов, лифтов, заборов с фонарями – второстепенная. Не то что интерьеры торговых залов. Оказывается, лукавили, тогда уже были планы сделать это.

Они ведь не могли не видеть очевидного благолепия, красоты и редкой сохранности этого здания. Что-то же они думали, когда намеренно заливали бетоном метлахскую плитку в торговых залах, штробили потолок поперек лепнины, оконные рамы курочили? Там ведь видно, что это редчайшая красота, о которой иным городам и мечтать не доводилось. Один из лучших образцов старинной европейской архитектуры. С ним Владивосток был Европой. С ним теперешним – заштатная деревня.

– В рамках реконструкции Большого ГУМа от собственников на согласование в департамент культуры края поступали заявления о ремонте фасада, оконных проемов и восстановлении исторического центрального входа в здание, – официально прокомментировала ситуацию глава департамента культуры администрации края Анна Алеко. – Департаментом проведена внеплановая проверка реставрации здания Владивостокского ГУМа, которая показала, что ремонтные работы, которые проводятся внутри помещения, не согласованы и требуют детальной проработки. По итогам проверки департамент уже составил акт обследования здания, а представителю собственника выдано предписание о приостановке строительных и любых хозяйственных работ.

Устранить,но не восстановить?

Впрочем, как отмечалось в пресс-релизе администрации края, выявленные нарушения не нанесли невосполнимого ущерба историческим интерьерам. Действительно. Что там метлахская плитка да лепнина по сравнению с будущей парковкой на крыше и объединением с «Уссури»?..

Очень скоро появилось сообщение о том, что те самые «собственники» – разумеется, без указания фамилий (и места прописки – что еще хотелось бы знать), уже практически осознали свои ошибки. И, можно сказать, бьют себя в грудь, обещая «вернуть все взад».

– Мы устраним все нарушения, выявленные департаментом культуры, и внесем изменения в проектную документацию в кратчайшие сроки, – пообещал директор Владивостокского ГУМа Виталий Слюсарев и пояснил: – Проверяющими обнаружены несоответствия между первоначальным дизайн-проектом, предоставленным проектировщиком арендатора – лицензированной компанией, и фактически проводимыми работами во внутренних помещениях ГУМа.

А главное (во всяком случае, на взгляд редакции) во всех этих пресс-релизах заключается в одной фразе: «После того как нарушения будут устранены, а проектная документация согласована с департаментом культуры, все реставрационные работы будут возобновлены».

А это, по сути, означает, что все продолжится. И что мы получим в итоге? «Кунст и Альберс» с эскалаторами, унылыми бутиками, неоновым светом и настолько безликим обликом, насколько это только возможно, увы…

– Ребята-бизнесмены, – писал на своей страничке Виктор Шалай, – к вам обращаюсь. Вы ведь сами знаете, что никакими бизнес-интересами это объяснить невозможно. Давно посчитано, что вам сохранить (уникальные интерьеры торговых залов. – Прим. авт.) было выгодней. В старинных интерьерах покупательная способность выше. А вы взяли и исковеркали. Тайком. Зная, что никому не понравится. А значит, делали это только для того, чтобы чинно и свысока наблюдать, как город ест. Морщится, корчится, ревет, но ест. Сопротивляется статьями и репортажами, письмами и пикетами, и все равно – ест. Красивое, добротное, надежное уничтожить на глазах у всех – это ведь не бизнес. Это сеанс терапии, в ходе которого люди (бизнесмены. – Прим. авт.) значимостью наполняются. Ощущением собственной важности.

По закону этой страны вы, ребята, были обязаны сохранить. Но решили добить. На глазах у всех. Ради сомнительного удовольствия наблюдать, как другим от этого будет больно.

      

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Прощай, «Кунст и Альберс»?
Прощай, «Кунст и Альберс»?

Ситуацию, развернувшуюся вокруг реконструкции здания торгового дома «Кунст и Альберс» во Владивостоке, не назовешь, к сожалению, ни уникальной, ни из ряда вон выходящей. Увы, подобное отношение к памятникам культуры, истории и архитектуры, особенно со стороны собственников, у которых лишь баксы зеленые в глазах, стало приметой нашего времени.

Украинцев зовут на восток
Украинцев зовут на восток

В воскресенье на площадке Красноярского экономического форума министр Минвостокразвития РФ Александр Галушка признал возможным массовое привлечение жителей Украины для заселения Дальнего Востока и предложил братьям-славянам помощь при переезде в Приамурье и в Приморье.

«Надежда» встречала Масленицу во Вьетнаме

Парусное учебное судно «Надежда» по дороге в Сочи, где оно примет участие в Черноморской регате больших парусников, посетило с дружеским визитом порт Вунг Тау (Вьетнам).

Приморская студентка стала победительницей чемпионата России по пауэрлифтингу

Свою ближайшую конкурентку из Кемеровской области Валерия Тимощук «обошла» на 30 кг.

ТОФ пополнился универсальным боевым кораблем

​На прошлой неделе в состав Приморской флотилии разнородных сил ТОФ поступил уникальный по своим боевым и ходовым характеристикам противодиверсионный катер «Грачонок» проекта 21980.

Последние номера
газета
газета
газета
газета